Газета «Наш
Мир» Китай намерен построить железную дорогу, по которой можно будет добраться из Лондона в Пекин напрямую всего за два дня. Большая ее часть будет проходить по территории России. Скептики указывают на технические сложности строительства и угрозу роста нелегальной миграции из Китая, но китайцы рассчитывают на признание аэрофобов.
Пекин надеется соединить Европу и Азию с помощью новой высокоскоростной железной дороги, над проектом которой сейчас работают китайские инженеры. По их задумке, по новой дороге будут ходить поезда, способные развивать скорость до 320 км/ч (для сравнения, первый высокоскоростной в России поезд — нашумевший «Сапсан» — рассчитан на скорость до 250 км/ч).
Благодаря этому новая железная дорога позволит пассажирам на поезде добраться из начальной точки маршрута — Лондона — в конечную — Пекин — всего за два дня. Сейчас на это требуется не менее недели на поезде и около 10 часов на самолете.
«Мы стремимся к тому, чтобы поезда двигались почти так же быстро, как самолеты»,— рассказал в интервью британской газете Daily Telegraph один из создателей проекта, член Китайской академии наук и старший консультант проекта китайской высокоскоростной железной дороги Ван Меншу.
Авторы проекта рассчитывают завершить строительство к 2020 году. В худшем случае, по словам Вана, строительство займет не 10, а 15 лет.
Конкурент
По словам Вана Меншу, протяженность основной ветки новой железной дороги составит около 8,2 тыс. км. Это меньше самой длинной железной дороги в мире — Транссибирской магистрали (Транссиба), длина которой — 9,3 тыс. км. Транссиб соединяет Москву и крупнейшие восточно-сибирские и дальневосточные промышленные города России, а также железнодорожные выходы в Европу (Санкт-Петербург, Калининград, Новороссийск).
Европа и Азия станут ближе
Железная дорога, соединяющая Лондон и Пекин,— это основная линия, маршрут которой сейчас продумывают китайские инженеры. Из Британских островов в Евразию поезда будут попадать по мосту над Ла-Маншем. Далее пассажиры проедут Париж, Берлин, Варшава и Киев и окажутся на территории России, где их путь будет проходить через Санкт-Петербург и Москву. Из Москвы они направятся в Астану (Казахстан), оттуда — на Дальний Восток в Хабаровск. Там пассажиров ожидает последний переезд до китайской столицы.
От основной линии будут ответвляться две дополнительные. Первая, северная линия, соединит Россию с Германией, где вольется в европейскую систему железных дорог. Вторая направится в Юго-Восточную Азию и пройдет через территории Туркмении, Ирана, Индии, Вьетнама, Таиланда, Камбоджи, Бирмы, Малайзии и Сингапура. На сегодня Китай и Юго-Восточную Азию связывает единственная железнодорожная линия, построенная в начале прошлого столетия.Расплатиться батарейками за рельсы
У новой железной дороги есть свои достоинства. В первую очередь, это скорость, с которой люди смогут переместиться из одной части света в другую, считается также, что высокоскоростная магистраль будет способствовать продажам и транспортировке сырья. Кроме того, возможность добраться в Лондон на поезде, несомненно, порадует людей, которые испытывают панический страх перед перелетами (аэрофобы).
У проекта уже есть сторонники. Ван уверяет, что в действительности инициатором проекта был вовсе не Китай — к Пекину обратились другие страны, в частности Индия, которые не имеют проблем с финансированием, зато не обладают необходимыми технологиями для реализации такого проекта. В ответ Китай предложил обеспеченным странам, заинтересованным в проекте, инвестировать в строительство участка железной дороги в Бирме в обмен на литий (этот металл широко используется в аккумуляторах и батарейках), которым богата эта страна.
Маршрут железной дороги пока окончательно не определен и может претерпеть некоторые изменения, отмечает Ван. По его словам, сейчас Китай ведет переговоры с 17 странами, по территории которых может пройти путь. При этом ни одну страну китайский эксперт не назвал.
Между тем, в РЖД о планах Китая проложить железную дорогу в Европу не знают. Как рассказал GZT.RU представитель пресс-службы, никаких переговоров по такому строительству они не ведут. Он также выразил сомнения в том, что китайцы могут строить дорогу на российской территории, не согласовав это с российскими властями.
«Признаюсь честно, в первый раз слышу об этом проекте, хотя мы общаемся с китайскими коллегами, представителями и руководителями различных туристических и бизнес представительств ежедневно», – заметила GZT.RU Наталия Сапрыкина, представитель туроператора по Китаю China Tour & Business Travel Co. По словам Сапрыкиной, китайцы активно развивают сеть высокоскоростных железных дорог внутри страны, к примеру, курсирует экспресс Гонконг-Гуанчжоу (в пути 2 часа), к 2012 году намечен запуск скоростного поезда Гонконг-Пекин, время в пути составит 8-10 часов (сейчас – в пути 23 часа), экспресс Гонконг-Шанхай, время в пути составит 6 часов (сейчас – 18 часов), экспресс Пекин-Шанхай, время в пути будет менее 5 часов, скорость 250 км/ч (сейчас – более 12 часов).
«Я бы поняла, если бы такой маршрут связал Россию и Китай. Выездной турпоток из нашей страны в Китай в прошлом году составил чуть менее 2 млн человек. При этом поток из Европы в Китай в десятки раз меньше. Через нашу компанию мы отправляем из Англии/Европы в Китай не более одного–двух человек в год», – отметила Сапрыкина. По ее данным, в Национальном Туристическом офисе Китая в Москве также ничего не знают об этом масштабном проекте.
На китайские амбиции нашлись свои скептики
Вместе с тем, амбициозный китайский проект вызвал и нарекания скептиков. Одни, в частности, указывают на технические сложности в осуществлении проекта. Для своих внутренних железных дорог Китай внедряет новую конструкцию железнодорожного полотна. Согласятся ли на это другие страны, пока непонятно.
Беспокойство также вызывают проблемы контрабанды и незаконной миграции — только в Сибири уже осели около миллиона выходцев из самой густонаселенной страны в мире, а прямая железная дорога упростит путь мигрантов на север.
Федор Лукьянов: Поворот на восток
Непохоже на то, чтобы сотни тысяч или миллионы китайцев мечтали оставить родину и ринуться на север, если, конечно, не случатся климатические бедствия, которые предрекают Китаю алармисты из числа приверженцев теории глобального потепления.
Еще один камень преткновения — это визы. Сколько виз, хоть и транзитных, придется получать пассажиру, которому предстоит пересечь несколько стран? Однако Китай настроен на оптимизм. Создатели проекта рассчитывают, что через 10 лет визовые ограничения на перемещения по территории Азии будут полностью отменены.
Транссиб на диване
РЖД и Google записали 150 часов непрерывного видео из окна ехавшего по Транссибу поезда — самые красивые пейзажи, крупнейшие реки и почти 90 городов для тех, у кого нет лишней недели на путешествие через половину континента и семь часовых поясов. Можно посмотреть с мостов на разливы Волги, Камы, Ангары и Амура, увидеть Байкал и проехать через населенный пункт под названием Ерофей Павлович. |