Газета «Наш
Мир» 1 марта 2010 года является знаменательной датой в истории Казахстана. В этот день, 15 лет назад в соответствии с Указом Президента РК была образована Ассамблея народов Казахстана, как консультативно-совещательный орган при Президенте Казахстана.
Не допустить взрыва Эту идею Нурсултан Назарбаев высказал еще в 1992 году, на первом Форуме народов Казахстана: «Не одно поколение казахстанцев создавало наше главное достояние – дружбу народов. Многое переосмысливая заново, казахстанцы не вправе растрачивать это богатство, забывать добрые традиции. Они сформировались не в последнее десятилетие и не коммунистическими директивами. Надо повседневно слышать голос каждого народа, любой национальности. Именно поэтому необходимо перевести форум на постоянную основу, создать новый общественный институт».
Надо отметить, что это была по тем меркам прорывная идея. В то время территория бывшего СССР содрогалась от межнациональных конфликтов, которые уже в 1992 году превращались в межнациональные войны, как это происходило в Карабахе, Абхазии, Приднестровье, Ингушетии. Острые межнациональные конфликты были и в соседних странах Средней Азии. То есть некогда общий дом, по сути дела, был охвачен пожаром межнациональной вражды. За 10 месяцев до этого форума, в феврале 1992 года произошла резня в городе Ходжалы, в ходе которой погибло по официальным данным 613 человек. Вражда подталкивалась сразу несколькими факторами. Во-первых, сказывались ошибки советской национальной политики, когда интересы одного народа ущемлялись в пользу другого. Крушение СССР создало условия для сведения старых счетов. Во-вторых, активно строились новые государства, и многим народам в них не находилось места. И они тут же взрывались от межнациональных противоречий. Перед Казахстаном стояла та же самая проблема. Население республики было национально неоднородным, и попытка строительства нового государства в пользу одного народа, с ущемлением других, грозило таким же взрывом межнациональной вражды. Потому в этих непростых условиях, Нурсултан Назарбаев выдвинул одну из главных своих идей - идею защиты дружбы народов в Казахстане путем создания специального общественного института, позже организованного в виде Ассамблеи народов Казахстана.
Обычно решение вопросов представительства национальных меньшинств наталкивается на противоречие. Если ввести прямое пропорциональное представительство, то меньшинства ничего не получат, поскольку представители большинства будут иметь преимущество по всем вопросам. Небольшие национальные меньшинства, численностью до 1000 человек, могут вовсе в эту систему не попасть.
Потому Президент предложил другую схему трехступенчатого представительства. Первая ступень - этнокультурные и общественные объединения. Вторая ступень - Ассамблея народов Казахстана. Третья ступень - 9 депутатов Мажилиса Парламента РК, которые избираются членами Ассамблеи, а также 810 депутатов в маслихатах всех уровней. Эта схема обеспечивала представительство и участие в формировании национальной политики всех, даже самых небольших народов и этнических групп.
Опыт 15 лет показал, что эта схема успешно работает. За все это время Казахстан не сталкивался с серьезными межнациональными столкновениями и противоречиями. Одним из показателей успешности этой модели является председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. Неограниченная диктатура национального большинства в Европе Опыт разрешения межнациональных проблем, накопленный в Казахстане, на сегодняшний день составляет самую сильную сторону республики в этой международной организации. Казахстану есть чему научить даже "развитые страны”, вроде США или Франции. Они, в отличие от Казахстана, сталкиваются с серьезнейшими межнациональными проблемами, трениями и столкновениями. Эти трения только усугубляют межрелигиозные трения и откровенно антиисламская пропаганда, которая рядится в тогу "антитеррористической” пропаганды.
Почти во всех западно-европейских странах есть бесправные национальные меньшинства, не имеющие никакого представительства, никаких способов и механизмов повысить свой статус и интегрироваться в общество. По поводу США и говорить нечего, там противоречия между белыми англо-саксами, латиноамериканцами и неграми настолько ярки, что не заметить их невозможно. Причем это вовсе не та ситуация, когда противоборствующие стороны тихо ненавидят друг друга. Это ситуация "холодной войны”, время от времени прорывающейся вооруженными стычками, нападениями, погромами и бунтами. Политическая система европейских стран и США не в состоянии эту проблему решить, за отсутствием подходящих механизмов.
Скажем, во Франции, печально прославившейся погромами в предместьях Парижа, у национальных меньшинств есть только один способ защиты своих прав - объединиться в партию, поскольку именно партии играют ключевую роль в избирательном процессе. Но это право неэффективно, поскольку бороться приходится против партий-гигантов, вроде Объединения в поддержку Республики (900 тысяч членов) или Компартии (500 тысяч членов). Для попадания в Национальное собрание нужно получить абсолютное большинство голосов в избирательном округе, что для представителей нацменьшиств или мелких партий нереально.
В Швейцарии, где недавно прошел референдум против строительства минаретов, у нацменьшинств нет и этих возможностей, поскольку там 6 мест из 7 в Федеральном совете и 60% мест в Национальном совете принадлежат трем партиям, оформившимся еще в XIX веке.
И подобное положение сложилось во всех европейских странах. Для национальных меньшинств в Европе демократия представляет собой ничем не ограниченную диктатуру национального большинства, которое легко и без проблем на любых выборах и референдумах переголосует любую коалицию национальных меньшинств. В свете всего этого становится понятно, насколько прогрессивна система Казахстана, которая избавляет национальные меньшинства от лобовой конкуренции с крупными партиями и национальным большинством, дающая шанс на представительство даже самым небольшим этническим группам, которые в европейских странах просто хрустят под сверкающими сапогами хваленой европейской демократии. Проба на демократичность Казахстан здесь находится в выгодном положении и может существенно улучшить свое политическое положение в мире, предложив в качестве метода решения этих проблем свой опыт, доказавший свою эффективность. Кроме давно обсуждаемых проблем, вроде международного терроризма, "потепления климата” или распространения демократии, Казахстан инициирует тему, которую кроме него никто не может поднять - тему эффективного обеспечения межнационального мира и сотрудничества. Толерантности, иными словами, но не на словах, а на деле.
Даже простое введение консультативного совета при главе государства или сенате, включающего представителей национальных меньшинств, аналогичного Ассамблее народов Казахстана, которое не будет иметь других прав, кроме как поддержания коммуникации и дачи консультаций, уже серьезно улучшит положение в Европе. Это уже повысит политический вес национальных лидеров, которые сегодня вынуждены колебаться между позицией поддакивания диктатуре большинства и позицией радикалов, ставящих на бунты и насилие.
По сути дела, предложение Казахстана - это беспрецедентная проба европейских стран на демократичность. Очевидно, что сегодня в наидемократичнейших странах, озабоченных правами человека, права национальных и религиозных меньшинств грубо и нагло попираются. Теперь интересно, что эти страны скажут в ответ на предложение Казахстана. Если они откажутся, и заявят что-то вроде того, что их политическая система, якобы, "вечная ценность”, то это будет означать, что европейская демократия и права человека - это не более чем красивая мишура, болтовня для легковерных, за которой скрывается подавление одного народа другим.
|