Газета «Наш
Мир» Сочетание "человек-дорога” априори опасно. При современных скоростях и технических возможностях засилье транспортных средств становится смертельной опасностью.
Сочетание "человек-дорога” априори опасно. При современных скоростях и технических возможностях засилье транспортных средств становится смертельной опасностью. По данным комитета дорожной полиции МВД РК, в прошлом году в республике произошло 12534 ДТП, в результате которых ранены 14788 человек, 2898 - погибли. Конечно, глупо думать, что все, кто в те трагичные моменты находился за рулем - отъявленные злодеи, мечтавшие переехать ненавистного пешехода или врезаться в джип, вызывающий глубокую личную неприязнь. Среди водителей, виновных в аварии и гибели людей, много так называемых "неосторожников”, то есть тех, кто в здравом уме и трезвом состоянии, в силу тех или иных причин совершил преступление - неумышленное, но предусмотренное уголовным кодексом. В частности, статьей 296 ("Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами”) УК РК, санкция которой предусматривает наказание на срок до 10 лет лишения свободы. Совершил - стало быть, должен отвечать по закону. Не будем сейчас принимать во внимание наличие сановных родственников, собственной должности, связей в правоохранительных кругах и так далее. Остановимся на свершившемся среднестатистическом факте: суд вынес приговор, человек признан виновным. Само собой, редко кто из оказавшихся на скамье подсудимых целиком и полностью признает свою вину - как правило, водители выстраивают целую систему стечения роковых обстоятельств, в которых они вынуждены были поступить именно так, либо элементарно не смогли справиться с управлением. Редко и потерпевшие или их родственники довольны приговором, кажущимся им слишком гуманным. Но смертной казни, вопреки их эмоциональным пожеланиям, за совершение ДТП у нас не предусмотрено. Остается надеяться, что суд беспристрастен и объективен, назначая срок лишения свободы в зависимости от тяжести последствий, цинично говоря - количества жизней, оборванных ДТП. Одна чья-то жизнь - до пяти лет, две и больше - от пяти до десяти. И вот человек, еще вчера бывший, скажем, администратором или банковским служащим, начинает этот срок отбывать. Это не зиндан без окон, без дверей и даже не нары за "колючкой”. Виновные - не воры-рецидивисты, не бандиты и не главари организованных преступных группировок. В исправлении эти граждане не нуждаются, и потому свои сроки отбывают в колониях-поселениях для лиц, совершивших преступление по неосторожности. Для многих из них одно только содержание под стражей и суд становятся суровым наказанием, однако вину перед обществом надо искупить, и не только морально. Большинству "неосторожников” предстоит выплачивать материальный ущерб. И здесь начинаются проблемы: ведь для того, чтобы отдавать деньги, надо их, по крайней мере, зарабатывать. "Первостепенным вопросом для администрации исправительного учреждения является обеспечение осужденных оплачиваемым трудом. Это особенно важно, так как у подавляющего большинства осужденных есть обязательства по возмещению материального и морального ущерба потерпевшим, - считает главный специалист группы организации труда осужденных управления комитета УИС по г. Астане О. Шишковская. - Кроме того, у многих осужденных имеются семьи с несовершеннолетними детьми, которые также требуют материальной поддержки. Поэтому обычно администрация колонии-поселения, исходя из интересов государства, заинтересована, чтобы осужденные находили высокооплачиваемую работу. Однако сотрудники учреждения, занимающиеся трудоустройством таких лиц, сталкиваются с некоторыми проблемами. Многие осужденные не имеют какой-либо рабочей специальности и поэтому они трудоустраиваются в основном разнорабочими. К тому же, приставка "осужденный” лишает потенциальных работодателей желания принимать на работу таких людей или ассоциируется у них с дешевой рабочей силой. И основными работодателями для наших подопечных являются государственные организации и предприятия уголовно-исполнительной системы, которые не могут обеспечить высокую заработную плату”. Очевидно, что при таких доходах "сиделец” вряд ли сможет вносить ощутимую лепту в счет погашения ущерба, сиди он хоть до конца дней своих. Вряд ли он сможет делать это и выйдя на волю - при нынешнем уровне безработицы бывшего зека не ждут распростертые объятья работодателей и зарплата с пятью нулями. "Защищая социальные права осужденных, в ныне действующих нормах закона закреплено, что из их заработной платы только половина уходит на погашение сумм по исполнительным листам и другим исполнительным документам, а это всего лишь мизерная часть из многотысячных и миллионных долгов, - поясняет О. Шишковская. - И вот парадокс. Сегодня на содержание одного осужденного, отбывающего наказание в колонии-поселения, государство ежедневно затрачивает 950 тенге. Проведя нехитрые математические расчеты, можно заметить, что государство, восстанавливая социальную справедливость и лишая свободы лиц, виновных в ДТП, ежемесячно из бюджетных средств затрачивает сумму, в несколько раз превышающую размер денежных средств, выплачиваемых осужденными по возмещению ущерба. Вот и получается, что автоматически само государство и оплачивает тот самый моральный и материальный долг, образовавшийся вследствие совершенных преступлений”. Итак, задача. Человек за рулем - случайно, неумышленно - лишил жизни другого человека, а то и нескольких. В условиях, в которых он по закону отбывает наказание, он не имеет возможности зарабатывать достаточно для возмещения ущерба. И если бы это касалось только "неосторожников”! Проблема обеспечения трудом заключенных во всех исправительно-трудовых учреждениях республики - одна из самых острых проблем отечественной пенитенциарной системы. Сами сажаем, сами кормим, обуваем-одеваем. Безусловно, есть категории правонарушителей, которых во что бы то ни стало надо изолировать от общества. Так ли уж необходима такая мера по отношению к тем, кто еще вчера был добропорядочным членом этого общества, а сегодня, совершив ДТП, стал преступником? Может быть, стоит пересмотреть статью УК - не с точки зрения милосердия, а сточки зрения здравого смысла? К опыту других стран присматриваться в этом плане бесполезно. Во-первых, в каждом законодательстве - определенные меры наказания. Во-вторых, благосостояние граждан в большинстве цивилизованных государств позволяет практически сразу выплачивать большие суммы штрафов. В-третьих, активно практикуется так называемый домашний арест, когда человек на очень долгий срок лишается водительских прав и не может покидать пределы населенного пункта. И, наконец, на Западе сегодня крайне серьезно подходят к проблеме дорожной безопасности. - Тот уровень аварий со смертельным исходом, который мы сегодня имеем - следствие общей ситуации. Она критична. Дороги не адекватны резко растущему числу автомобилей, водители безграмотны, - говорит алматинский юрист С. Сергиенко. - Аварии - это лишь верхушка айсберга. Ликвидировать хаос на дорогах, искоренить систему покупки прав, навести порядок в расплодившихся, как грибы, школах вождения и тогда можно будет только удивляться, насколько снизится число ДТП. Что касается их виновников, то я - за дифференцированное применение к ним альтернативных мер наказания. К сожалению, этот институт на данный момент совершенно не развит в Казахстане. Ежедневно в мире на дорогах погибает более трех тысяч человек. За прошлый год аварии унесли жизни почти 1 миллиона 300 тысяч человек. По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения, если до 2020 года не переломить тенденцию, то жертвы дорожных аварий займут третью строчку рейтинга смертности, уступив место лишь сердечно-сосудистым заболеваниям и раку. Эти данные приводились на Первой всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения, прошедшей в ноябре прошлого года в Москве. В ее работе принимал участие и Казахстан. По итогам конференции участники подписали Московскую декларацию, в которой расписаны конкретные меры. Одно из обязательств - "инфраструктурные решения для защиты всех участников дорожного движения”. Речь идет о строительстве безопасных дорог с надземными или подземными переходами, развязками на разных уровнях, выделением пешеходных и велосипедных дорожек, полос для общественного транспорта. На конференции ВОЗ презентовала отчет о безопасности дорожного движения в 49 странах, где аварии становятся причиной смерти 120 тысяч человек ежегодно. При этом показатели смертности в разных странах отличаются в десятки раз. Печальное первенство в этой статистике держит Казахстан. Согласно докладу ВОЗ, при расчете на 100 тысяч аварий у нас погибает свыше 30 человек. Самым безопасным оказался Сан-Марино (3,2 человека). Далее - Мальта, Нидерланды, Швейцария. "Россия поставила перед собой амбициозную задачу: сократить количество жертв на дорогах к 2012 году в два раза по сравнению с 2004 годом. Правительство США тоже ставило перед собой такую задачу и достигло ее решения к 2009 году. Однако у нас на дорогах погибает около 37 тысяч человек в год. Это недопустимо. Мы собираемся сейчас внедрять целый ряд своих национальных программ”, - очень хорошо сказал в одном из своих выступлений министр транспорта США Рэй Лахуд. В поисках информации о том, что же предпринимается в этом плане в нашем отечестве, я зашел на сайт комитета дорожной полиции МВД РК. Конечно, я и не ожидал увидеть "горячих”, наполненных энергией, содержательных новостей о мерах по улучшению безопасности на дорогах. Их здесь и не оказалось. Зато в рубрике "Актуальное интервью” на главной странице размещено интервью главы комитета Кайрата Тыныбекова, данное в прошлом году после возвращения с той самой конференции. К сожалению, ничего кроме общих слов и канцелярских фраз типа: "Министерством внутренних дел, как уполномоченным органом в сфере безопасности дорожного движения, осуществляется комплекс мер по снижению тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий”, - почерпнуть не удалось. И лишь бегущая строка придавала страничке оттенок реальности: "За прошедшие сутки на территории республики зарегистрировано 18 ДТП, в результате которых погибло 3 человека, 26 получили травмы различной степени тяжести”. Стало быть, снова кто-то отправится вскоре в колонию…
|