Газета «Наш
Мир» Доллар — самая худшая резервная валюта в мире, не считая остальных, шутят американцы. Могущество доллара пошатнулось, его доля в мировых резервах сейчас составляет 60%, продолжая медленно уменьшаться. Хуже доллара сейчас чувствует себя только евро — из-за проблем в Греции и угрозы суверенных дефолтов в других европейских странах.
А может, новой мировой резервной валютой станет китайский юань?
За последний год прямые иностранные инвестиции в Китай удвоились — в декабре они достигли $12,14 млрд. На Китай приходится больше половины мировых международных резервов ($2,4 трлн из $4,4 трлн). Поэтому, пользуясь своим огромным влиянием, Китай может ускорить процесс перевода доллара во второстепенные мировые валюты. Китайские чиновники в последнее время любят заявлять о желании сократить долю доллара в своих резервах. Угрозы воспринимаются серьезно: как только на прошлой неделе стало известно, что данные минфина США свидетельствуют о снижении спроса на американские казначейские бонды со стороны Китая, американцы впали в тревогу. Да так, что в минувший вторник китайские чиновники были вынуждены публично их успокаивать, заявляя, что продолжают буквально «каждый день» закупать казначейские облигации США.
В пользу того, что китайский юань может со временем заменить доллар, есть несколько серьезных аргументов. Неустойчивость американского бюджета, которая в ближайшие годы будет расти из-за демографической ситуации (бюджету США нужно все больше денег на пенсии и социальные страховки). Слишком расслабленная политика ФРС, которая продолжает ослаблять доллар, увеличивая риск инфляции. Гигантский внешний долг США, который вызывает сильное желание уменьшить долговое бремя с помощью инфляции. Ну и серьезный удар, который получила финансовая система США в результате кризиса.
Есть и контраргументы. Надо учитывать, что международные резервы хранятся не столько в самой валюте, сколько в государственных облигациях, номинированных в ней. Поэтому доверия инвесторов к экономике мало, нужно еще доверие к правительству, выпустившему долговые бумаги. США никогда не допускали просрочек по внешнему (в отличие от внутреннего) долгу — даже во время войн и других катаклизмов. Американцы невыплату государственного долга считают национальным унижением, эти платежи имеют приоритет перед всеми остальными.
Неизвестно, будет ли исповедовать такие же ценности Китай. Модель роста китайской экономики основана на экспорте продукции с низкой добавленной стоимостью и контролируемом валютном курсе. А это значит, что экономика не так уж сбалансирована. Китай слишком сильно зависит от экспорта, особенно по сравнению с США. Есть и структурная проблема, связанная с недостатком сырья.
Конкурентоспособность американской экономики основана на инновациях и высокой производительности. А инновационный потенциал китайской экономики (по крайней мере в среднесрочной перспективе) вызывает сомнения.Чтобы юань стал мировой резервной валютой, китайский фондовый рынок должен быть достаточно ликвидным и прозрачным — а пока до этого очень далеко. Помимо всего прочего, Китай продолжает зависеть от США гораздо сильнее, чем США от Китая.
Когда доллар заменил фунт стерлингов в качестве мировой резервной валюты, это не произошло в одночасье. Процесс начался примерно в 1870 г. и завершился лишь в 1945 г. в результате Бреттон-Вудских договоренностей. Чтобы произошла замена доллара на юань, нужно, чтобы у китайцев долго-долго все шло чрезвычайно хорошо, а у американцев, наоборот, все было ужасно плохо на протяжении долгих лет. И даже если все пойдет именно таким образом, то, скорее всего, сменится несколько поколений, прежде чем мир придет к новой резервной валюте. |