Газета «Наш
Мир» Президент США Барак Обама одобрил идею своего афганского коллеги Хамида Карзая пойти на переговоры с талибами. К контактам с мятежниками готова подключиться и миссия ООН, которая намерена сыграть роль посредника. Впрочем, шансы на компромисс невелики: "Талибан" хочет восстановить в стране законы шариата, а Пакистан стремится к созданию правительства в Кабуле с участием талибов, вскормленных пакистанской разведкой, пишет "Независимая газета".
Карзай с начала этого года развернул широкую кампанию в СМИ за то, чтобы вовлечь боевиков в переговорный процесс. Президент США, как передало агентство Reuters, одобрил такой подход. Это может означать, что в позиции Вашингтона произошел определенный сдвиг. Раньше он поддерживал усилия Кабула, направленные на то, чтобы побудить мятежных командиров среднего и низкого уровня сложить оружие, но не поощрял попыток вступить в контакт с Муллой Омаром и другими предводителями талибов.
Почти одновременно с Вашингтоном за переговоры с талибами высказался генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. В докладе, подготовленном к заседанию Совета Безопасности ООН, Пан указал, что миссия ООН в Афганистане готова сыграть роль посредника в "программе примирения". Однако контакты между воюющими сторонами должны быть "осторожными и гибкими". Как сказал репортерам дипломатический сотрудник ООН, попросивший не упоминать его имени, миссии ООН достаточно, чтобы Совет Безопасности, состоящий из 15 членов, только подмигнул, и секретные переговоры начнутся.
По мнению чиновников демократической администрации, для успеха мирных переговоров необходимо сначала достичь ощутимого перевеса над врагом на поле боя. Обама приказал в декабре направить в Афганистан дополнительно 30 тысяч солдат. Когда передислокация будет завершена, американский экспедиционный корпус будет насчитывать 100 тысяч человек. Еще более 40 тысяч штыков предоставили другие страны. Следующий год, по расчетам американских политиков и генералов, должен стать решающим. Именно в середине 2011 года президент собирается начать постепенно выводить войска.
Шансов на успех переговоров сейчас почти нет, считает заведующий сектором Афганистана Института востоковедения РАН Виктор Коргун. Будут маленькие подвижки, топтание на месте. Но серьезных решений ожидать не следует, полагает он.
Оба воюющих лагеря не готовы к уступкам. У Карзая нет повестки дня для переговоров, хотя он и пригласил к ним Муллу Омара. Правительство требует, чтобы повстанцы признали Конституцию Афганистана, в которой заявлены соблюдение прав человека, равноправие женщин и другие демократические ценности. "Талибан" отвечает, что эта Конституция списана с американской и чужда афганцам. К тому же единства в правительственном стане нет, в парламенте есть различные фракции, которые готовы гораздо дальше, чем президент, пойти навстречу талибам.
А талибы еще в 2006 году обнародовали свою конституцию, которая по сути ставит целью возродить порядки и законы шариата, существовавшие во времена Средневековья. Мулла Омар требует, чтобы Кабул признал его конституцию, и говорит, что начнет переговоры только после вывода иностранных войск.
К тому же в мирный процесс вмешивается, опираясь на США, Пакистан. Он хочет оттеснить от урегулирования Индию и Россию и добиться сформирования коалиционного правительства, в котором будут представлены афганские талибы, вскормленные пакистанской разведкой. Все это делает перспективы урегулирования крайне туманными, заключил эксперт.
Очевидно, разбить талибов в боевых столкновениях США уже не надеются, делает вывод газета "Коммерсант". К переговорам Вашингтон подтолкнули, в частности, итоги операции под кодовым названием "Моштарак" ("Вместе"). В боевых действиях под Марджей участвовали 15 тысяч военнослужащих международных сил содействия безопасности (ISAF). Несмотря на то что руководство Пентагона объявило операцию успешной, военные эксперты посчитали ее провальной.
"В Мардже повторился тот же самый сценарий, с которым наши войска уже сталкивались в Афганистане: талибы просто покинули район боевых действий или растворились среди местного населения, - заявил военный аналитик Дэвид Фэнгер. - Армейские подразделения одержали тактическую победу, заняв несколько поселков, но в стратегическом отношении мы проиграли: уже сейчас можно говорить о нескольких тысячах беженцев, а сопротивление рассеянных групп талибов, наносящих точечные удары, войска не могут подавить до сих пор".
Власти Афганистана уже пытаются договориться с представителями "Талибана". Правда, пока безуспешно. Первые переговоры, организованные при посредничестве короля Саудовской Аравии Абдаллы, прошли в Мекке еще летом 2008 года. А несколько недель назад правительство Мальдивских островов подтвердило, что в начале января на территории архипелага прошли переговоры между афганскими властями и непримиримой оппозицией.
И хотя спецпредставитель президента США Ричард Холбрук, комментируя итоги встречи на Мальдивах, заметил, что "Соединенные Штаты никогда не сядут за стол переговоров с теми, кто не разорвал свои отношения с "Аль-Каидой", эксперты уверены, что американская администрация санкционировала эти переговоры.
Судя по всему, теперь Вашингтон намерен взять переговоры с талибами в свои руки и общаться с ними напрямую. Достижение хотя бы каких-нибудь договоренностей к 2011 году позволило бы Бараку Обаме не дать республиканцам превратить неудачи Афганистана в выигрышную тему, какой для него были в свое время провалы администрации Джорджа Буша в Ираке. |