Газета "Наш Мир" br>  Газета «Наш
Мир»
 
 С 16 по 18 марта 2010 года по приглашению Предстоятеля Армянской 
Апостольской церкви Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гергина
 II проходит официальный визит Святейшего Патриарха Кирилла в Армению. 
 Армянская церковь – одна из древнейших христианских общин. В 301 году
 Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве 
государственной религии. Уже много веков между нами нет церковного 
единства, но это не мешает существованию добрососедских отношений. На 
прошедшей 12 марта встрече с послом Республики Армения в России О.Е. 
Есаяном, Святейший Патриарх Кирилл отметил: "Наши отношения уходят 
вглубь веков... Близость наших духовных идеалов, единая нравственная и 
духовная система ценностей, в которой живут наши народы, являются 
фундаментальной составляющей наших отношений". 
 Читатели нашего портала часто задают вопрос: "В чем различие между 
православием и армянским христианством"? 
 Протоиерей Олег Давыденков, доктор богословия, заведующий кафедрой 
восточно-христианской филологии и восточных Церквей Православного 
Свято-Тихоновского Богословского Университета отвечает на вопросы 
портала "Православие и мир" о дохалкидонских церквях, одной из которых и
 является Армянская церковь. 
  – Отец Олег, прежде чем говорить об армянском направлении 
монофизитства, расскажите о том, что такое монофизитство и как оно 
возникло? 
  – Монофизистсво – это христологическое учение, сущность которого 
состоит в том, что в Господе Иисусе Христе только одна природа, а не 
две, как учит Православная Церковь. Исторически оно появилось как 
крайняя реакция на ересь несторианства и имело не только догматические, 
но и политические причины. 
 Православная Церковь исповедует во Христе одно лицо (ипостась) и две 
природы – божественную и человеческую. Несторианство учит о двух лицах, 
двух ипостасях и двух природах. Монофизиты же впали в противоположную 
крайность: во Христе они признают одно лицо, одну ипостась и одну 
природу. С канонической точки зрения различие между Православной 
Церковью и монофизитскими церквами заключается в том, что последние не 
признают Вселенские Соборы, начиная с IV-го Халкидонского, который 
принял вероопределение (орос) о двух природах во Христе, которые 
сходятся в одно лицо и в одну ипостась. 
 Название "монофизиты" было дано православными христианами 
противникам Халкидона (сами себя они называют православными). 
Систематически монофизитская христологическая доктрина сформировалась в 
VI в., благодаря прежде всего трудам Севира Антиохийского(+ 538 г.). 
 Современные монофизиты стараются модифицировать свое учение, 
утверждают, что их отцов обвиняют в монофизитстве несправедливо, 
поскольку те анафематствовали Евтиха1, но это изменение стилистики, не 
затрагивающие сути монофизитского вероучения. Работы современных 
монофизитских богословов свидетельствуют о том, что принципиальных 
изменений их доктрины не происходит, существенных различий между 
монофизитской христологией VI в. и современной нет. Еще в VI в. 
появляется учение о "единой сложной природе Христа", составившейся из 
божества и человечества и обладающей свойствами обоих естеств. Однако 
этим не предполагается признание во Христе двух совершенных природ – 
природы божественной и природы человеческой. Кроме того, монофизитство 
почти всегда сопровождается монофилитской и моноэнергистской позицией, 
т.е. учением о том, что во Христе только одна воля и одно действие, один
 источник активности, которым является божество, а человечество 
оказывается его пассивным орудием. 
  – Отличается ли армянское направление монофизитства от других его 
видов? 
  – Да, отличается. В настоящее время существует шесть нехалкидонских 
церквей (или семь, если Армянский Эчмиадзинский и Киликийский 
католикасаты рассматривать, как две церкви, де-факто автокефальных 
Церкви). Древние Восточные Церкви можно разделить на три группы: 
 1) Сиро-яковиты, копты и малабарцы (Маланкарская церковь Индии). Это 
монофизитство севирианской традиции, в основе которой лежит богословие 
Севира Антиохийского. 
 2) Армяне (Эчмиадзинский и Киликийский католикасаты). 
 3) Эфиопы (Эфиопская и Эритрейская Церкви). 
 Армянская Церкви в прошлом отличалась от остальных нехалкидонских 
церквей, даже сам Севир Антиохийский был анафематствован армянами в IV 
в. на одном из Двинских соборов как недостаточно последовательный 
монофизит. На богословие Армянской Церкви значительное влияние оказывал 
афтартодокетизм (учение о нетленности тела Иисуса Христа с момента 
Воплощения). Появление этого радикального монофизитского учения связано с
 именем Юлиана Галикарнасского, одного из основных оппонентов Севира 
внутри монофизитского лагеря. 
 В настоящее время все монофизиты, как показывает богословский диалог,
 выступают с более-менее одинаковых догматических позиций: это 
христология, близкая к христологии Севира. 
 Говоря об армянах, следует отметить, что сознание современной 
Армянской Церкви характеризуется выраженным адогматизмом. Если другие 
нехалкидониты церкви проявляют немалый интерес к своему богословскому 
наследию и открыты для христологической дискуссии, то армяне, напротив, 
мало интересуются собственной христологической традицией. В настоящее 
время интерес к истории армянской христологической мысли проявляют 
скорее некоторые армяне, сознательно перешедшие из Армяно-Григорианской 
Церкви в Православие, причем, как в самой Армении, так и в России. 
  – Ведется ли сейчас богословский диалог с Дохалкидонскими церквами? 
  – Ведется с переменным успехом. Итогом такого диалога между 
Православными христианами и Древневосточными (Дохалкидонскими) церквями 
стали так называемые Шамбезийские соглашения. Одним из основных 
документов является Шамбезийское соглашение от 1993 года, которое 
содержит согласованный текст христологического учения, а также содержит 
механизм восстановления общения между "двумя семьями" Церквей через 
ратификацию соглашений синодами этих Церквей. 
 Христологическое учение этих соглашений имеет целью найти компромисс 
между Православными и Древневосточными церквями на основе богословской 
позиции, которую можно было бы охарактеризовать как "умеренное 
монофизитство". В них содержатся двусмысленные богословские формулы, 
которые допускают монофизитское толкование. Поэтому реакция в 
православном мире на них не однозначна: четыре Православные Церкви их 
приняли, некоторые не приняли с оговорками, а некоторые принципиально 
против этих соглашений. 
 Русская Православная Церковь также признала, что эти соглашения 
недостаточны для восстановления евхаристического общения, поскольку в 
них содержатся неясности в христологическом учении. Требуется 
продолжение работы по устранению неясных толкований. Например, учение 
Соглашений о волях и действиях во Христе можно понять и дифизитски 
(православно) и монофизитски. Все зависит от того, как читающий понимает
 соотношение воли и ипостаси. Рассматривается ли воля, как 
принадлежность природы, как в православном богословии, или она усвояется
 ипостаси, что характерно монофизитству. Второе Согласованное заявление 
от 1990 года, которое лежит в основе Шамбезийских соглашений 1993 года, 
не дает ответа на этот вопрос. 
 С армянами же сегодня вряд ли вообще возможен догматический диалог, 
по причине отсутствия с их сторона интереса к проблемам догматического 
характкра. После того, как в середине 90-х гг. стало понятно, что диалог
 с нехалкидонитами зашел в тупик, Русская Православная Церковь начала 
двухсторонние диалоги – не со всеми нехалкидонскими Церквями вместе, а с
 каждой в отдельности. В результате определилось три направления для 
двусторонних диалогов: 1) с сиро-яковитами, коптами и армянским 
Киликийским католикосатом, согласившимися вести диалог только в таком 
составе; 2) Эчмиадзинским католикосатом и 3) с Эфиопской Церковью (это 
направление не получило развития). Диалог с Эчмиадзинским католикосатом 
не затрагивал вопросов догматических. Армянская сторона готова обсуждать
 вопросы социального служения, пастырской практики, различные проблемы 
общественной и церковной жизни, но к обсуждению догматических вопросом 
интереса не обнаруживает. 
  – Как монофизиты сегодня принимаются в Православную Церковь? 
  – Через покаяние. Священнослужители принимаются в сущем сане. Это 
древняя практика, так принимали нехалкидонитов и в эпоху Вселенских 
Соборов.  
		
	  |