Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
С 16 по 18 марта 2010 года по приглашению Предстоятеля Армянской
Апостольской церкви Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гергина
II проходит официальный визит Святейшего Патриарха Кирилла в Армению.
Армянская церковь – одна из древнейших христианских общин. В 301 году
Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве
государственной религии. Уже много веков между нами нет церковного
единства, но это не мешает существованию добрососедских отношений. На
прошедшей 12 марта встрече с послом Республики Армения в России О.Е.
Есаяном, Святейший Патриарх Кирилл отметил: "Наши отношения уходят
вглубь веков... Близость наших духовных идеалов, единая нравственная и
духовная система ценностей, в которой живут наши народы, являются
фундаментальной составляющей наших отношений".
Читатели нашего портала часто задают вопрос: "В чем различие между
православием и армянским христианством"?
Протоиерей Олег Давыденков, доктор богословия, заведующий кафедрой
восточно-христианской филологии и восточных Церквей Православного
Свято-Тихоновского Богословского Университета отвечает на вопросы
портала "Православие и мир" о дохалкидонских церквях, одной из которых и
является Армянская церковь.
– Отец Олег, прежде чем говорить об армянском направлении
монофизитства, расскажите о том, что такое монофизитство и как оно
возникло?
– Монофизистсво – это христологическое учение, сущность которого
состоит в том, что в Господе Иисусе Христе только одна природа, а не
две, как учит Православная Церковь. Исторически оно появилось как
крайняя реакция на ересь несторианства и имело не только догматические,
но и политические причины.
Православная Церковь исповедует во Христе одно лицо (ипостась) и две
природы – божественную и человеческую. Несторианство учит о двух лицах,
двух ипостасях и двух природах. Монофизиты же впали в противоположную
крайность: во Христе они признают одно лицо, одну ипостась и одну
природу. С канонической точки зрения различие между Православной
Церковью и монофизитскими церквами заключается в том, что последние не
признают Вселенские Соборы, начиная с IV-го Халкидонского, который
принял вероопределение (орос) о двух природах во Христе, которые
сходятся в одно лицо и в одну ипостась.
Название "монофизиты" было дано православными христианами
противникам Халкидона (сами себя они называют православными).
Систематически монофизитская христологическая доктрина сформировалась в
VI в., благодаря прежде всего трудам Севира Антиохийского(+ 538 г.).
Современные монофизиты стараются модифицировать свое учение,
утверждают, что их отцов обвиняют в монофизитстве несправедливо,
поскольку те анафематствовали Евтиха1, но это изменение стилистики, не
затрагивающие сути монофизитского вероучения. Работы современных
монофизитских богословов свидетельствуют о том, что принципиальных
изменений их доктрины не происходит, существенных различий между
монофизитской христологией VI в. и современной нет. Еще в VI в.
появляется учение о "единой сложной природе Христа", составившейся из
божества и человечества и обладающей свойствами обоих естеств. Однако
этим не предполагается признание во Христе двух совершенных природ –
природы божественной и природы человеческой. Кроме того, монофизитство
почти всегда сопровождается монофилитской и моноэнергистской позицией,
т.е. учением о том, что во Христе только одна воля и одно действие, один
источник активности, которым является божество, а человечество
оказывается его пассивным орудием.
– Отличается ли армянское направление монофизитства от других его
видов?
– Да, отличается. В настоящее время существует шесть нехалкидонских
церквей (или семь, если Армянский Эчмиадзинский и Киликийский
католикасаты рассматривать, как две церкви, де-факто автокефальных
Церкви). Древние Восточные Церкви можно разделить на три группы:
1) Сиро-яковиты, копты и малабарцы (Маланкарская церковь Индии). Это
монофизитство севирианской традиции, в основе которой лежит богословие
Севира Антиохийского.
2) Армяне (Эчмиадзинский и Киликийский католикасаты).
3) Эфиопы (Эфиопская и Эритрейская Церкви).
Армянская Церкви в прошлом отличалась от остальных нехалкидонских
церквей, даже сам Севир Антиохийский был анафематствован армянами в IV
в. на одном из Двинских соборов как недостаточно последовательный
монофизит. На богословие Армянской Церкви значительное влияние оказывал
афтартодокетизм (учение о нетленности тела Иисуса Христа с момента
Воплощения). Появление этого радикального монофизитского учения связано с
именем Юлиана Галикарнасского, одного из основных оппонентов Севира
внутри монофизитского лагеря.
В настоящее время все монофизиты, как показывает богословский диалог,
выступают с более-менее одинаковых догматических позиций: это
христология, близкая к христологии Севира.
Говоря об армянах, следует отметить, что сознание современной
Армянской Церкви характеризуется выраженным адогматизмом. Если другие
нехалкидониты церкви проявляют немалый интерес к своему богословскому
наследию и открыты для христологической дискуссии, то армяне, напротив,
мало интересуются собственной христологической традицией. В настоящее
время интерес к истории армянской христологической мысли проявляют
скорее некоторые армяне, сознательно перешедшие из Армяно-Григорианской
Церкви в Православие, причем, как в самой Армении, так и в России.
– Ведется ли сейчас богословский диалог с Дохалкидонскими церквами?
– Ведется с переменным успехом. Итогом такого диалога между
Православными христианами и Древневосточными (Дохалкидонскими) церквями
стали так называемые Шамбезийские соглашения. Одним из основных
документов является Шамбезийское соглашение от 1993 года, которое
содержит согласованный текст христологического учения, а также содержит
механизм восстановления общения между "двумя семьями" Церквей через
ратификацию соглашений синодами этих Церквей.
Христологическое учение этих соглашений имеет целью найти компромисс
между Православными и Древневосточными церквями на основе богословской
позиции, которую можно было бы охарактеризовать как "умеренное
монофизитство". В них содержатся двусмысленные богословские формулы,
которые допускают монофизитское толкование. Поэтому реакция в
православном мире на них не однозначна: четыре Православные Церкви их
приняли, некоторые не приняли с оговорками, а некоторые принципиально
против этих соглашений.
Русская Православная Церковь также признала, что эти соглашения
недостаточны для восстановления евхаристического общения, поскольку в
них содержатся неясности в христологическом учении. Требуется
продолжение работы по устранению неясных толкований. Например, учение
Соглашений о волях и действиях во Христе можно понять и дифизитски
(православно) и монофизитски. Все зависит от того, как читающий понимает
соотношение воли и ипостаси. Рассматривается ли воля, как
принадлежность природы, как в православном богословии, или она усвояется
ипостаси, что характерно монофизитству. Второе Согласованное заявление
от 1990 года, которое лежит в основе Шамбезийских соглашений 1993 года,
не дает ответа на этот вопрос.
С армянами же сегодня вряд ли вообще возможен догматический диалог,
по причине отсутствия с их сторона интереса к проблемам догматического
характкра. После того, как в середине 90-х гг. стало понятно, что диалог
с нехалкидонитами зашел в тупик, Русская Православная Церковь начала
двухсторонние диалоги – не со всеми нехалкидонскими Церквями вместе, а с
каждой в отдельности. В результате определилось три направления для
двусторонних диалогов: 1) с сиро-яковитами, коптами и армянским
Киликийским католикосатом, согласившимися вести диалог только в таком
составе; 2) Эчмиадзинским католикосатом и 3) с Эфиопской Церковью (это
направление не получило развития). Диалог с Эчмиадзинским католикосатом
не затрагивал вопросов догматических. Армянская сторона готова обсуждать
вопросы социального служения, пастырской практики, различные проблемы
общественной и церковной жизни, но к обсуждению догматических вопросом
интереса не обнаруживает.
– Как монофизиты сегодня принимаются в Православную Церковь?
– Через покаяние. Священнослужители принимаются в сущем сане. Это
древняя практика, так принимали нехалкидонитов и в эпоху Вселенских
Соборов.
|