Газета «Наш
Мир» Новая инициатива властей по объявлению 28 июля Днем крещения Руси всколыхнула мусульман России. Не говоря о том, что сама дата является весьма условной, что крещение в тот день принимала все-таки Русь Киевская (поэтому празднование ее в Украине, государстве суверенном, пути которого все же разошлись с нашей страной, закономернее), подобная демонстрация единения государства и Русской православной церкви опасна, прежде всего, для последней.
Любому видно, что бюрократическая машина России переживает не лучшие времена, что многие чиновники, от начальника ЖЭУ до руководителей высокого ранга, погрязли в коррупции. И вот, православная церковь зачем-то снова сливается с госаппаратом, повторяя ошибки вековой давности.
Так что же произошло 28 июля 988 года? Официальное принятие христианства от Восточно-Римской империи, которую впоследствии историки договорятся называть Византией, молодым Киевским каганатом (да-да я не оговорился). В тот знаменательный день крестились бояре, дружинники и простые киевляне, хоть многих и пришлось для этого загонять конями в Почайну.
А как отдаленные земли Руси, те, которые стали ядром современной России? Достаточно сказать, что Киевский каганат представлял собой достаточно пеструю в этническом плане картину. Кроме многочисленных славянских племен, отнюдь не считавших себя общностью, его еще населяли савиры - народ иранской группы, обитавший под Черниговом (впоследствии северяне), множество финно-угорских племен, наполнявших Русь Залесскую (будущую Московию). Все это было разбавлено варягами, славянизированными в разной степени.
И вот весь этот «компот» из племен, имевших своих божков, с «непромытыми» СМИ мозгами, вдруг как один принял новую веру? «Всенародного одобрения решений последнего пленума ЦК» нашими предкам, конечно, не было.
Новгородцы бились с киевскими дружинниками смертным боем, защищая идолов. Вятичские, мерянские и мордовские жители долго даже не пускали к себе миссионеров. Следует упомянуть и тот факт, что многие столетия монеты на Руси в ходу были арабские, предметы роскоши приходили по Великому шелковому пути, для Владимирско-Суздальской земли мусульманская Булгария была много ближе Киева, так, что «булгары строили там свои храмы».
Коренной поворот к христианству в сознании людей произошел лишь во времена Золотой Орды, когда ханы проводили христианизацию русских земель, покровительствуя православному духовенству.
Так почему не ислам? Дело в том, что каган Владимир Святославович, выбирая веру, искал, прежде всего, союзника. И Византия оказалась более надежной, чем Халифат, раздираемый тогда смутами и междоусобицами. Мусульмане ходили улица на улицу, квартал на квартал, доказывая друг другу, что только их понимание религии правильное, что только их мазхаб на прямом пути. Знакомая картина, не так ли?
Все это прекрасно знали на Руси, которая вела активную торговлю на Востоке. Подобный союзник был мало кому тогда уже интересен.
Но татарские ханы, а с ними и мусульмане вообще, серьезно поплатились за свою недальновидность. Вот так бывает, если не призовешь соседа на путь истинный.
Так что, коли хотят праздновать христиане 28 июля – что ж, по этому поводу сокрушаться вроде и нечего. Плакать надо по другой причине.
Пару лет назад мухтасибат Московской области прислал в наш городок нового имама (по нашим многочисленным обращениям), выпускника известного в России исламского учебного заведения. Но с условием, что мы должны будем его обеспечить зарплатой.
Несколько месяцев худо-бедно собиралась необходимая сумма, потом на маджлисах пошли разговоры: «Дескать, на джума мы все равно не ходим, т. к. рабочий день, в воскресенье на занятия тоже не пойдем - выходной ведь. Тогда за что ему платить?» Теперь постоянного имама нет, тишь да гладь.
Может так лишь в местностях, где мусульмане в меньшинстве, вынуждены подлаживаться под обстоятельства? Тогда другой пример. Аул в татарстанской глубинке, довольно большой, небедный, родина героя СССР. Старая, еще дореволюционная мечеть, много детишек. Да вот беда - религии их учить некому. Старики все понимают, сокрушаются.
Есть предложение - скидываться с каждого дома по 20(!) рублей в месяц молодому шакирду как раз на зарплату, хоть из Казани выписывай. Подумали, покивали и сказали: пусть платит… колхоз.
Степень деградации нашей трудно представить. Если мы сегодня не готовы взять на себя ответственность за свою религию, за будущее собственных детей, ждем спонсоров с тугими кошельками, то какая разница, будут ли праздновать христиане 28 июля? Есть ли сегодня в парламенте люди, которые представляют, прежде всего, мусульман, а уж потом различные порождения КПСС? Есть ли у нас свои врачи, учителя, юристы? По пальцам перечтешь.
Можем ли мы призвать своих соседей по стране к истине «с мудростью и добрым увещеванием», показать им пример настоящего, искреннего мусульманина, живущего в согласии со Всевышним и совестью? Сегодня каждый из нас должен ежедневно спрашивать себя: «А что я сделал для своей общины полезного, что могу сделать еще, здесь, у себя дома, в своем городе, районе?» А иначе какая разница, будут ли христиане праздновать 28 июля, или нет.
P. S. Недавно мне мой однокашник с гордостью показал фотографии с джума-намаза на проспекте Мира в Москве. Полная площадь народу - на тротуарах, газонах, ступеньках здания духовного управления. Я ему сказал: «Это - не гордость наша, а позор. Такое количество мусульман не могут расширить один дом Аллаха. Чего тогда стоит наш ислам? Чего стоим мы все?»
|