Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4609
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Корпорация «Малайзия». Идеологические секреты мусульманского чуда
Газета "Наш Мир"

Газета «Наш Мир»

Современную Малайзию, явившую миру мусульманское экономическое чудо, многие аналитики называют не иначе, как «Корпорация «Малайзия». Эта корпорация была создана на основе принципов концепции «Азиатских ценностей», продвигавшейся четвертым премьер-министром страны Махатхиром Мухаммадом, концепции «Ислам хадари» пятого премьер-министра Абдуллы Ахмада Бадави, и концепции «1Malaysia» нынешнего премьер-министра Наджиба Разака. Центральной концепцией в этой триаде является «Ислам хадари» Абдуллы Бадави, поскольку эта концепция связывает периоды правления Махатхира и Разака.

На самом деле, «Ислам хадари» является концепцией, созданной самим Махатхиром Мухаммадом для противопоставления идее исламского государства, продвигаемой Панмалазийской исламской партией (PAS). Таким образом, даже после ухода из власти Махатхира, его концепция «Азиатских ценностей» все еще практиковалась властью. Наджиб Разак, нынешний премьер-министр, с другой стороны, вознамерился продвигать идею повышения качества управления и лидерства для малазийского общества и единства различных рас и этносов страны.

Несмотря на то, что каждый из лидеров страны подавал свою концепцию, как новый политико-идеологический курс правительства, многие их критики утверждали, что все они являются попыткой каждого из трех упомянутых лидеров защитить политическую культуру и ценности мусульманского общества Малайзии. А также сохранить лидирующие позиции во власти за правящей Объединенной национальной организацией малайцев (UMNO) и «Национальным фронтом» - Barisan Nasional (BN).

Выявление ключевых пунктов малазийской «корпоративной этики и духа», дискуссии между политиками и учеными в разъяснении принципов концепций, легших в их основу в реальной политике Малайзии, позволит разобраться в идеологических секретах успеха современного малазийского общества.


«Азиатские ценности». Модель Махатхира

Как сторонник традиционных ценностей азиатских народов, Махатхир Мухаммад, правивший страной с 1981 по 2003 годы, утверждал, что малазийское видение «азиатских ценностей» основано на малайско-исламской культуре. На его взгляд, эти ценности должны быть оберегаемы от поглощения наступающей западной культурой и ценностями.

Махатахир заявлял, что существует три основных элемента, на которых зиждется малазийский вариант азиатских ценностей - традиционная малазийская социальная культура, Ислам и адат (обычное право). Он заявил об этом еще в 1970 году в своей книге «Малайская дилемма». Причем, на его взгляд, все эти элементы должны были рассматриваться не как пережитки прошлого, но как неизбежная реальность, от которой малазийскому обществу не уйти, и которые могут и должны быть адаптированы к требованиям современного, стремительно развивающегося общества.

Махатхир Мухаммад ранее решительно отверг западные либеральные ценности и понимание прав человека, попытки навязать их остальному миру, как универсальные ценности, которые, по его мнению, вредят малазийской культуре и религии.

Будучи обеспокоенным распространением западных ценностей, западного индивидуализма, а также угрозой с их стороны азиатским ценностям и традициям, Махатхир в 1982 году в рамках широкой кампании против наступления западных ценностей начал в стране реализацию политики «Look East» – «Смотри на Восток». Тогда же на Генеральной ассамблее UMNO Махатхир и потребовал от партийных активистов и функционеров «смотреть на Восток». Данное требование значило, что, на взгляд Махатхира, малазийцам необходимо было «избавиться от западных ценностей, которые мы впитали в себя», а вместо них опереться на традиционные малазийские ценности, такие как характерные малазийскому обществу прилежание и усердие.

Современный исследователь Эррол Мендес называет малазийскую версию азиатских ценностей «моделью Махатхира» для того, чтобы отличать ее от других моделей азиатских ценностей, таких как сингапурская модель, которая делает упор на Конфуцианстве, или же китайская модель, которая подчеркивает сочетание китайских националистических и коммунистических ценностей. «Модель Махатхира» в отличие от сингапурской и китайской моделей, находится в основном под влиянием малайско-исламских ценностей. Тем не менее, это не приводило к тому, что Малайзия со своей ориентацией на Ислам, полностью выпадала из более широкого конфуциански- и китайски-ориентированного мира Юго-Восточной Азии.

Как отмечает другой исследователь Алан Дюпон, «несмотря на тот факт, что исламский дух его (Махатхира) страны заметно отличается от неоконфуцианства Сингапура и других китайско-ориентированных государств в Восточной Азии, тем не менее, он примиряет это кажущееся противоречие, относя особый малазийский национальный характер к более широкому кругу азиатских ценностей».

Основные элементы «модели Махатхира» - это сильная власть, приоритет интересов общества по отношению к интересам личности, общество, основанное на крепких семьях. При этом другой отличительной особенностью «модели Махатхира» является использование ею опыта и достижений западных стран в повышении эффективности государственной власти и демократизации общества.

Эта модель «Азиатских ценностей» также помогала правительству продвигать политику стабильности и социальной сплоченности в многонациональном и многоконфессиональном обществе. В первую очередь, по причине того, что эти добродетели являлись основополагающими элементами широко понимаемых азиатских ценностей.

В своей ориентации на азиатские ценности Махатхир Мухаммад был не одинок. К примеру, Ли Куан Ю в Сингапуре также взял на вооружение концепцию азиатских ценностей в ситуации нарастания темпов глобализации, демократизации политических систем Востока, стремительного роста экономик региона и поиска моделей политической стабильности 1990-х годов до валютного кризиса, ударившего по азиатским странам в июле 1997 года.

«Ислам хадари» Абдуллы Бадави

Преемник Махатхира Мухаммада Абдулла Ахмад Бадави представил нации уже собственную концепцию под названием «Ислам хадари» - «Ислам цивилизационный». Многие исследователи не считали концепцию Бадави чем-то принципиально новым по сравнению с концепцией «Азиатских ценностей» Махатхира Мухаммада.

Наоборот, многие из них утверждали, что «Ислам Хадари» – это лишь новое издание, расширенная и углубленная версия концепции «Азиатских ценностей». Но с бóльшим упором на Ислам и набор общественно-политических целей, определяемых, как «малайская повестка дня». Абдулла Бадави к тому же также никогда не заявлял, что он не следовал концепции «Азиатских ценностей» Махатхира, и никогда от нее не открещивался.

Он обнародовал основные принципы своей концепции «Ислам хадари» в своей речи, озаглавленной «Ислам хадари и малайский вопрос» на Генеральной ассамблее UMNO 23 сентября 2004 года в Куала-Лумпуре. Премьер заявил, что концепция «Ислам хадари» является актуализацией «прогрессивной» или «цивилизационной» составляющей Ислама, которая делает упор на развитии общества в соответствии с мусульманскими принципами, что она нацелена на повышение качества человеческой жизни и направлена на достижение этих целей через овладение знаниями, развитие личности и нации.

Кроме того, отмечалось, что через формирование динамической экономической, торговой и финансовой системы данная концепция «направлена на обеспечение комплексного и сбалансированного развития, которое формирует знающих и благочестивых людей, твердо придерживающихся благородных ценностей, честных, надежных и готовых дать достойный ответ на глобальные вызовы». Заявлялось, что она также «гарантирует, что правительство поддерживает практику добродетели». Бадави также объяснял, что «Ислам хадари» - это не новая религия, не новое учение и не новый мазхаб.

С его слов, это была всего лишь попытка вернуть умму к основам Ислама, вернуть ее к фундаментальным принципам Корана и Сунны, составляющим основу исламской цивилизации. Бадави выразил этот подход в своей речи на Генеральной ассамблее UMNO 2004 года: «Ислам Хадари» является полной и всеобъемлющей концепцией… Славное наследие исламской цивилизации во всех ее аспектах должно быть использовано в качестве источника вдохновения для малайской расы и обеспечения ее процветания».

На основе всего этого Бадави выработал и предложил обществу 10 основных принципов концепции «Ислам Хадари»:

1. Вера в Аллаха и богобоязненность
2. Справедливое правительство, заслуживающее доверия
3. Свободное и независимое гражданское общество
4. Совершенство знаний
5. Сбалансированное и всеобъемлющее развитие экономики
6. Высокий уровень качества жизни
7. Защита прав представителей меньшинств и женщин
8. Культурная и моральная целостность
9. Защита окружающей среды
10. Сильная оборона

Бадави в ходе Парламентской сессии 27 августа 2007 года даже заявил, что Малайзия является мусульманской страной и управляется в соответствии с исламскими принципами. Но при этом он же утверждал, что концепция «Ислам хадари» не означает, что Малайзия является теократической страной. Он пояснил: «Правительство, которое я возглавляю, является правительством, основанным на принципах парламентской демократии и подотчетно парламенту. В то же время, кабинет министров состоит из исповедующих Ислам, Буддизм, Индуизм, Христианство и другие религии, соответственно, которые совместно формируют политику национального развития...».

Премьер-министр сказал, что этот подход в управлении практикуется правительством Малайзии более 50 лет, а также что за эти годы была доказана его эффективность. Принятие же исламских принципов в управлении страной никоим образом не изменяет социальный контракт или конституцию.

«Ислам хадари» также рассматривался в качестве малазийского ответа на жесткие концепции развития исламского общества, на растущую исламофобию среди немусульман, особенно в Малайзии. Таким образом, Бадави через свою концепцию призывал к диалогу между мусульманами и немусульманами, к развитию демократии и свободы слова. Как утверждал премьер, «Ислам Хадари» полностью согласуется с демократией, потому что «Ислам хадари» целиком ориентирован на добрососедство в мире и уважении друг к другу в обществе».

Критика «Ислама хадари»

Несомненно, концепция «Ислам Хадари» подвергалась критике с разных сторон. Во-первых, представители малазийской оппозиции утверждали, что, несмотря на заявленные добродетели, «Ислам хадари» являлся политической уловкой, имеющей целью некоторую исламизацию имиджа и повестки дня UMNO для успешной конкуренции этой партии с Панмалазийской исламской партией (PAS), имевшей бóльший успех среди малайских крестьян и профессионалов новой волны.

Несмотря на то, что авторы концепции «Ислам хадари» выводили ее основные принципы из интеллектуального наследия таких признанных авторитетов, как Юсуф аль-Карадави, Мухаммад аль-Газали и даже Ибн Хальдун, критики этой концепции утверждали о невнятности заявляемых ею целей. Как пишет Мохд Сани, «вместо оригинальной творческой мысли, все, что предлагают существенного – это «десять ключевых ценностей» чрезвычайно примитивных и банальных, слишком общих и размытых».

Кроме того, Мухаммад Наваб Мухаммад Осман, Шариа Махмуд и Джозеф Чин Йонг Лю и Камила Газали утверждают, что при более детальном рассмотрении концепции «Ислам хадари», становится очевидным, что это не более, чем «переупаковка старых идей особенно из работы Махатхира «Penerapan Nilai-nilai Islam» («Внедрение исламских ценностей») и работы бывшего вице-премьера и оппозиционера Анвара Ибрахима «Masyarakat Madani» («Гражданское общество»).

Со слов Мохд Сани, «неспособность кабинета Абдуллы Бадави заставить это абстрактное понятие дать эффективный ответ на множество реальных проблем современного малазийского общества, стала очевидной, когда правительство ни словом не упомянуло «Ислам хадари» в своем пространном пояснении того, как оно собирается решать такие проблемы, как целостность судебной системы, рост инфляции, поляризация, вызванная усилением исламского фактора и ущемление прав немусульман».

Кроме того, с критикой концепции выступили и исламские ученые Малайзии. Например, Мохд Асри Зайнул Абидин, муфтий малазийского штата Перлис, заявлял, что слово «Ислам» в названии этой концепции не должно употребляться, чтобы не вводить в заблуждение мусульман. На его взгляд, название концепции могло бы звучать, как «Pemikiran Hadhari» («Мысль хадари») или «Gerakan Hadhari» («Движение хадари»).

Он же утверждал, что на самом деле «Ислам хадари» - это просто политический бренд без самого продукта, потому что люди не понимают содержания этого понятия. «Чего люди, действительно, хотят – это не «Ислам хадари», - утверждал Мохд Асри. - Вместо этого они хотят чистое от коррупции и злоупотреблении властью, прозрачное правительство, выступающее за интересы народа».

Выступали с последовательной критикой данной концепции и политические оппоненты правящей партии из Панмалазийской исламской партии (PAS), которые называли «Ислам хадари» непозволительным нововведением в Ислам (бидъа), и указывали на полный провал попыток связать эту концепцию с фундаментальными основами Ислама, с Шариатом и идеей исламского государства.

Наджиб Разак и «1Malaysia»

«1Malaysia» - это масштабный проект, реализуемый сегодняшним премьер-министром страны Наджибом Разаком. Сразу по вступлению в должность в апреле 2009 года он заявил о своей приверженности подлинной демократии и призвал нацию присоединиться к стремлению его кабинета «оживить» экономику, общество и управление через предлагаемую им концепцию «1Malaysia».

Он призвал свой кабинет министров, государственные учреждения и государственных служащих к тому, чтобы в управлении страной сделать более решительный упор на межнациональное согласие, национальное единство и эффективное управление. Основной лозунг его концепции звучит, как «Люди – во-первых. Исполнение – сейчас».

Как и его предшественник Бадави, Разак составил собственный список ценностей и принципов, на которые он призывал ориентироваться в реализации своей концепции «1Malaysia»:

1. Настойчивость
2. Культура профессионализма
3. Признание
4. Лояльность
5. Образование
6. Смирение
7. Целостность
8. Достоинство

Для продвижения и популяризации этой концепции был создан сайт www.1malaysia.com.my. Как утверждается, в рамках продвижения концепции предполагается организация общественной дискуссии, широкого общественного диалога. Это, по убеждению премьер-министра Разака будет способствовать единству Малайзии, религиозной и этнической терпимости, а также более глубокому пониманию культурного разнообразия в Малайзии. В рамках реализации проекта «1Malaysia» также широко используются социальные СМИ и сети, такие как «Facebook» и «Twitter».

В рамках концепции «1Malaysia» Разак также представил механизм контроля за эффективностью своего кабинета – «Ключевые показатели эффективности» («Key Performance Indicators» - KPI) для своих министров. Как заявил чиновник Департамента премьер-министра Ко Цу Кун, основной целью KPI является обеспечение контроля за исполнительностью министров и заместителей министров, повышением их эффективности.

Эффективность чиновничьего аппарата в рамках реализации проекта KPI будет определяться через анализ общественных отзывов, мнения населения в отношении качества работы государственных служб, в том числе и средств массовой информации.

В своем интервью «Первые 100 дней» июля 2009 года Наджиб Разак подчеркнул, что его администрация сосредоточится на шести ключевых областях достижения результативности - в области предупреждения преступности, борьбы с коррупцией, предоставления более широкого доступа к качественному образованию, улучшения качества жизни для бедных слоев населения, улучшения сельской инфраструктуры и модернизации общественного транспорта.

Пошел Наджиб Разак и на уменьшение административного давления на оппозицию. Он обещал также пересмотреть закон, который под предлогом борьбы с террористической угрозой позволял правительству противостоять лидерам оппозиционных партий.

Благодаря комплексу мер, предпринятых в первые же месяцы по вступлению Разака в должность, поддержка населением и его администрации начала расти. Во время его вступления в должность рейтинг популярности Наджиба составлял только 41%. Что на фоне 46% поддержки кабинета Бадави – это были более чем скромные цифры. Однако последние опросы дали Разаку уже 65% рейтинга поддержки. Среди китайцев граждан Малайзии эта цифра значительно ниже и равняется 48%. Однако среди малайцев и индийцев она составляет 74%.

В то же время концепция Разака, как и концепция его предшественника Бадави не избежала критики со стороны оппозиции, которая обрушилась на нее с теми же претензиями, что и на «Ислам хадари». Оппозиция вновь заявила, что и новая концепция Разака «1Malaysia» декларативная, не имеет реальной политической повестки дня.

Со слов оппозиционеров, единственной целью заявленной концепции является получение правящей партией поддержки избирателей путем продвижения нового имиджа кабинета Разака, но при сохранении прежнего курса кабинета Бадави. Эти же претензии предъявлялись оппозицией и концепции «Ислам хадари». Как утверждается, концепция «1Малайзия» не более, чем попытка ребрендинга того же старого продукта «Ислам хадари» Бадави и «Азиатских ценностей» Махатхира в стремлении сохранить правящую партию UMNO у власти.

Например, лидер оппозиции Анвар Ибрахим подверг концепцию администрации Разака «1Malaysia» жесточайшей критике, назвав ее «косметической», «бессодержательной», «неприкрытой попыткой вернуть себе поддержку не-малайцев», которые перестали поддерживать правящую партию после выборов 2008 года. Другие оппозиционные политики, такие, как Лим Кит Сян и Тунку Абдул Азиз, а также электронные новостные ресурсы, как, например, «Malaysian Insider» тоже подвергли сомнению содержание «1Malaysia».

Три концепции – общий курс

В целом, при близком рассмотрении можно обнаружить много сходств между концепциями «Азиатских ценностей», «Ислам хадари» и «1Malaysia», продвигавшихся поочередно премьер-министрами Малайзии Махатхиром Мухаммадом, Абдуллой Бадави и Наджиб Разаком. Однако определенную эволюцию в их наполнении можно также отследить. Концепция «Азиатских ценностей» пыталась продвигать и укреплять малайские ценности, которые были основаны на Исламе. «Ислам хадари», в первую очередь, делал акцент на Исламе, но с учетом традиционных малайских ценностей.

Концепция «1Malaysia» по сравнению с предыдущими сделала больший акцент на повышении качества предоставляемых правительством услуг, на достижении единства малазийской нации. Но это не мешало критикам утверждать о полной идентичности всех трех концепций в их попытке сохранить власть в руках правящей партии. Тем не менее, даже представители оппозиции, утверждавшие, что все три концепции были использованы для манипулирования такими дорогими каждому малайцу вещами, как традиционные ценности, Ислам, идея национального единство, были вынуждены признать и другое: все эти концепции, проводившиеся в жизнь правящим кабинетом, оказали значительное воздействие на все малазийское общество.

В любом случае без учета того влияния, которое реализация всех трех концепций оказала на сегодняшний облик малазийского общества, невозможно понять ни логику сегодняшней политики, проводимой в стране, ни будущее Малайзии, как страны, претендующей на то, чтобы называться развитой демократией, развитой экономикой и развитым гражданским обществом исламского мира.
Категория: Исламские новости | Просмотров: 1393 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 5.0 | |

Источник: http://www.islam.ru/pressclub/analitika/corpmalay/

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Март 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Форма входа
Логин:
Пароль:
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана