$IMAGE1-right$
Газета «Наш
Мир» Ватиканское издание L’Osservatore Romano язык подчас не поворачивается назвать "официозом". Новый главный редактор Джанмария Виан провел в газете работу, совершенно непредставимую в 80-е или 90-е годы. Он уже публиковал статьи о том, как стиральная машина освободила женщину, положительные отзывы на фильм о Гарри Поттере, некролог Майклу Джексону, заметку к 40-летию "Белого альбома" The Beatles. В феврале этого года журналисты L’Osservatore Romano Джузеппе Фиорентино и Гаэтано Валлини составили... десятку лучших рок – и поп-альбомов всех времен.
Казалось бы, если католическая газета составляет рейтинг рок-альбомов, критерии отбора предельно ясны. Наверняка в десятке окажутся музыканты-католики. Или хотя бы просто христиане. Или просто "сочувствующие". И на выбранных дисках обязательно должны быть песни о Христе и религии. Это самый простой способ продемонстрировать эпохальный культурный прорыв: Церковь и рок-музыка – уже не антагонисты, а партнеры в деле "улучшения мира и нравов".
Однако ничего подобного в списке Фиорентино и Валлини нет. Да, среди рекомендованных L’Osservatore Romano альбомов нет работ группы Black Sabbath, басист которой Гизер Батлер некогда рассказывал о встрече с дьяволом в собственной комнате. Хорошо известно, что выдающийся гитарист Джимми Пейдж из Led Zeppelin увлекался оккультизмом и даже приобрел особняк, в котором жил Алистер Кроули, и диски этого коллектива (даже эпохальные второй и третий) ватиканские обозреватели также не рекомендуют. Нет в списке и группы Queen: пусть они и исполнили в начале 1970-х песню "Jesus", текст которой совершенно не противоречит евангельскому повествованию, но Фредди Меркьюри все-таки был геем. Элтон Джон не упомянут, видимо, по той же причине.
Однако свой выбор Фиорентино и Валлини мотивируют сугубо эстетически и музыковедчески. Альбом "Revolver" группы The Beatles они называют "прорывом", "инновацией", "точкой невозврата для современной популярной музыки" (сравнивая "Revolver" с предыдущими работами "ливерпульской четверки", нужно признать, что точка зрения ватиканских журналистов небезосновательна). L’Osservatore Romano также обращается к творчеству так называемого "поколения рок-фестиваля Вудсток". Фиорентино и Валлини советуют послушать диск Дэвида Кросби 1971 года "If I could only remember my name", демонстрирующий открытость хиппи к музыкальным экспериментам, а также довольно свежий альбом Карлоса Сантаны "Supernatural" (1999 год) – "ветерана Вудстока", склонного к смешению жанров. "В молодежи конца 60-х не стоит видеть лишь людей, склонных к саморазрушению", – пишут журналисты.
Из богатого творческого наследия группы Pink Floyd Фиорентино и Валлини выбирают "коммерчески успешный, но в то же время мастерски сыгранный и великолепно записанный" диск "The Dark Side of the Moon", предпочитая его совершенно экспериментальному, авангардному, психоделическому альбому "Ummagumma". Выход альбома "Graceland" Пола Саймона они называют "официальным рождением world music", то есть вхождением этнической музыки народов мира в контекст западной поп-культуры. На диске "The Nightfly" Дональда Фэйгена ватиканские журналисты отмечают атмосферу большого города и мастерски исполненные песни, на альбоме "Rumours" ансамбля Fleetwood Mac – сочетание акустики и электрического звука, а "Thriller" Майкла Джексона, по мнению L’Osservatore Romano, произвел настоящий переворот в "черной музыке" США.
Альбом "Achtung Baby" ирландской группы U2 ватиканская газета выделяет за эксперименты со звуком и "необычайно агрессивную" гитарную игру, а диск британского коллектива Oasis "(What’s the Story) Morning Glory?" – за продолжение в 90-е традиций The Beatles. Примечательно, что лидер U2 Боно – не только известный правозащитник, но и христианин, воспитанный в смешанной католико-англиканской семье. В свою очередь, гитарист Oasis Ноэл Галлахер не раз в прессе называл себя "неверующим". Впрочем, об этом в статье Фиорентино и Валлини нет ни слова. Только эстетика, никакой "социалки", никаких моралите.
Фиорентино и Валлини мотивировали отсутствие в списке "рок-идола" Боба Дилана тем, что он вдохновил своим примером целое поколение музыкантов, которые считают, что в роке самое главное – проникновенные тексты, а музыка может оставаться на уровне "два притопа, три прихлопа". Кто-то из американских блогеров иронизировал по этому поводу: "Ну что же, Ватикан решил подружиться с роком, а Боб Дилан по-прежнему стучится в небесные двери" (аллюзия к знаменитой песне Дилана "Knocking on Heaven’s door").
Нельзя сказать, что Ватикан решил "подружиться" с роком. Современные рок и поп-музыка уже давно сопровождают, например, мероприятия "харизматических" католических движений. В случае с L’Osservatore Romano и ее новой редакционной политикой все выглядит несколько иначе. Джузеппе Фиорентино и Гаэтано Валлини объясняют составление своего списка тем, что в Европе (и Италии, в частности) наступает пора песенных фестивалей и интеллигентному слушателю нужно дать некие ориентиры, чтобы тот мог "сопротивляться" безвкусию и пошлости.
"Сопротивление" здесь – ключевое слово. Рок-музыка всегда была своего рода эстетическим протестом. Ватиканская газета, создавая собственные рейтинги и занимаясь музыкальной критикой, по сути, переосмысливает этот протест, придает ему новое направление.
Другими словами, перед нами – не просто заигрывание католиков с молодежью, не "сочувствие к дьяволу", о котором пела в 60-е годы группа The Rolling Stones (также, кстати, в список не включенная). Ватикан устами журналистов L’Osservatore Romano говорит: "Для рок-культуры мы "в доску свои" и мыслим с ней одинаковыми категориями".
|