Газета «Наш
Мир» Всего год назад в Китае прошли массовые увольнения. Миллионы рабочих оказались на улице, но уже сегодня Китай испытывает острый дефицит рабочей силы.
В то время как в Америке уровень безработицы грозит перевалить за 10%, в Китае заводы завлекают неквалифицированных рабочих различными бонусами.
За несколько последних месяцев зарплаты на фабриках в Гуанчжоу выросли в среднем на 20%. Компании, занимающиеся телемаркетингом, вынуждены отказывать новым клиентам, поскольку на месяцы вперед загружены заказами рекрутинговых агентств: звонить подряд по всем номерам из телефонной книги и предлагать работу.
Некоторые производители, не успевающие выполнять заказы из-за нехватки рабочих, вынуждены останавливать производство и собираются поднимать цены, что, в свою очередь, скорее всего повлечет за собой рост цен на китайские товары во всем мире.
Рост зарплат грозит привести к росту инфляции, а та, в свою очередь, к всплескам недовольства в обществе.
Дефицит рабочей силы объясняется, очевидно, тем, что миллионы рабочих-мигрантов, традиционно разъехавшихся по домам на время празднования Нового года по лунному календарю, не спешат возвращаться в прибрежную промышленную зону. Благодаря государственной программе развития, на которую была выделена половина триллиона долларов, в тех районах, откуда приезжали крестьяне, работавшие в Гуанчжоу, создаются свои рабочие места. Недавно правительственная газета China Daily опубликовала результаты опроса работодателей, согласно которым после Нового года на предприятия провинции Гуандун не вернулся каждый 12-й рабочий.
Однако многие экономисты считают, что есть и более фундаментальная причина, разглядеть которую до недавнего времени мешал глобальный экономический кризис: китайская деревня, некогда казавшаяся неисчерпаемым ресурсом неквалифицированной рабочей силы, уже не в состоянии обеспечить промышленность достаточным количеством рабочих.
Поскольку Китай не публикует статистику занятости, о дефиците рабочей силы можно судить по динамике роста зарплат. Два года назад рабочие на фабриках получали 80 центов в час. Из-за экономического кризиса эта сумма понизилась. Но теперь достигла невиданных $1,17 в час.
Ситуация заставляет производителей предпринимать отчаянные усилия, для того чтобы исправить положение. В государственном центре занятости в деловом районе Гуанчжоу в разгар рабочего дня можно увидеть толпы предпринимателей, ищущих работников для своих предприятий. Вывешенный у входа гигантский список вакансий изучают всего несколько мужчин и женщин.
Северные прибрежные города также испытывают недостаток рабочей силы. Так, в Вэньчжоу требуется почти миллион новых рабочих.
Руководство провинции Гуандун объявило о том, что, возможно, пойдет на увеличение минимальной заработной платы, которая в настоящий момент составляет в разных городах от 113 до $146 в месяц.
Повышение зарплат может помочь справиться с дефицитом рабочих, поскольку заставит фабрики научиться обходиться меньшим числом рук. Но на многих предприятиях зарплаты уже превышают официальный минимум. Они не спешат повышать ставки и дальше, поскольку не уверены, что смогут переложить возрастающие издержки на покупателей, в частности, на и без того испытывающих дефицит наличных средств американских и европейских импортеров.
Резкий рост зарплат может иметь и положительные последствия. Администрация Обамы давно пытается заставить Китай повысить обменный курс юаня, обеспечивающий китайским экспортерам существенное преимущество. Эффект от роста зарплат в Китае будет таким же, плюс он увеличит покупательную способность китайских семей.
22-летний рабочий фабрики по выпуску пластмассовых изделий Лян Хуцяо говорит, что надеется, что в ближайшие пять лет его заработок вырастет вдвое, и добавляет, что уже распланировал, на что его потратит: «Конечно, больше всего я хочу купить машину. Сначала куплю машину, а там, может быть, и женюсь».
|