Газета «Наш
Мир» США увеличивают натиск на китайский юань. Пекин все ближе к торговой войне с Вашингтоном, считают эксперты.
Рост юаня станет катастрофой для экспортеров Китая, заявил совет по содействию международной торговле страны в ответ на требования США к Пекину отпустить курс национальной валюты. Стоимость юаня является адекватной, заявил в минувшие выходные премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, посоветовав президенту США Бараку Обаме работать над улучшением собственных финансов, «а не тыкать пальцем в других». Желание нарастить свой экспорт, заставляя других ревальвировать курс валюты, называется торговым протекционизмом, сказал он, добавив, что Китай, наоборот, беспокоит обесценение американской валюты, в которой у Пекина размещена треть из $2,3 трлн резервов.
Реакция последовала через день: 130 конгрессменов направили письмо министру финансов США Тимоти Гайтнеру и министру торговли США Гари Локу, в котором обвинили Китай в манипулировании курсом и потребовали принять меры — вплоть до направления жалобы в ВТО. По их мнению, курс китайской национальной валюты вредит американским компаниям: заниженный курс юаня практически является дотациями, которыми пользуются китайские предприятия-экспортеры. Обвинения в чрезмерной дешевизне китайских товаров безосновательны, заявили китайские чиновники. Норма прибыли китайского экспорта — меньше 2%, сказал вчера замминистра торговли Чжун Шань (цитата по Bloomberg). По оценкам Goldman Sachs, юань — единственная из валют BRIC, которая оценена справедливо, остальные переоценены.
Китай все ближе к торговой войне с США, считает экономист Сredit Suisse Дон Тао. «Военные действия уже начались», — отмечает старший директор A. T. Kearney Мартин Уокер. США и ЕС уже вводят торговые барьеры против экспорта КНР: в конце прошлого года повышены тарифы на некоторые китайские товары и идет разговор о введении конгрессом США и Европарламентом более жестких санкций за манипуляции юанем, говорит он. «Брюссель также недвусмысленно дал понять, что Китай виновен в части бед еврозоны», — добавляет он. Китай действительно в опасности, признает Сюзан Шваб из Mayer Brown: «Если Пекин не пойдет на ревальвацию, торговые партнеры могут закрыть свои рынки».
Активное наступление на юань США начали в прошлом году. Тогда американские конгрессмены тоже обращались в минторговли США с просьбой провести расследование на предмет манипулирования Китаем курсом валюты. Юань был одним из главных вопросов переговоров во время визита президента США Барака Обамы в Пекин в ноябре 2009 г. Изменения курсовой политики КНР уже поддержали МВФ, Всемирный банк и страны Азии. Главные риски китайской экономики — высокие инфляционные ожидания и необоснованный рост цен на недвижимость: это давление можно снять, если позволить юаню укрепляться, говорится в последнем отчете Всемирного банка. «Укрепление юаня поможет снизить стоимость импорта и перебалансировать экономический рост Китая: это увеличит потребление и рост услуг и снизит долю тяжелой промышленности и инвестиций», — пишет банк.
Экономики США и Китая — сиамские близнецы и сила этой связи объективно ограничивает Вашингтон в принятии решений, считает завотделом ИМЭМО РАН Яков Миркин. А решения США не ограничены национальными интересами, убежден он: поскольку кризис возник из-за системных проблем США как финансовой мировой доминанты, то и предлагаемые Вашингтоном меры имеют глобальный масштаб. Идет очень быстрое восстановление прежней модели раздувания цен на активы, создающее риски нового экономического кризиса, напоминает он. Рост процента и сжатие ликвидности в качестве мер охлаждения финансового рынка сейчас способны убить начавшийся рост экономики, попытки ужесточения госрегулирования рынков не срабатывают. Остается один инструмент: курс мировой резервной валюты, который коррелируется с ценами на сырьевые и товарные активы. «И если укрепление доллара является среднесрочным ориентиром политики США, то получается, ее реализации мешает юань», — говорит Миркин; укрепление доллара как инструмент стратегии выхода из мирового кризиса возможно только при ревальвации юаня.
Дисбалансы между экономиками США и Китая огромны и эту проблему придется решать, уверен Николай Кащеев из Сбербанка. Но курс юаня не является главной причиной дисбаланса, считает Cтивен Роуч из Morgan Stanley: в данном случае США просто хотят решить свои проблемы за счет Китая.
Решительная ревальвация юаня опасна, считает профессор Пекинского университета Майкл Петтис, она станет ударом для экономики, поскольку одновременно правительство должно будет снизить зарплаты, увеличивать субсидии и кредиты. «Это так усилит все остальные дисбалансы, что по сравнению с ними проблемы юаня покажутся мировой экономике мелочью», — резюмирует он. Ревальвация юаня дорого обойдется мировой экономике, отмечают в Пекине. Это подстегнет инфляцию и в США, и во всех остальных странах, сказал Чжун. |