Газета "Наш Мир" br>
Газета «Наш
Мир»
Фактическая сторона вопроса: 18 февраля 1993 г. было подписано
«Соглашение между Правительством РФ и Правительством США об
использовании высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного
оружия», в соответствии с которым Россия обязалась продать США в течение
20 лет не менее 500 т российского оружейного урана по цене 11,9 млрд.
долларов США.
Истинная суть «урановой сделки»: многоцелевая операция Запада по
одностороннему ядерному разоружению России путем лишения ее запасов
оружейного урана, подготовка условий для выхода США из договора по ПРО,
нанесение огромного экономического ущерба в настоящем и лишение
колоссальных источников энергии в будущем, после намечаемого внедрения
новой технологии ториевой ядерной энергетики.
Миф 1
В России сосредоточены огромные запасы высокообогащенного урана, и
продажа 500 т не скажется на вопросах обеспечения национальной
безопасности.
На заседании Комитета по вопросам обороны и безопасности Совета
Федерации 28 марта 2000 г. заместитель министра атомной промышленности
В. Виноградов заявил, что если мы даже сложим продаваемые 500 т ВОУ с
имеющимися у американцев, то оставшийся у нас стратегический запас всё
равно будет неизмеримо большим.
В интервью газете «Завтра» (N 49 от 5 декабря 2000 г.) министр
атомной промышленности Е. Адамов заявил: «Сырья этого у нас значительное
количество: Средмаш всегда выполнял задание партии точно. Накапливая
его в советские времена, ориентировались на совершенно другой сценарий
развития атомной энергетики. По директивам КПСС мы должны были иметь не
ту атомную энергетику, которую мы имеем сегодня. Наша сырьевая база была
развита так, что в советской стране можно было иметь атомную энергетику
на 100 Гигаватт. Это 100 таких блоков, как ленинградские, калининские
или балаковские. А к моменту распада СССР мы имели лишь 34 блока. То
есть у нас было трехкратное превышение по сырью. Поэтому у нас сегодня
сырья хватит на несколько десятилетий.
Суть манипуляции:
Идёт подмена понятий: ВОУ - высокообогащенный уран, содержащий свыше
20% изотопа урана-235. В оружейном уране его свыше 90%. Руководители
Минатома ссылаются на стратегический запас ВОУ вообще, однако по
условиям сделки утилизируется и продается оружейный - самое ценное.
В тексте «Соглашения...» Сторонами однозначно указано, что речь идет о
«высокообогащенном уране (ВОУ), количество которого приблизительно
оценивается в настоящее время в Российской Федерации в 500 метрических
тонн со средним обогащением 90% и более по изотопу урана-235».
В природном уране 235-го изотопа всего 0,71%. Только богатые страны,
владеющие сложнейшими технологиями, способны высвободить, очисть и
собрать эти доли так, чтобы в материале их стало 90-95%. С 1945 г. США
смогли произвести только 550 т оружейного урана. По достоверным
источникам известно, что даже в лучшие времена производственные мощности
по разделению изотопов урана в СССР превосходили американские не более,
чем на 10-12%.
Данное соотношение мощностей по разделению изотопов урана подтвердил
на Правительственном часе заседания Государственной Думы 24 апреля 1997
г. бывший в то время министром атомной промышленности В.Н. Михайлов:
«Этот (российский) 21 миллион так называемых единиц работ разделения -
самый крупный в мире. В Соединенных Штатах - 17, во Франции - 10
миллионов единиц работ разделения».
Общий вывод по пункту 1: руководители Минатома сознательно
дезинформируют общественность и государственные органы с тем, чтобы
обеспечить дальнейшую реализацию «урановой сделки».
Миф 2
Заключение «Соглашения...» прошло, как рядовая коммерческая сделка,
якобы никоим образом не затрагивающая интересы национальной безопасности
и, следовательно, не требующая ратификации высшим законодательным
органом страны - Государственной Думой.
«Соглашение...» было подписано от имени Правительства России
министром атомной промышленности В. Михайловым, а от имени американской
стороны - министром энергетики. Через полгода Правительство России
утвердило «Соглашение...»
На момент подписания и последующего утверждения «Соглашения...» в
России действовал Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР».
В соответствии с подпунктом 10 ст.5 к компетенции Президента отнесено
ведение переговоров и подписание от имени РСФСР международных договоров.
Тем же подпунктом уточняется, что подписанные Президентом международные
договоры вступают в силу только после их ратификации Верховным Советом
РСФСР. Таким образом, Правительство РФ утвердило «Соглашение...» с
превышением полномочий и не представило его на ратификацию.
В соответствии со ст.1 «Соглашения...» целью его заключения являлась -
«переработка, как только это станет практически возможным, извлеченного
из ядерного оружия в результате сокращения ядерных вооружений в
соответствии с соглашениями в области разоружения и контроля над
вооружениями...». Соглашение в области разоружения (СНВ-2) было
подписано между Россией и США в январе 1993 г., накануне заключения
«Соглашения... о продаже урана». Ратифицирован СНВ-2 Государственной
Думой РФ только 14 апреля 2000 г.
В мае 2000 г. представитель американской компании USEC (основной
партнёр России с американской стороны) официально заявил, что «урановый
контракт с Россией успешно выполняется, вещество уже закуплено в
количестве, эквивалентном 3254 боеголовкам».
Общий вывод по пункту 2: «Соглашение...» было заключено с грубейшими
нарушениями действующего законодательства и практически реализовывалось,
несмотря на отсутствие ратификации СНВ-2, по которому должно быть
сокращение ядерных вооружений и извлечение ядерного урана.
Миф 3
Отсутствие альтернативы варианту продажи оружейного урана.
· Утверждается, что хранить все эти запасы дорого и таких средств
сейчас у страны нет, а продажа позволит как сократить расходы на
хранение, так и получить значительные доходы.
· Одновременно утверждается, что в настоящее время отсутствуют
какие-либо возможности использования высокообогащённого урана, и перед
продажей его доводят до низкообогащённого (сначала десятилетиями из руды
выделяли высокообогащённый, теперь в обратный путь).
· Игнорируется возможность использования высокообогащённого урана в
энергетике.
Реальное положение вещей:
В декабре 1989 г. постановлением Совета Министров СССР создан
Институт физико-технических проблем металлургии и специального
машиностроения. Этим Институтом были наработаны практические идеи
использования урано-ториевого цикла, и эти разработки запатентованы в 20
странах мира и защищены международным патентным правом.
В случае реализации данных разработок Россия становится
обладательницей сверхгигантских источников энергии: одна тонна
оружейного урана при использовании в ториевой ядерной энергетике
способна обеспечить общее ядерное энерговыделение, превышающее по
эквиваленту энерговыделение от 100 млн. т нефти. 500 т оружейного урана -
это 30 лет непрерывной работы всех атомных электростанций России и СНГ.
После отказа директора этого Института Л.Н. Максимова по требованию
неизвестных лиц выехать за рубеж и продолжить свои разработки там,
деятельность Института была фактически приостановлена, без решения
Правительства и с нарушением законодательства. Все научно-технические
архивы Института, в том числе и секретные по новой ядерной технологии,
были выкрадены.
Работы в данном направлении также ведутся Томским политехническим
университетом, который ещё в 1997 г., при подготовке Парламентских
слушаний в Государственной Думе по теме «Проблемы утилизации урана и
плутония на базе новых технологий топливно-энергетических циклов» заявил
о своей готовности взять на себя функции головной организации.
В официальных материалах к выступлению Президента России В. Путина на
Саммите тысячелетия в сентябре 2000 г. отмечается: «В отдалённом
будущем, при исчерпании дешёвого урана, эта технология позволит
перевести реакторы на тепловых нейтронах на торий-урановый цикл».
В «Стратегии развития атомной энергетики России в первой половине XXI
века» (утверждена Правительством РФ 25.05.2000 г., протокол N 17) к
2030 г. планируется: «разработка теплового реактора с торий-урановым
циклом с естественной безопасностью», а к 2050 г. запланировано:
«Сооружение демонстрационного блока АЭС с тепловым реактором в
торий-урановом цикле и его опытная эксплуатация» (стр. 34).
Общий вывод по пункту 3: Понимая перспективность технологий
использования торий-уранового цикла, использование которых сможет
реально задействовать оружейный уран на нужды отечественной мирной
энергетики, предпринимаются огромные усилия по сдерживанию процесса
разработки и внедрения этих технологий, тем самым отодвигая это на
далекую перспективу, когда весь оружейный уран уже будет продан.
Миф 4
Позиция высших должностных лиц государства по отношению к «урановой
сделке».
Государственная Дума РФ. Председатель Государственной Думы РФ Г.Н.
Селезнев неоднократно на протяжении последних лет информировался о сути
«урановой сделки» (N1-32 от 21.12.96 г., N01/403 от 13.06.97 ТПУ, N1-31
от 12.08.99, N1-50 от 19.11.99 г., N1-51 от 22.11.99 г., N1-09 от
15.03.2000 г., N1-10 от 27.03.2000 г., N1-17 от 16.05.2000 г. - всего
более 20 обращений!)
3 июня 1997 г. прошли Парламентские слушания по вопросу «Проблемы
утилизации урана и плутония на базе новых технологий
топливно-энергетических циклов», где было признано, что «продажа ядерных
материалов ведёт к односторонней ликвидации стратегического ядерного
вооружения Российской Федерации и к потере независимости нашей страны,
является преступлением перед нашим народом и нашими потомками».
Рекомендации парламентских слушаний были проигнорированы.
Совет Федерации РФ. Председатель Совета Федерации Е.С. Строев
неоднократно на протяжении последних лет информировался о сути «урановой
сделки» («1-10 от 27.07.97 г., 1-31 от 12.08.99 г., N1-50 от 19.11.99
г., N57/п-99 от 21.12.99 от ПАНИ, N1-17 от 16.05.2000 г., N1-37 от
9.08.2000 г. - всего более 15 обращений!).
29 марта 2000 г. Совет Федерации принял постановление с просьбой к
Президенту рассмотреть вопрос о влиянии действия «Соглашения...» на
национальную безопасность и предложением Правительству РФ рассмотреть
целесообразность действия «Соглашения...» - никакой официальной реакции
на данное постановление за 9 месяцев не поступило.
Совет безопасности РФ. Секретарь Совета Безопасности РФ С.И. Иванов
неоднократно на протяжении последнего времени информировался о сути
«урановой сделки» (N 1-14 от 27.04.2000 г., N 1-17 от 16.05.2000 г., N
1-32 от 20.10.2000 г. и другие).
В июле 2000 г. в Совет Безопасности РФ был передан полный комплект
документов по «урановой сделке», включая видеоматериалы.
Совет Безопасности РФ не видит в представленных материалах предмета
для своего вмешательства.
Президент В.В. Путин. Президент В.В. Путин неоднократно
информировался о сути «урановой сделки» (N1-09 от 15.03.2000 г., N1-35
от 26.07.2000 г. и другие).
Выступая на Саммите тысячелетия, Президент России официально признал
особую перспективную важность исключения использования обогащённого
урана и плутония из мировой ядерной энергетики, однако никаких
конкретных мер по ускорению разработки заменяющей технологии - ториевой -
и приостановлению «урановой сделки» пока не принимает.
Выводы
1. «Урановая сделка» осуществляется при поддержке и общем руководстве
структур надгосударственного уровня управления, противостоять которым
нынешнее руководство России либо не имеет возможности, либо само
является проводником этого управления.
2. Реально противостоять дальнейшей реализации этой сделки возможно
при привлечении внимания к ней Правительства РФ и правоохранительных
органов и более активном задействовании возможностей политической
структуры государства.
3. Провести комплексную проверку запасов ядерного топлива, условий
его хранения, состояния всего технологического цикла производства
ядерных материалов и полный анализ всех коммерческих и иных сделок как
внутри Российской Федерации, так и со стороны СНГ и дальнего зарубежья,
начиная с 1991 г. до 2001 включительно.
4. С целью проведения всего комплекса работ по п. 3 и анализа
исполнения «Соглашения между Правительством РФ и Правительством США об
использовании высокообогащённого урана, извлечённого из ядерного оружия»
от 18 февраля 1993 г. создать государственную комиссию с участием
Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Совета Безопасности, ФСБ.
5. Провести анализ комплекса работ по п. 3 и п. 4 с позиций
стратегических перспектив развития Российской Федерации по полной
функции управления.
6. До завершения работы комиссии необходимо всю деятельность по
реализации соглашения от 18.02.1993 г. по «урановой сделке»
приостановить.
7. Результаты работы комиссии доложить Президенту РФ и
проинформировать государственные органы и общественность страны, и
только с его указания определить возможность или невозможность
исполнения «Соглашения между Правительством РФ и Правительством США об
использовании высокообогащённого урана, извлечённого из ядерного оружия»
от 18 февраля 1993 г.
8. Сформировать рабочую группу для внесения изменений в
законодательные акты Российской Федерации по существу обеспечения
национальной безопасности в области высоких технологий.
|