Газета «Наш
Мир» Свобода слова и религиозные чувства мусульман – эта пресловутая дилемма снова оказалась в центре внимания европейских СМИ после того, как в Ирландии были арестованы семь человек, якобы собиравшихся убить шведского художника Ларса Вилкса – автора карикатуры на пророка Мухаммада. Двоим из арестованных предъявлено обвинение, остальных отпустили на свободу.
Когда пять лет назад подобные карикатуры были опубликованы в Дании, по всей Европе прокатились демонстрации разгневанных мусульман - и столь же разгневанных сторонников свободы слова. Но в Швеции правительство относится к мусульманским общинам совершенно по-другому.
Город Мальмё, на юго-западе Швеции, в последние годы испытал огромный приток иммигрантов. Более 20 процентов населения города мусульмане. Конечно, такой неожиданный наплыв порождает некоторые проблемы, но демонстраций «жаждущих крови» Вилкса на улицах не было.
Правительство справляется с любой религиозной или этнической напряженностью очень эффективно, считает палестинец Айед Файюми, учитель местной исламской школы. Если бы ему довелось лично встретиться с автором злополучной карикатуры, Файюми хотел бы прежде всего спросить его, зачем он это сделал. «Необходим диалог, надо прислушиваться друг к другу», - говорит он.
Файюми живет в Швеции уже 22 года. Он говорит, что шведское правительство постоянно подчеркивает важность диалога и необходимости считаться с мнением других, в гораздо более примирительной манере, чем правительство соседней Дании. К тому же в стране очень щедрая система социального обеспечения, бесплатное медицинское обслуживание, и двери сюда открыты для всех приезжающих из других стран - и мусульман, и других.
«Тут как в раю, - приводит слова Файюми «NPR». – Хочешь писать, или пойти не демонстрацию – пожалуйста. Хочешь высказать свое мнение – очень хорошо… Правда как в раю».
Но как не материализовались в стране протесты разгневанных мусульман, так же не было разгневанных шведов, защищающих святость свободы слова. Причина этого глухого молчания большинства жителей страны относительно «дела Вилкса» заключается в представлениях шведов о самих себе, считает преподаватель Университета Мальмё Пернилла Уис, занимающаяся обучением социальных работников, которым приходится действовать в межкультурных ситуациях.
«Если мы станем решительно выступать в защиту свободы выражения, то нас… могут обвинить в расизме, - говорит Уис. – Мы хотим защитить себя, [показать], что мы хорошие, что мы не расисты, и ради этого жертвуем Вилксовой свободой выражения».
Уис говорит, что шведы хорошие люди, но ужасно политкорректные. Борцы за политкорректность даже получили специальное прозвище – «халяльные хиппи» - которое, по ее мнению, вполне применимо почти ко всем шведским политикам, которые склонны не замечать существующих среди мусульман проблем.
Эти «халяльные хиппи» вовсю критикуют собственное общество – страдают, по выражению Уис, «комплексом вины белого человека» - и всецело одобряют и защищают «других», не замечая, что в общине этих других тоже существуют свои средства подавления и угнетения.
Эта страна слишком либеральна, даже себе во вред, считает Кент Экерот из Шведской демократической партии, которая в настоящее время не имеет мест в парламенте, и выступает за ограничение иммиграции и уделение основного внимания шведской культуре.
Кент Экерот не «халяльный хиппи», и Шведская демократическая партия – единственная политическая сила, не согласная с либеральным консенсусом в стране. Экерот уверен, что его партия добьется успеха на выборах, которые пройдут в Швеции в сентябре, и получит места в парламенте.
При этом Экерот вовсе не считает себя расистом, просто он уверен, что в стране уже началась обратная реакция на политкорректность. Именно на этом невыражаемом пока вслух беспокойстве и намерена сыграть его партия. Не случайно один из ее предвыборных лозунгов гласит: «Мы говорим то, что вы думаете». |