Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Ислам учит нас, как нужно говорить о других людях. Нам следует вести
себя этично, говорить справедливо и беспристрастно. Каждое наше
высказывание, даже если оно касается нас самих или тех, кого мы любим,
должно быть абсолютно справедливым.
«О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Богом,
отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас
самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли
он богатым или бедным, Бог ближе к ним обоим». [Сура Ан-Ниса:
153]
Мусульманину приказано говорить и действовать справедливо, даже если
речь идёт о том, кто ненавидит его и выступает против, и кого он в свою
очередь презирает. Бог в Коране говорит: «О те, которые уверовали!
Будьте стойки ради Бога, свидетельствуя беспристрастно, и пусть
ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте
справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Бога, ведь Богх ведает о том, что вы совершаете». [Сура Аль-Маида: 8]
Бог приказал мусульманам быть справедливыми даже с мекканскими
язычниками, которые изгнали мусульман из их домов. Он говорит:
«И
пусть ненависть людей, которые помешали вам пройти к Заповедной мечети,
не подтолкнет вас на преступление. Помогайте друг другу в благочестии и
богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Бога, ведь Бог суров в наказании». [Сура Аль-Маида: 2]
Мусульмане должны поступать справедливо даже с теми, кто ведёт против
них войну. Бог запрещает мусульманам преступления. Он говорит:
«Сражайтесь
на Божественном пути с теми, кто сражается против вас, но не преступайте
границы дозволенного. Воистину, Бог не любит преступников».
[Сура Аль-Бакара: 190]
Нет сомнений, что Бог сделал справедливость, которая включает в себя и
правдивость во всём, что мы говорим о других, обязательной для всех при
любых обстоятельствах. Мы должны говорить справедливо независимо от
того, о ком идёт речь – о нас или о ком-то другом. Мы должны быть
справедливы, говоря как о мусульманах, так и о немусульманах. Мы должны
быть справедливы в разговорах на любые темы, большие и малые.
Одно из важнейших практических правил справедливости в речах – отказ от
обобщения. Когда обобщают широкие массы людей, неизбежно стирается
огромное число различий и расхождений во мнениях, существующих среди
тех, о ком идёт речь. Личная ответственность, которая исключительно
важна в Исламе, означает, что каждый человек напрямую ответственен за
своё личное мнение, слова и действия. И он не будет в ответе, перед
людьми или перед Богом, за слова и поступки других, пусть даже они и
принадлежат к одному народу или обществу.
Бог говорит в Коране: «Каждому человеку Мы повесили на шею его деяния
(сделали их неразлучными с ним). А в День воскресения Мы представим ему
книгу, которую он увидит развернутой». [Сура Аль-Исра: 13]
И далее: «Каждый человек является заложником того, что он
приобрел». [Сура Ат-Тур: 21]
Всевышний приказал нам хорошо обходиться со всеми людьми, потому что это
ближе к справедливости. Он говорит: «будете говорить людям
прекрасное». [Сура Аль-Бакара: 83]
Когда мы призываем других к истине, мы должны делать это с добротой:
«Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с
ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто
сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем».
[Сура Ан-Нахль: 125]
Это должно настраивать мусульманина на то, чтобы он всегда обходился с
другими в духе справедливости и беспристрастности. Мусульманину следует
быть милосердным к другим. Несомненно, причина того, что Бог направлял
Посланников, - проявление милости ко всем людям. Создатель говорит: «Мы
отправили тебя только в качестве милости к мирам». [Сура
Анбийа:107]
Милосердие – самая благородная черта характера. Это черта Посланников Бога и тех, кто истинно придерживался пути Послания. Чем больше мусульманин приближается к свету и Божественному руководству,
тем прочнее он на прямом пути, тем большим образцом милосердия он
становится в поступках.
Мы взываем к Всевышнему: «Милостивый, Милосердный. Властелин Дня
воздаяния. Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи. Веди
нас прямым путем». Коран, Аль-Фатиха.
Неправильно наговаривать на людей или распространять о них
сомнительное. Предполагать греховное о людях – самый быстрый способ
впасть в несправедливость.
Бог говорит: «У них нет об этом никакого знания. Они следуют
лишь за предположением, хотя предположение не может заменить истину».
[Сура Ан-Наджм: 28]
Аллах говорит также: «Они следуют только предположениям и тому,
чего желают души, хотя верное руководство от их Господа уже явилось к
ним». [Сура Ан-Наджм: 23]
Бог затрагивает проблему действий, основывающихся на предположениях,
когда говорит:
«О те, которые уверовали! Избегайте многих
предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите
друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится
кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к
этому отвращение? Бойтесь Бога! Воистину, Бог - Принимающий
покаяния, Милосердный». [Сура Аль-Худжурат: 12]
В большинстве случаев несправедливые слова, произносимые людьми друг о
друге, возникают из подозрений и безосновательных впечатлений. И если им
придётся доказывать свои заявления, они не смогут сделать это.
Нам нужно быть справедливыми в своих речах, даже если дело касается тех,
с кем мы не согласны.
Мы должны относиться ко всем с добротой и справедливостью, потому что
именно этого требуют от нас общие этические предписания Ислама. И
предписания эти основываются на ясных текстовых свидетельствах. В
действительности, даже если дело касается врага, основное правило –
обращаться с этим человеком достойно. Это уменьшает враждебность и
открывает двери к взаимопониманию и примирению.
Бог говорит в Коране: «Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что
лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий
любящий родственник. Но не будет это даровано никому, кроме тех, кто
проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто
обладает великой долей». [Сура Фуссылат: 34-35]
Делать из людей врагов через клевету и поношение, раздувая их ошибки,
чтобы найти причину для спора, – это низкая форма
несправедливости. Ещё хуже, когда для несправедливого опорочения используются слова
Корана.
Бог говорит: «Люди были одной общиной, и Бог отправил
пророков добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями, ниспослал
вместе с ними Писание в истине, чтобы рассудить людей в том, в чем они
разошлись во мнениях. Но разошлись во мнениях относительно этого только
те, кому было даровано Писание, после того, как к ним явились ясные
знамения, по причине зависти и несправедливого отношения друг к другу. Бог по Своей воле направил тех, которые уверовали, к истине,
относительно которой они разошлись во мнениях. Бог наставляет на
прямой путь, кого пожелает». [Сура Аль-Бакара: 213]
Как только люди поступают вопреки повелениям милосердия, они становятся
ближе к совершению несправедливости и притеснению. Они забывают учения Ислама о том, как людям следует относиться друг к другу и как мирно
необходимо улаживать разногласия. Они говорят не то, что нужно, и
нарушают права других, права, которые Бог защищает в Своём Писании.
Одно из великих слов совета и предостережения в Коране содержится в
следующем аяте: «Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как
во благо ему, пока он не достигнет зрелого возраста. Наполняйте меру и
весы по справедливости. Мы не возлагаем на человека сверх его
возможностей. Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если
это касается родственника. Будьте верны договору с Богом. Это
заповедал вам Бог, - быть может, вы помяните назидание».
[Сура Аль-Анам:152]