Газета "Наш Мир" br>
Газета «Наш
Мир»
Следуя пути Ислама, призывающего использовать весь полезный исторический
опыт прежних и существующих культур, пророк Мухаммад пользовался
деньгами. Позднее, когда Ислам восторжествовал на обширных территориях,
посланник Аллаха продолжал пользоваться существовавшими на тот момент
наличными деньгами.
Историки Ислама
сообщают, что Пророк (мир ему) выдал замуж свою дочь
Фатиму за Али бин Абу–Талиба, взяв в приданое (садак) 480
дирхемов.
Обязательный налог (закят) с имущества тоже выплачивалась этими
же общеизвестными деньгами.
После пророка (мир ему) халиф Абу–Бакр не менял
финансовую систему исламской общины.
Когда халифом стал Умар бин Хаттаб и мусульмане завоевали Персию, он
пользовался наличными деньгами иранских сасанидов, ничего не изменив:
монеты чеканились на персидском языке, с их буквами, эмблемами
и знаками.
Но вскоре, принимая во внимание стремительное расширение исламского
влияния и нужду
в большем количестве наличных денег и универсализации расчетов, а также из
за
присутствия на этих деньгах некоторых языческих знаков и эмблем,
противоречащих исламским вероубеждениям, мусульмане ощутили
необходимость чеканки и учреждения своих монет, которые бы носили знаки
и эмблемы Ислама.
Определение, данное Ибн Хальдуном монете
в его книге «аль–Мукаддима»
Монета — это отпечаток (на металлических динарах
или дерхемах, которыми
люди используют в расчетах), на котором особым методом высекаются
важные изображения или слова.
Претворять в жизнь программу по внедрению
монет собственной чеканки начали в 18–ом
году хиджры, когда Умар бин Хаттаб приказал
построить двор для чеканки персидских денег прежнего образца, добавив
надпись «Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад посланник Аллаха».
Таким образом, Умару принадлежит честь в размещении исламского лозунга
на персидских деньгах.
В скором времени, когда из–за нехватки наличной массы
денег, имевшихся на руках у людей, по причине стремительного расширения
исламского
государства, ситуация начала выходить из под контроля, халифом Умаром
были предприняты шаги по устранению данной проблемы, и принято решение
по увеличению объемов чеканки монет. Монетному двору было предписано
уменьшить вес монет до 6 мискалей на 10 дирхемов вместо 1
мискаля на каждый дирхем.
Халиф Усман взял эту же меру веса при чеканке своих денег, на которых
было высечена фраза «Аллах Велик».
Затем Муавия бин Абу Суфьян захотел было
вернуть прежнюю меру денег,
но Зайяд бин Абих уговорил его использовать эту же легкую меру.
Дирхемы, выпущенные во время правления Муавии и на которых он изображен
с мечом, и в наши дни хранятся в Британском музее в Лондоне.
Когда государство возглавил пятый омеядский халиф
Абдульмалик бин Мируан, и вся власть во всех концах исламской уммы
сосредоточилась в его руках, он начал менять все, во всех сферах
административной и финансовой систем, придавая им исламский и арабский
характер.
По приказу Абдульмалика были выпущены первые арабские деньги
с исламскими выражениями, на которых к тому же были написаны слова «Нет
бога кроме Аллаха, Мухаммад посланник Аллаха» простым
куфийским стилем.
Абдульмалик смог достичь огромного успеха в арабизации денег, которая
была завершена в 77–ом году хиджры. Это были
динары арабского стиля, на которых были написаны слова единобожия
«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного» и год их выпуска. Но а мера
веса 4,25 граммов была определена по решению совета улемов.
Все омеядские халифы, которые
были после Абдульмалика, продолжили чеканку исламо–арабских
монет.
В 132–ом году хиджры Абдуллах бин Мухаммад,
пришедший к власти после падения омеядского правления, из–за
падения объемов добываемого металла
и больших затрат на подавление многочисленных восстаний, дважды
понемножку уменьшил массу выпускаемых монет.
После него, в 146–ом году
хиджры, к власти
пришел Абу Джаъфар аль–Мансур, который тоже
в свою очередь еще немножко уменьшил массу дирхама, пытаясь найти верное
соотношение между имеющимися на руках деньгами и объемом добычи на
месторождениях.
А во время правления халифа аль–Махди в 163–ом
году хиджры, монеты были отчеканены со словами
свидетельства единобожия "Нет бога кроме Аллаха".
С 170–193–е года
в эпоху правления Харуна Рашида слова свидетельства единобожия
на деньгах были написаны куфийским стилем, а также, под именем Аллаха,
была вписана буква «Х» указывающая на имя Харуна.
Эта денежная единица отличалась большей художественной утонченностью,
чем все предшествовавшие до нее деньги.
Современная
история. Золотой
динар
Современный проект «золотого (исламского)
динара», связанный с проблемой возвращения к золотому стандарту, то есть
денежной системе, при которой наличные деньги могут быть свободно
обменены на золото, был предложен на обсуждение в 2001 году малазийским
премьер-министром и в то же время министром финансов доктором Махатиром
Мохаммадом. Идея «золотого динара» была впервые выдвинута Умаром
Ибрахимом Вадильо и 'Абд ал-Кадиром ас-Суфи.
Основной целью
проекта называют аккумуляцию обеспеченного золотом капитала в
мусульманском мире. В основе проекта лежит идея «золото в обмен на
энергетические ресурсы».
Проект основывается на заключении
договоренностей между мусульманскими странами-участниками проекта,
которые должны построить клиринговую систему расчетов золотым динаром,
основанную на принципе взаимозачетов.
Таким образом, проект
«золотого динара» подразумевает создание международной валюты для
внутри- и внешнеэкономических операций между её участниками и построения
надежной финансовой системы.
О золотом стандарте не случайно
заговорили именно в мусульманском мире. Идея мусульманской валюты,
обеспеченной драгоценным металлом, очень стара. Ей около полутора тысяч
лет. Динар упоминается в Коране. В соответствии с исламскими стандартами
монета должна быть из золота в 24 карата, или 4,25 грамма. Мусульманам
рекомендуется использовать такие деньги при совершении сделок, выплате
очистительного налога (закята) и для сбережений.
Понятие золотого стандарта имеет особое значение у мусульман. Запреты
Ислама в экономической сфере были сформулированы в эпоху, когда
невозможно было представить себе денежную систему, где золото не играет
практически никакой роли. В частности, в одних аятах Корана, осуждается
ростовщическая практика (риба), в других же упоминаются золото и
серебро.
|