Газета "Наш Мир" br>
Газета «Наш
Мир»
"Хочешь ли быть здоров?" – такой странный вопрос Иисус задаёт в
Евангелии одному больному человеку (Ин. 5, 6). Причём не обычному
больному, а (представьте только!) тридцать восемь лет пролежавшему без
сил. Разве может человек не хотеть стать здоровым? Однако не спешите
называть вопрос Христа риторическим.
Сплошь и рядом слышишь о том, что здоровье в жизни самое главное. Эти
слова стали настолько привычными, что даже христианам не режут слух, и
многие, поднимая рюмочку "за здоровье", добавляют без доли сомнения:
"Остальное купим". Конечно, никому не хочется болеть, и, как гласит
народная мудрость, "лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и
больным". Кажется, это вещи бесспорные и неопровержимые, но не зря
апостол Павел писал, что "мудрость мира сего есть безумие пред Богом" (1
Кор. 3, 19).
Если здоровье действительно – самое главное в человеческой жизни, то
зачем Иисус Христос пошёл на распятие и смерть? Ради чего? Да и
проповедь апостолов (одиннадцать из которых погибли) была ведь совсем не
о здоровом образе жизни и сытом долголетии. Тем не менее, в Евангелии
мы читаем, что Иисус во время своего земного служения постоянно
исцелял больных и немощных, которые толпами следовали за ним, ожидая
помощи. Так в чём же смысл наших болезней и зачем нам даётся здоровье?
Расплата за грехи
Прежде всего необходимо сказать, что болезни – следствие
грехопадения. До грехопадения их просто не было и не будет в Царствии
Божием: "И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни
плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло" (Откр. 21,
4).
Мы можем видеть косвенное подтверждение сказанному в том, что наши
заболевания нередко являются следствием наших страстей. У пьяниц – свои
болезни, у курильщиков – свои, у блудников – свои и т.д. Мы завидуем,
психуем, недолюбливаем друг друга, объедаемся, злимся, обижаемся и после
всего этого умудряемся сетовать, что "Бог здоровья не дал". Мы сами
годами уничтожаем свой организм, тысячелетиями – свою планету,
немудрено, что при этом получаем в ответ соответствующие проблемы со
здоровьем и экологией. Не случайно Иисус Христос после одного из исцелений
сказал: "Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою
чего хуже" (Ин. 5, 14).
Ещё в Ветхом Завете через пророка Иеремию было сказано: "Что вопиешь
ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий
твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились" (Иер. 30,
15). Поэтому, в какой-то мере, болезни – естественная расплата за грехи.
Однако то зло, которое мы себе наносим, нередко обращает нам
во благо. Особенно это касается наших болячек. Прежде всего, они ясно напоминают нам о том, что мы смертны. Болезни –
лучшие из миссионеров в нашем мире, они привели к Богу больше людей,
чем все проповедники Христианства вместе взятые. Именно поэтому в храмах
всегда будет больше пожилых, чем молодёжи.
Пока ты, как в рекламе, "свеж и полон сил", редко что заставляет тебя
задуматься о Боге и вечности. Кажется, молодость и здоровье будут с
тобой всегда, и всё в твоих силах, всё по плечу. С годами этот розовый
оптимизм, как правило, улетучивается. Человек лет после пятидесяти уже
начинает понимать, что здоровье – это когда каждое утро чувствуешь боль в
новом месте или, как гласит английское изречение: "Если вам за
пятьдесят, вы только что проснулись, и у вас ничего не болит, значит, вы
уже умерли". Недуги и хвори не только заставляют помнить о смерти, они
помогают нам и в жизни духовной.
Благодарность за... болезнь
Одна из главных задач внутренней жизни – осознание своей немощи
(духовной и телесной), умение возложить всю надежду на Бога, понимание
того, что своими силами, без Господа ничего не получится ("без Бога ни
до порога"). Человек, находящийся в серьёзной болезни, во многом
справляется с этой сложной духовной задачей естественным путём, ведь
собственный горький опыт – прекрасный учитель.
Не меньшему могут нас научить и болезни близких. Один верующий
рассказывал мне, что однажды попал в семью, где родители растили
ребёнка, уже подростка, с синдромом Дауна. Когда же он попытался им
посочувствовать, они сказали: "Батюшка, всё лучшее, что в нас есть, мы
имеем благодаря этому ребёнку. Его болезнь научила нас всему: терпеть,
сострадать, смиряться, забывать себя, ухаживать за другими. Благодаря
этому ребёнку мы пришли к вере и научились молиться. Мы счастливы и не
ищем сочувствия". Сколько родителей пришли к вере потому, что заболели
их дети или внуки, одному Богу известно!
Талант, за который будем в ответе
К сожалению, часто у нас не хватает мудрости обратиться к Богу, пока
всё хорошо. Порой медицинский диагноз убеждает сильнее, чем тысячи слов,
что надо идти в храм, надо менять жизнь. Знаю лично несколько человек,
которые серьёзно больны и при этом не просят у Бога исцеления:
"Поститься не умею, молиться не умею, смиряться не умею, ничего в
духовной жизни не получается, так хоть без ропота понесу свои немощи,
может, хоть за это Господь помилует!"
Как это непохоже на тех "христиан", для которых "здоровье – самое
важное в жизни", на тех, кто готов ради здравия своего тела отвернуться
от Бога и пойти к экстрасенсам, к магам, шаманам, бабкам, лечащим
молитвами: "авось поможет".
Здоровье – бесценный дар, данный нам Богом, за который придётся
давать ответ. Каждый из нас рождается в этот мир с определённым
потенциалом талантов, способностей и здоровья, и если мы бездумно
растрачиваем себя на то, что ниже нас, на то, что нас, по сути, убивает,
то тяжко грешим перед Богом. Здоровье – те самые таланты из
евангельской притчи (Мф. 25, 14-30), на которые нужно приобрести другие
таланты, ведь телесная крепость даётся нам для доброделания. Поэтому
если я прошу у Бога здравия для своего тела, то должен чётко
представлять себе, что я изменю в своей жизни в случае выздоровления,
ведь тогда жить по-прежнему будет уже нельзя!
|