Газета "Наш Мир" br>
Газета «Наш
Мир»
В Токио недавно почтили память жертв газовой атаки в токийском метро,
устроенной 20 марта 1995 года адептами секты "Аум Синрике". Тогда
сектанты распылили в метро отравляющий газ зарин. 13 человек погибли и
6,3 тысячи получили отравления различной степени тяжести. По делу секты
было проведено расследование, семь человек из ее высшего руководства
были приговорены к смертной казни.
Лидер секты, Секо Асахара, начинал как мелкий мошенник, но потом
создал "группу медитации", постепенно превращенную в культ с жесткой
иерархией, слежкой, абсолютным подчинением и даже убийствами тех, кто
пытался его покинуть.
Наверное многие из нас помнят рекламные материалы секты в каждом
ящике, более того, ее передачи на радиостанции "Маяк" и телеканале
"2×2", в которых Секо Асахара объявлял себя одновременно Христом и
Святым Духом. Секта устраивала массовые медитации на стадионе
"Олимпийский" в Центре Москвы, собирая множество народу.
Тогда это вызывало изумление – как человек, выступавший с такими
явно безумными речами мог привлечь толпы сторонников, собрать огромные
деньги, добиться такой известности? Девяностые годы вообще были урожайны
на всякого рода секты – как импортные, так и отечественные. Почему
именно Россия тогда стала для них охотничьим угодьем?
Ведь, казалось бы, уж кто-то, а граждане нашей страны были воспитаны в
строгом атеизме, в неприятии религиозных предрассудков любого рода, в
глубоком уважении к разуму и науке. И вот, эти, кажется, надежно
привитые против религиозного дурмана люди толпами сбегались послушать
японского мошенника.
Казалось бы, атеистическое воспитание должно было сделать людей
критически, научно мыслящими, способными подвергнуть хотя бы
минимальному рассмотрению с точки зрения здравого смысла притязания
Асахары и других сектантских лидеров. Однако этого не произошло; одна из
самых атеизированных стран в мире оказалась, как только исчезло
государственное принуждение, одной из самых уязвимых для всякого рода
религиозных мошенников.
Почему это так? И, прежде всего, можем ли мы сказать, что вместе с
определенной стабилизацией общественной жизни эпидемия лжедуховности
ушла в прошлое? Нет, не можем. Совсем недавно из, казалось, полного
забвения явился Кашпировский; появилась и Марина Цвигун, "Матерь Мира", в
свое время возглавлявшая секту "белое братство". Старые видеозаписи
"богини" оставляют впечатление такого тяжкого безумия, что, кажется,
бедная женщина навеки обречена на жизнь в мире своих фантазий. Однако
это впечатление оказалось ошибочным; Марина Цвигун выказала весьма
практический ум и серьезную деловую хватку. Теперь у нее новое имя –
Виктория Преображенская, и продолжает она в том же оккультно-космическом
духе, причем с немалым успехом – открыла театр в Москве, устраивает
выставки, правда, понизила притязания с богини до скромной
почитательницы египетского бога Ра, и "основательницы Космического
Полиискусства Третьего Тысячелетия", приоткрывающей "сакральные знания".
Довольно известные художники расточают похвалы в ее адрес, а Рен-ТВ
показывает "документальный" фильм про тайны египетских пирамид с ее
участием.
Как такое возможно? Каким образом оккультно-космические фантазии
оказываются настолько востребованным товаром, что даже бизнес человека с
такой репутацией не прогорает? Психологи и религиоведы могут искать
ответ на этот вопрос, и, наверное, тут мы имеем дело с целым рядом
факторов, но мне хотелось бы обратить внимание на один из них – то
самое атеистическое воспитание.
Это воспитание состояло, в частности, в искусственно культивируемой
безграмотности в отношении религии; притязания Секо Асахары выглядели
очевидной чушью для любого человека, хотя бы поверхностно знакомого со
Священным Писанием – но даже такого, поверхностного знакомства у людей
не было. Нет и сейчас; нередко от людей, вполне образованных,
начитанных, знающих языки, приходится слышать такие суждения о религии,
которые выдают, скажем мягко, полную неосведомленность в предмете.
Надо обратить внимание и на искусственное разделение веры и разума,
порожденное атеистической мифологией, когда перед человеком ставился
выбор между "духовным" и "рациональным", причем от него ожидалось, что
он сделает выбор в пользу "рационального". Вера рассматривалась как
область "невежества и отсталости", набор суеверий, которых не может
придерживаться ни один образованный, рационально мыслящий человек. Эта
атеистическая мифология провозглашалась – и провозглашается – с
большим апломбом и нахрапом, как нечто давно всем известное и само собой
разумеющееся, и люди, осознанно или нет, подпадали и подпадают под ее
влияние.
Конечно, если мы задумаемся над тем, насколько эта мифология
соответствует реальности, и обратимся к истории мысли и, особенно,
истории науки – то мы обнаружим, что она не имеет ничего общего с
действительностью. Именно христианство, даже уже, Церковь как институт,
сформировала европейскую традицию критического мышления, восходящую к
заповеди Апостола "не всякому духу верьте", именно теистическая вера в
упорядоченность мира и породила современную науку.
Но люди, увы, не склонны задумываться о том, насколько обоснованны
популярные мифы – они просто живут среди этих мифов. И популярность
оккультно-космических фантазий – один из результатов противопоставления
"веры" и "разума". Если уж рациональное, критическое мышление требует
отказаться от веры в реальность духовного мира, от человеческого
переживания чуда и тайны, то тогда долой рациональное мышление; люди
принимают атеистический тезис, что духовная жизнь противна разуму и
логике – но отвергают не духовность (как атеисты) а разум и логику.
Что же делать? Просто вернуться к христианской традиции критического
мышления. Благодать не помрачает естественные (в частности,
интеллектуальные) способности, а, напротив, просветляет их. Притязания
лжепророков (и лжеучителей) могут быть рассмотрены с точки зрения разума
– и отвергнуты. Истинная вера разумна; если Вы забываете об этом, Вы
рискуете оказаться адептом "сакральных знаний".
Однако отметим еще одну особенность "Аум Синрике", близко роднящюю
его с другими подобными культами. Притязания на то, что "все религии
учат одному и тому же", а чему именно – это гуру сейчас и объяснит.
Тенденция считать религии, в общем-то, одинаковыми, появилась задолго до
Асахары и прекрасно чувствует себя после его смерти; и эта тенденция
тоже была если не порождена, то усилена советским атеизмом. Есть
"научное мировоззрение" и есть "религия" как некое противопоставленное
ему единство; до сих пор вполне образованные люди не могут отличить
молитву от колдовства, относя и то и другое к одной категории –
"религии".
Понятно, что эти же люди не смогут отличить одну религию от другой;
и, если в них проснется интерес к духовному миру, они не смогут
последовать заповеди Апостола "не всякому духу верьте". Они уже твердо
усвоили, что между духами нет существенной разницы.
Между тем, религии – очень разные явления, с очень разными
последствиями. Даже с чисто светских позиций трудно перепутать, скажем,
квакеров с ваххабитами. И уж тем более трудно перепутать Аум Синрике с
Православной Церковью.
Религии учат разному, и пытаться относить их в одну категорию –
значит пребывать в глубоком (и потенциально опасном) заблуждении
относительно мира, в котором мы живем.
|