Газета «Наш
Мир» В результате выполнения планов Первой пятилетки в СССР появилась
автомобильная, тракторная, танковая и авиационная промышленность.
Одной
из отличительных черт советского строя — плановое ведение народного
хозяйства. По инициативе В. И. Ленина в 1921 г. в СССР был образован
Государственный плановый комитет (Госплан), который возглавил систему
планирования государства.
В декабре 1927 г. на Пятнадцатом съезде
ВКП (б) впервые в СССР была принята резолюция «О директивах по
составлению пятилетнего плана народного хозяйства СССР» на 1928–1932 гг.
Высший орган правящей партии поручил ЦК: «вести хозяйство по пути более
или менее планового, более или менее бескризисного развития». При этом
предлагалось предусмотреть в плане: «В соответствии с политикой
индустриализации страны в первую очередь должно быть усилено
производство средств производства с тем, чтобы рост тяжелой и легкой
индустрии, транспорта и сельского хозяйства…. был в основном обеспечен
внутренним производством промышленности СССР.
Наиболее быстрый темп развития должен быть придан тем отраслям
тяжелой индустрии, которые подымают в кратчайший срок экономическую мощь
и обороноспособность СССР», «давая возможность повышения заработной
платы и дальнейшего роста жизненного уровня рабочего класса … понизить
расход заработной платы на единицу изделий, уменьшить их себестоимость,
повысить производительность труда, дать прочную базу для политики
снижения цен». «В области международных отношений исходить из
максимально широких связей — расширение внешней торговли, иностранного
кредита, концессий, привлечение иностранных технических сил и т. д.,
которые увеличивают хозяйственную мощь СССР, делают его более
независимым от капиталистического мира, расширяют индустриальную
социалистическую базу индустриального развития Союза». Съезд поручил ЦК:
«Обеспечить разработку пятилетнего плана с таким расчетом, чтобы он был
поставлен на рассмотрение ближайшего Съезда Советов, обеспечить
привлечение к тщательному и всестороннему обсуждению проекта плана всех
местных советских, профессиональных, партийных и других организаций».
После выполнения этих указаний Съезда пятилетний план стал всенародной
программой на указанный период. Этот план стал прообразом последующих
пятилеток.
В осуществлении плана Первой пятилетки СССР И. Сталин
проявил себя как способный организатор строительства народного хозяйства
огромной, многонациональной страны. Все пятилетние планы при жизни
Сталина были выполнены досрочно.Среднегодовой абсолютный прирост
производства важнейших видов промышленной продукции по пятилеткам (НХ
СССР за 60 лет. С. 20, 21. М. 1977)
|
Первая пятилетка (1929–1932) |
Вторая пятилетка (1932–1937) |
Три года третьей пятилетки (1937–19–40) |
Четвертая пятилетка (1946–1950) |
Пятая пятилетка (1950–1955) |
Электроэнергия, млрд. кВт. ч. |
2,1 |
4,5 |
4,1 |
9,6 |
15,8 |
Нефть, млн. т |
2,4 |
1,4 |
0,9 |
3,7 |
6,6 |
Газ естественный, млрд. м³ |
0,19 |
0,23 |
0,3 |
0,5 |
0,6 |
Уголь, млн. т |
7,2 |
12,7 |
12,7 |
22,4 |
14,0 |
Чугун, млн. т |
0,7 |
1,7 |
0,1 |
2,1 |
2,8 |
Сталь, млн. т |
0,4 |
2,4 |
0,2 |
3,0 |
3,6 |
Прокат черных металлов, млн. т |
0,2 |
1,7 |
0,05 |
2,5 |
2,9 |
Минеральные удобрения, тыс. т |
196 |
464 |
16,6 |
875 |
834 |
Серная кислота в моногидрате тыс. т |
85,4 |
163 |
72,7 |
269 |
335 |
Синтетические смолы и пластмассы, тыс. т |
0,5 |
1,1 |
1,0 |
9,2 |
18,6 |
Химические волокна и нити, тыс. т |
0,7 |
1,2 |
0,8 |
4,6 |
17,3 |
Автопокрышки, тыс. шт. |
117 |
429 |
103 |
1 206 |
558 |
Турбины, тыс. кВт |
63,6 |
172 |
7,8 |
495 |
573 |
Автомобили, тыс. шт. |
5,8 |
35,2 |
–18,2 |
57,6 |
16,5 |
Тракторы, тыс. шт. |
11,9 |
0,4 |
–6,4 |
21,8 |
9,3 |
Экскаваторы, штук |
21 |
87 |
–83 |
706 |
340 |
Бумага, тыс. т |
46,7 |
72,1 |
2,3 |
172 |
134 |
Цемент, млн. т |
0,4 |
0,4 |
0,1 |
1,7 |
2,5 |
Ткани всех видов, млн. м² |
–8,5 |
170 |
102 |
404 |
394 |
Бельевой и верхний трикотаж, млн. шт. |
7,7 |
23,5 |
9,7 |
29,5 |
46,8 |
Обувь кожаная, млн. пар |
7,2 |
19,2 |
9,8 |
28,0 |
13,6 |
Радиолы и радиоприемники, тыс. шт. |
6,6 |
34,1 |
–7,3 |
212 |
495 |
Холодильники бытовые, тыс. шт. |
— |
— |
— |
0,2 |
30,0 |
Сахар-песок, тыс. т |
–114 |
319 |
–85 |
412 |
179 |
Из таблицы видно, что все плановые показатели первой
пятилетки были перевыполнены за исключением тканей и сахара-песка.
Имелось снижение темпов роста выпуска продукции за три предвоенных года
третьей пятилетки. Связано это с предвоенным вредительством и
отвлечением средств на подготовку к обороне страны.1932 год. Выполнен
план ленинского ГОЭЛРО. Итоги
ГОЭЛРО был рассчитан на 10–15 лет.
Предусматривал коренную реконструкцию народного хозяйства на базе
электрификации: строительство крупных предприятий, сооружение 30
районных электростанций, в том числе 10 ГЭС, общей мощностью 1,5 млн.
кВт и годовой выработкой 8,8 млрд. кВт часов. В 1932 году была запущена
последняя станция, предусмотренная планом ГОЭЛРО — Днепрогэс, крупнейшая
в мире. Весь мир восхищался грандиозностью этой стройки. Америка
восхищалась, потому, что на ней работали американские специалисты и
монтировались 9 американских турбин, из 11-и, немцы восхищались потому,
что они поставляли из Америки американские турбины, поскольку в то время
СССР и США не имели ни торговых, ни дипломатических отношений. Народы
других стран восхищались первенцем достижений науки и техники СССР.
Чтобы
представить отсталость царской России и какое социально-экономическое
значение имел план ГОЭЛРО для СССР, приведем данные производства
электроэнергии за период 1913–1988 годы.
Производство
электроэнергии по союзным республикам (миллиардов киловатт
часов) (Народное хозяйство СССР за 60 лет, с. 202. М. 1977 г.
Народное хозяйство СССР в 1988 г. с. 378. М. 1988 г.)
|
1913 |
1940 |
1965 |
1970 |
1976 |
1988 |
СССР |
2,0 |
49 |
507 |
741 |
1 111 |
1705 |
РСФСР |
1,3 |
30,8 |
333 |
470 |
686 |
1066 |
Украинская ССР |
0,5 |
12,4 |
94,6 |
138 |
209 |
297 |
Белорусская ССР |
0,0 |
0,5 |
8,4 |
15,1 |
29 |
38,2 |
Узбекская ССР |
0,0 |
0,5 |
11,5 |
18,3 |
35,1 |
50,6 |
Казахская ССР |
0,0 |
0,6 |
19,2 |
34,7 |
55,6 |
88,4 |
Грузинская ССР |
0,0 |
0,7 |
6,0 |
9,0 |
12,1 |
14,6 |
Азербайджанская ССР |
0,0 |
1,8 |
10,4 |
12,0 |
15,3 |
23,6 |
Литовская ССР |
0,0 |
0,08 |
3,9 |
7,4 |
9,7 |
26,0 |
Молдавская ССР |
0,0 |
0,02 |
3,1 |
7,6 |
13,7 |
17,0 |
Латвийская ССР |
0,0 |
0,25 |
1,5 |
2,7 |
2,5 |
5,1 |
Киргизская ССР |
— |
0,05 |
2,3 |
3,5 |
4,8 |
14,2 |
Таджикская ССР |
— |
0,06 |
1,6 |
3,2 |
5,2 |
18,8 |
Армянская ССР |
0,0 |
0,4 |
2,9 |
6,1 |
9,7 |
15,3 |
Туркменская ССР |
0,0 |
0,08 |
1,4 |
1,8 |
5,2 |
12,9 |
Эстонская ССР |
0,0 |
0,2 |
7,1 |
11,6 |
18,6 |
17,6 |
Благодаря развитию энергетики в СССР были созданы в 30-х
годах тысячи современных предприятий, стала возможной индустриализация
экономики. «Лампочка Ильича» (так называли электричество в 30-е годы)
пришла и во многие жилища страны. В СССР появилась, быстро развивающаяся
новая отрасль — Энергетическая промышленность.Итоги выполнения
плана ГОЭЛРО по промышленности СССР (Народное хозяйство СССР
за 60 лет, с. 11, М. 1977 г.)
|
1913 |
1920 |
План ГОЭЛРО |
1930 |
1935 |
Год выполнения плана ГОЭЛРО |
Валовая продукция промышленности, 1913 г. = 1 |
1 |
0,14 |
1,8–2 |
2,5 |
5,6 |
1929–1930 |
Мощность районных электростанций, млн. кВт |
0,2 |
0,14 |
1,75 |
1,4 |
4,1 |
1931 |
Производство электроэнергии, млрд. кВт. ч |
2,0 |
0,5 |
1,75 |
8,4 |
26,3 |
1931 |
Нефть млн. т |
10,3 |
3,9 |
11,8–16,4 |
18,5 |
25,2 |
1929–1930 |
Уголь, млн. т |
29,2 |
8,7 |
62,3 |
47,8 |
109,6 |
1932 |
Торф, млн. т |
1,7 |
1,3 |
16,4 |
8,1 |
18,5 |
1934 |
Железная руда, млн. т |
9,2 |
0,16 |
19,6 |
10,7 |
26,8 |
1934 |
Чугун, млн. т |
4,2 |
0,12 |
8,2 |
5,0 |
12,5 |
1934 |
Сталь, тыс. т |
4,3 |
0,19 |
6,5 |
5,8 |
12,6 |
1933 |
Бумага, тыс. т |
269,2 |
30,0 |
688,5 |
495,3 |
640,8 |
1936 |
Многие буржуазные деятели, писатели не верили в реальность
ленинских планов ГОЭЛРО и строительства социализма в отсталой России,
называли его Ленина «кремлевским мечтателем» но, как видим, планы
оказались реальными, последователи В. И. Ленина с честью выполнили
ленинские планы. Особая роль в этом принадлежит И. В. Сталину.
Сделав
энергетический прорыв, СССР вышел на одно из первых мест по
энерговооруженности народного хозяйства. Это стало возможным сделать
следующий скачек от вековой отсталости России к передовым развитым
странам.Создание в СССР новых отраслей промышленности
После
отмены крепостного права (1861 г.) в России стал бурно развиваться
капитализм. Продукция русской промышленности увеличилась в более чем в 7
раз. Однако по производству на душу населения Россия продолжала
отставать от старых капиталистических стран. Так, в Англии на одного
жителя выплавлялось около 100 кг чугуна в год, а в России — не более 20
кг, т. е. в 5 раз меньше.
Пользуясь даровым трудом
крестьянина-арендатора, русские помещики не тратили деньги на покупку
дорогостоящую сельхозтехнику, не заботились о совершенствовании
агротехники. В то же время, связанные кабальной арендой и обремененные
непосильными платежами, русские крестьяне не могли этого делать, так как
не имели необходимых средств.
Как правило, оставшегося после
расчетов с помещиком хлеба крестьянину до нового урожая не хватало. Его
семя жила впроголодь. Дети часто погибали от болезней. Эпидемии тифа,
холеры, дизентерии были обычным явлением в русской деревни того времени.
Уровень смертности населения в царской Росси был самим высоким в Европе
и составлял 29,1 на тысячу человек. Как следствие коммунистических
преобразований, повышения уровня жизни широких слоев населения, в 1950
г. он был уже снижен до 9,7. (Народное хозяйство СССР за 60 лет, с. 69,
М. 1977г.).
Уже в 1928 году Сталин докладывал ХV съезду партии о
создании в СССР, за последние два года, ряд новых отраслей
промышленности: машиностроение, станкостроение, турбостроение авто — и
авиастроение, химия и др.
1929 год — год первой сталинской
пятилетки (так называли тогда пятилетние планы развития народного
хозяйства СССР) ознаменовался серьезным ростом нового промышленного
строительства.. Страна покрылась лесом новостроек: возводились
тракторные заводы в Харькове, Челябинске, Сталинграде, предприятия по
производству комбайнов в Саратове и Запорожье, крупнейший в мире завод
сельскохозяйственного машиностроения в Ростове-на-Дону, автомобильные
заводы в Москве, Нижнем Новгороде, металлургические гиганты у горы
Магнитной (на Урале), в Кузнецке (в Сибири), комбинаты тяжелого
машиностроения в Горловке, Краматорске, Свердловске, химические заводы в
Березниках, Соликамске, под Москвой в Бобриках, крупнейшая в Европе ГЭС
на Днепре, Туркестано-Сибирская железная дорога протяженностью в 1,5
тыс. километров и т. д. История еще не знала такого размаха капитального
строительства ни в одной стране Мира. Огромная страна превратилась в
гигантскую строительную площадку, где днем и ночью, зимой и летом
воздвигались гиганты пятилетки. В те годы почти не было строительных
механизмов; повозка, лопата, тачка и кувалда — вот главные орудия
строителей. Но и с этими примитивными средствами, истосковавшиеся за
годы войны по настоящей работе и воодушевленные ленинской идеей
строительства социализма, рабочие творили чудеса.
Авиационная
промышленность: в день объявления войны в 1914 году русская
армия имела на фронте всего 250 годных самолетов. Расчеты царского
правительства обеспечить потребность в самолетах и моторах покупкой их
за границей не оправдались. В ходе войны возникали трудности с
доставкой. К тому же союзники старались сбыть России уже устаревшие и
мало пригодные для их собственных армий самолеты. За время войны Россией
было закуплено за границей около 1500 самолетов и 3500 двигателей. На
отечественных заводах «К 1917 году основными типами самолетов,
выпускавшихся в наибольших количествах на отечественных заводах, были
разведчики и бомбардировщики «Фарман-27», «Фарман-30», «Ваузен» и
истребитель «Ньюпор». Уже с середины 1917 года поставка авиационной
техники из-за границы в Россию почти полностью прекратилась. К октябрю
самолетный парк насчитывал немногим более тысячи самолетов, да и то
большинство из них требовали ремонта.
В марте 1923 года возникло
добровольное общество друзей воздушного флота (ОДВФ). В 1923 году было
учреждено общество «Добролет» — будущее Министерство гражданской
авиации.
В 1918 году, одним из первых проявлений заботы молодого
советского государства был подписан декрет Совета Народных Комисаров об
организации Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) под
руководством профессора Жуковского.
В 1922 году, для подготовки
квалифицированных инженеров, на базе организованного Н. Е. Жуковским
авиационного техникума основана Академия воздушного флота, которой
присвоено его имя. В СССР стало быстро развиваться авиастроение, повышен
интерес молодежи к авиации.
В 1924 году под руководством
молодого конструктора А. Н. Туполева построен первый советский
цельнометаллический самолет.
На сколько изменилась
социально-экономическое положение населения, авторитет Коммунистической
партии, руководителей государства, патриотизм населения говорит такой
факт. «В 1924 году, на средства собранные ОДВФ, была построена и
передана открывшемуся ХIII партсъезду эскадрилья истребителей «Ленин». —
19 самолетов. Позже на средства, собранные населением, заказано,
построено и передано воздушному флоту 100 боевых самолетов». (А.
Яковлев. Цель жизни. С. 56, 57. М. 1968 г.). В те же годы собирали
средства и на другие эскадрильи. Призыв Советского правительства «Летать
выше всех, дальше всех и быстрее всех» нашел горячий отклик среди
ученых, конструкторов и рабочих авиапромышленности. В 1930 году был
создан Московский авиационный институт (МАИ), который вскоре стал одним
из лучших вузов страны.
Во вторую пятилетку (1933–1937 г. г.)
авиастроители вступили во всеоружии передовой науки, имели
квалифицированные кадры и опирались на мощную производственную базу,
которая с каждым годом продолжала расширяться за счет строительства все
новых и новых заводов. На созданных в эти годы советских самолетах были
достигнуты и побиты мировые рекорды по дальности полета, по высоте и по
скорости. Но темпы развития авиации в мире росли очень быстро и новые
самолеты скоро устаревали. Особенно быстро развивалась авиация в
Германии, самолеты типа мессершмитт, юнкерс и др.
Характерная
черта Сталина была глубокое изучение на уровне профессионала, важных,
даже технических проблем. Приведем как пример, разговора Сталина с
известным авиаконструктором А. Яковлевым. При встрече Сталин задал
несколько вопросов. «Его интересовали состояние и уровень немецкой,
английской и французской авиации. Так же как и Денисов я был поражен его
осведомленностью. Он разговаривал как авиационный специалист.
— А
как вы думаете, — спросил он, — почему англичане на истребителях
«Спитфайр» ставят мелкокалиберные пулеметы, а не пушки?
— да
потому, что у них авиапушек нет, — ответил я.
— Я тоже так думаю,
— сказал Сталин. — Но ведь мало иметь пушку, — продолжал он. — Надо и
двигатель приспособить под установку пушки. Верно?
— Верно.
—
У них ведь и двигателя такого нет?
— Нет.
— А вы знакомы с
двигателем конструктора Климова — авиационным двигателем, на который
можно установить пушку Шпитальского?
— Знаком.
— Как вы
расцениваете эту работу?
— Работа очень интересная и полезная.
—
Правильный этот путь? А может быть путь англичан более правильный? Не
взялись бы вы построить истребитель с мотором Климова и пушкой
Шпитальского?
— Я истребителями еще никогда не занимался, но это
было бы для меня большой честью.
— Вот подумайте над этим.
—
Так как же, возьметесь за истребитель?
— Подумаю, товарищ
Сталин.
— Ну, хорошо, когда надумаете, позвоните. Не стесняйтесь…
Желаю успеха. Жду звонка.
В то время самолет, вооруженный
двадцатимиллиметровой пушкой, уже был у немцев — «Мессершмитт 109».
Видимо, Сталину это не давало покоя. Готовя перевооружение авиации,
Сталин, очевидно, стремился избежать ошибки при выборе калибра пулеметов
и пушек для наших истребителей» (А. Яковлев. «Цель жизни», с.187,188.
М. 1968).
Такие же задания получили и другие
авиаконструкторы: Микоян, Лавочкин, Сухой, Пашинин, Флоров и
Боровиков, Шевченко, Козлов, Поликарпов, Яценко.
Так же была
организована работа и по другим типам боевых машин. В 1940 году начался
серийный выпуск этих истребителей (ЯК-1) весом в 2,9 тонны и со
скоростью 580 километров в час. В этом же году начался серийный выпуск
истребителей МиГ-3, ЛЛАГ-3, штурмовиков ИЛ-2 и бомбардировщиков ИЛ-4,
пикирующих бомбардировщиков ПЕ-2, не уступающих по своим качествам
лучшим немецким машинам.
Тракторостроение:
Первые колесные трактора с паровыми машинами появились в Англии и
Франции в 1830 году. До революции в России тракторной промышленности не
было. Ленинская идея создания тракторов в СССР начала осуществляться в
1923 году, когда на заводе «Красный Путиловец» был создан первый
колесный трактор, «Фордзон-Путиловец» — копия американского трактора
«Фордзон». Его мощность двигателя была всего 20 л. с., скорость до 10,8
км/ч. В 1925 году в Москве, как отдел НАМИ был основан
Научно-исследовательский тракторный институт — НАТИ. С 1946 года —
самостоятельный институт по исследованию тракторов и их агрегатов.
Массовое производство тракторов началось после образования в 20-х годах
Наркомата (Министерства) тракторного и сельскохозяйственного
машиностроения.
В начале 30-х годов были построены тракторные
заводы в Сталинграде, Харькове, Челябинске и др. На них же, позже,
производились и танки. Уже в 1928 году было произведено 1,3 тысяч
тракторов, в 1932 г. — 48,9 тыс., в 1937 г. 51,0 тыс., в 1950 г. — 117
тыс., в 1955 г. 163 тыс. штук колесных и гусеничных машин («Народное
Хозяйство СССР за 60 лет», с. 229, М. 1977).
Уже в начале 30-х
годов при Сталине осуществилась заветная мечта В. И. Ленина — сельское
хозяйство имело 100 тысяч новейших отечественных тракторов. В результате
создания мощной тракторной промышленности резко возросла
производительность труда в сельском хозяйстве, посевные площади в СССР
увеличились с 118,2 млн. га. в 1913 году, до 150,6 млн. га в 1940 году
(там же, с. 301).
Автомобилестроение: До 1917 года в России
автомобильной промышленности не было. Только на Русско-Балтийском заводе
в г. Риге с 1908 г. по 1915 г. в небольшом количестве производили
сборку легковых автомобилей (всего за 6 лет было собрано 450
автомобилей).
В период первой мировой войны было начато
строительство нескольких небольших автомобильных заводов (в том числе
АМО в Москве), но до Великой Октябрьской Социалистической революции они
не были достроены и не выпустили ни одного автомобиля..
Производство
первых советских легковых автомобилей конструкции НАМИ было начато в
1927 году на Московском заводе «Спартак».
Начало развития
автомобильной промышленности в Советском Союзе относится в сталинский
период 1931–32 гг., когда вступили в действие реконструированный завод
АМО (позже Московский завод им. Сталина, еще позже — им. Лихачева) и
вновь построенный Горьковский автозавод им. Молотова.
На этих
заводах было организовано массовое производство таких, широко известных
до Великой Отечественной войны в СССР, грузовых автомобилей, как ГАЗ АА
(грузоподъемностью 1,5 т) и ЗИС-5 (грузоподъемностью 3 т).
С 1932
года Горьковский автозавод приступил к производству пятиместных
легковых автомобилей ГАЗ-А, а с 1936 г. — М-1.
На базе грузовых
автомобилей ГАЗ-АА и ЗИС:5 перед войной выпускались автобусы ГАЗ-03-30 и
ЗИС-8, позже — ЗИС-16.
Благодаря успешному выполнению планов
двух пятилеток СССР в короткий срок была создана автомобильная
промышленность. Уже в 1937 году было выпущено 200 тыс. Автомобилей, в
результате чего СССР по производству автомобилей вышел на четвертое
место в мире, а по выпуску грузовых автомобилей опередил Англию, Францию
и Германию, заняв первое место в Европе и второе в мире.
Несмотря
на трудности, развитие автомобильной промышленности продолжалось и в
годы Великой Отечественной войны.
В 1944 г. в Миассе вступил в
строй Уральский автомобильный завод, выпускал автомобили Урал-5.
В
соответствии с пятилетним планом восстановления и развития народного
хозяйства СССР на 1946–1950 гг. были увеличены производственные мощности
существующих заводов и введены новые.
В этот период было освоено
производство ряда новых моделей грузовых автомобилей — ГАЗ-51, ЗИС-150,
МАЗ-200 и др. На базе этих основных моделей было налажено производство
автомобилей повышенной проходимости, автомобилей-самосвалов,
газогенераторных и газобаллонных автомобилей, а также несколько типов
специализированных автомобилей, автобусов и легковых автомобилей
(Краткий автомобильный справочник», с. 6, М. 1967 г.).
Тяжелое
машиностроение, станкостроение. В. И. Ленин, анализируя мировую
экономику, пришел к выводу: «Спасением для России является не только
хороший урожай в крестьянском хозяйстве, этого мало, — и не только
хорошее состояние легкой промышленности, поставляющее крестьянству
предметы потребления, — этого тоже мало, — нам необходима тяжелая
индустрия… Без спасения тяжелой промышленности, без ее восстановления мы
не сможем построить никакой промышленности, а без нее мы вообще
погибнем, как самостоятельная страна… Тяжелая индустрия нуждается в
государственных субсидиях. Если мы их не найдем, то мы, как
цивилизованное государство — я не говорю, как социалистическое, —
погибли» (В. И. Ленин. Сочинения. т. 27, с. 349). В резолюции ХIV съезда
ВКП (б), принятой по докладу Сталина в области экономического
строительства отмечалось, что наша страна, страна диктатуры
пролетариата, имеет «все необходимое для построения полного
социалистического общества» (Ленин)… Центральному Комитету партии
поручалось: «обеспечить за СССР экономическую самостоятельность,
оберегающую СССР от превращения его в придаток капиталистического
мирового хозяйства, для чего держать курс на индустриализацию страны,
развитие средств производства и образования резервов для экономического
маневрирования» («ВКП (б) в резолюциях и решениях», ч. 2, с. 50, М. 1941
г.).
И. Сталин всю свою жизнь руководствовался этим указанием
Ленина, решением съезда и обеспечил преимущественное развитие тяжелого
машиностроения. Было создано Министерство Тяжелого Машиностроения,
начато строительство крупных заводов по производству электростанций,
машиностроительных предприятий, станков, автоматических линий,
конвейеров. В первом году пятилетки широко развернулись работы на
Днепргэсе, воздвигались другие электростанции, наращивались мощности уже
существующих. Началось строительство гигантов машиностроения:
Новокраматорского завода (Донбасс) и Уралмаша. Сооружались крупнейшие
химические комбинаты — Березниковский и Соликамский. В Москве и
Ленинграде строились и реконструирвались авиационные,
станкостроительные, инструментальные, моторные, электротехнические и
другие предприия. Закладывались основы реконструкции сельского
хозяйства.
Шло строительство и в отсталых национальных регионах
страны: в Казахстане — Ридерского комбината цветной металлургии и
Чимкентского свинцового завода, в Ташкенте и Ашхабаде — текстильных
фабрик. В 1928/29 году было введено в эксплуатацию 91 предприятие (СССР.
Год работы правительства (Материалы к отчету за 1928/29 г. С. 59).
В
1929 году производство средств производства (группа А) составляло 200%,
всей промышленности — 158%, производство предметов потребления (группа
Б) — 137%, по сравнению с 1913 годом. (История КПСС, т. 4, книга первая,
с. 599, М. 1970 г.) В 1940 году объем производства увеличился: группы
«А» в 10 раз, группы «Б» — в 4,6 раз, в 1950 году соответственно в 27
раз и 5, 7 раз в сравнении с 1913 годом.
В эти годы резко
возросло производство турбин, котлов, генераторов, электродвигателей,
трансформаторов подшипников качения и металлообрабатывающего
оборудования. Эти данные показаны в следующей таблице.
|
1913 г |
1928 г |
1940 г. |
1950 г. |
1955 г. |
Производство: Турбины, штук |
— |
47 |
146 |
1622 |
556 |
Котлы паровые, тыс. т пара в час |
— |
— |
4,4 |
— |
— |
Станки металлорежущие, тыс. шт. |
1,8 |
2 |
58,4 |
70,6 |
117 |
Кузнечнопрессовые машины, тыс. шт. |
— |
0,1 |
4,7 |
17,1 |
17,1 |
Автоматические и полуавтоматические линии для машиностроения и
металлообработки, комплектов |
— |
— |
1 |
10 |
115 |
Подшипников качения, млн. шт. |
— |
0,1 |
44,8 |
93,3 |
218 |
Краны мостовые электрические, шт. |
— |
43 |
302 |
604 |
821 |
Комбайностроение. В сельском хозяйстве царской России
комбайнов не существовало. В 1928 году впервые в СССР было произведено
всего два зерноуборочных комбайна. В 1940 году их уже было 182 тысячи
штук, в 1965 году — 520 тысяч штук, в 1988 году — 751,2 тыс. штук.Парк
зерноуборочных и других комбайнов в сельском хозяйстве СССР (на конец
года, тысяч штук)
|
1928 г. |
1940 г. |
1965 г. |
1988 г. |
Комбайны зерноуборочные, |
2 шт. |
182 |
520 |
751,2 |
Комбайны кукурузоуборочные |
— |
— |
65 |
33 |
Комбайны свеклоуборочные |
— |
— |
21 |
49 |
Комбайны кормоуборочные |
— |
— |
205 |
265 |
Машины хлопкоуборочные |
— |
08 |
34 |
45 |
Льнокомбайны |
— |
11 |
27 |
22 |
После революции Советской власти пришлось создавать и такие
новые отрасли промышленности как радиотехническая, дорожно-строительная
техника
Пищевая промышленность в царской России была развита
слабо, крупных промышленных предприятий не было. «В старой России не
было настоящей пищевой промышленности, если не брать во внимание
водочной, сахарной и табачной. Они были акцизными отраслями, давали
большую прибыль казне, и их развитие поддерживалось царским
правительством с фискальной целью. Но эти отрасли были недостаточно
развиты, их техника была на очень низком уровне» (А. И. Микоян. Пищевая
индустрия Советского Союза, с. 39, М. 1941). Старейшая отрасль —
сахароварение. Первый сахарный завод в России был построен в 1822 году в
Каневском уезде (ныне Черкасская область) Основным производителем
сахара была Украина. В 1913 году Россия произвела 1 363 тыс. тонн
сахара-песка, в том числе Украина — 1 108 тыс. тонн или 81,3%. В 1917
году производство упало до 912 тыс. тонн. Но уже в 1928 году достигло
почти довоенный уровень — 1 283 тыс. тонн. В 1940 году произведено 2 165
тыс. тонн, в 1950 г. — 2523 тыс. т, в 1988 г. — 12 056 тыс. тонн, в том
числе Украинская ССР — 6 131 тыс. тонн, или 50,8 процентов Союзного
производства. За годы советской власти начали производить сахар-песок
все республики СССР.Развитие пищевой промышленности в России и СССР (НХ
СССР за 60 лет. С. 256–265. М. 1977 и НХ СССР в 1988г. С. 499–503. М.
1989)
продукты |
1913 |
1917 |
1928 |
1940 |
1950 |
1955 |
1988 |
Сахар песок, тыс. т |
1 363 |
912 |
1 283 |
2 165 |
2 523 |
3 419 |
12 100 |
Животное масло, тыс. т |
104 |
— |
82 |
252 |
336 |
463 |
1 724 |
Растительное масло, тыс. т |
538 |
421 |
448 |
804 |
819 |
1 168 |
3 142 |
Консервы, млн. условных банок |
116 |
85 |
125 |
1 118 |
1 535 |
3 217 |
21 109 |
Молоко, млн. т |
— |
— |
— |
1,3 |
— |
— |
33,5 |
Улов рыбы и морепродуктов, тыс. т |
1 051 |
893 |
840 |
1 422 |
1 755 |
2 737 |
11 500 |
Кондитерские изделия, тыс. т |
125 |
— |
— |
797 |
— |
— |
4 859 |
Мясо, включая субпрод.1 кат., тыс. т |
— |
— |
— |
1 544 |
— |
— |
12 826 |
Из таблицы видно: производство сахара-песка за годы советской
власти увеличилось в 1955 году в 2,5 раза, а в 1988 г. — в 13,2 раза.
Производство животного масла увеличилось, в 1955 г., по сравнению с 1913
г. в 4,5 раза, а в 1988 г. — в 16,5 раза; Растительного масла —
соответственно, в 2,1 и 5,8 раз. Особенно выросло, за этот период,
производство консервов: в 1955 г. — в 27,7 раз, в 1988 г. — в 181 раз.
Производство продуктов питания в СССР догоняло США, а по отдельным видам
уже превзошло.
Лёгкая промышленность в СССР
развивалась медленнее, чем машиностроение, но тоже высокими темпами. Это
видно из следующей таблицы.
Продукция |
1913 |
1917 |
1928 |
1940 |
1950 |
1955 |
1988 |
Ткани всего, млн. кв. м |
2 194 |
1 212 |
2 198 |
3 320 |
3 374 |
5 347 |
13 066 |
в том числе: хлопчатобумажные, млн. кв. м |
2 194 |
1 817 |
2 198 |
3 970 |
3 899 |
5 904 |
8 106 |
шерстяные, млн. кв. м |
108 |
70 |
78 |
122 |
155 |
252 |
708 |
льняные, млн. кв. м |
121 |
97 |
174 |
289 |
282 |
305 |
967 |
шелковые, млн. кв. м |
62 |
45 |
61 |
85 |
56 |
90 |
2 123 |
Кожаная обувь, млн. пар |
68 |
50 |
58 |
212 |
203 |
271 |
1 890 |
Трикотажные изделия, млн. штук |
— |
— |
— |
185,9 |
— |
— |
1 890 |
Из этой и предыдущей таблиц видно единственная продукция,
которой более-менее было обеспечено население России это — ткани. Их
производилось 13, 7 кв. м. на жителя империи. Но этого не хватало,
особенно на окраинах страны. Там производилось много домотканого полотна
из конопли и льна, грубого сукна для свит и рядна для различных
изделий. Обуви производилось одна пара на 2,3 человека в год. Основной
вид обуви в деревенской России были самодельные лапти да чуни.
Производились также валенки, но статистика их «не заметила».
|