Газета «Наш
Мир» На этот вопрос каждый житель страны ответит по-своему. Для кого-то национальная идея – это идея о том, чтобы все казахстанцы говорили и думали по-казахски.
Для кого-то суть данного вопроса заключается в экономическом благосостоянии государства. Кто-то считает национальной идеей принцип равенства всех народов страны, мир и согласие между ними. Но можно ли все вышеозвученные идеи и многие другие, обсуждаемые в обществе, считать национальными? По мнению авторов недавно презентованной книги, искавших ответ на данный вопрос в течение трех лет, национальной идеи у казахстанцев пока нет… Попытайтесь однозначно ответить на вопрос: какова же все-таки наша национальная идея. Если у вас это получилось, вероятно, это один из десятка основных вариантов национальной идеи, витающих сегодня в казахстанском обществе. По-крайней мере, столько насчитали наиболее часто упоминаемых в СМИ и трудах отечественных писателей авторы книги «Национальная идея Казахстана: пути решения проблем». К слову, сей труд – коллективный и интернациональный: над книгой трудилась группа авторов под руководством заведующей кафедры ЮНЕСКО факультета журналистики Казахского национального университета им. Аль-Фараби, профессора Лайлы Ахметовой. Впрочем, не только они. По заказу министерства образования и науки поиском нацидеи занимались 17 научных коллективов. К чему пришли все прочие исследователи, сказать не берусь – книгу выпустила только одна группа авторов. В данном же случае эксперты опирались на публикации времен нашей независимости и на результаты социологического исследования, проведенного ими во всех регионах Казахстана. Итак, какие же идеи, претендующие на звание национальной, увидели авторы книги в зеркале общественного мнения? В процессе работы авторы много спорили и о термине «нация», и о национализме, и о самом понятии «национальная идея», – рассказывает Лайла Ахметова. – Я говорила о том, что национальная идея – нечто духовно-возвышенное, молодежь утверждала, что это понятие имеет более практическое значение, например, идея об упрочении роли среднего класса. В результате трехлетних изысканий, мы пришли к выводу, что национальная идея – это чувство. Средний класс и экономическое благополучие, представьте себе, тоже описывается чувством. Жадностью. Жажда выгоды и обогащения выливается в такие национальные идеи, как, например, на диком Западе: каждый обогащается как может в экономически нестабильной среде. Или за счет покорения других народов, или за счет экономической глобализации. Инструменты могут быть разными, чувство – одно. Таким чувством может быть вера, возводящая в ранг национальной идеи установление единой религии или полный отказ от нее. Это может быть любовь, проповедующая в качестве главной идеи страны, межнациональное и межконфессиональное единство, патриотизм. Это может быть надежда на светлое будущее, ненависть, в том числе и трайбализм, это может быть чувство свободы – слова, веры или нравов. Этим чувством может быть справедливость, подразумевающая под собой и демократию, и коммунизм, и равноправие всех языков в стране. А тезис о сохранении казахского языка, также претендующего на то, чтобы стать национальной идеей, авторы отнесли к чувству страха. Это страх перед потерей чего-то ценного для нации, в том числе национальной самобытности. Многие из этих чувств присутствуют в нашем обществе. Сейчас практически любая идея, которая увлечет народ, может считаться национальной, – говорит один из авторов книги Дмитрий Шорохов. – Но за национальную идею часто принимают идеологическое воздействие государства. И в Казахстане правильнее и разумнее говорить как раз-таки об идеологии. На самом деле, в создании национальной идеи государством с помощью идеологической машины нет ничего плохого. Если государство не будет управлять этими процессами, то однажды придет какой-нибудь оголтелый националист - и общество покатится под откос в созданном им русле.
- Получается, что у Казахстана национальной идеи в принципе нет? - Мы проводили по этой теме социологические исследования: мнения казахстанцев разнятся. Но если говорить глобально, национальной идеи, которая бы действительно жила в сердце каждого казахстанца, нет. Например, какова национальная идея уйгурского или курдского народов? Каждый представитель этих национальностей видит ее четко: создание собственного независимого государства. А спроси об этом у любого казахстанца – единообразия не будет.
- В таком случае может ли представлять опасность для общества такое многообразие идей, претендующих на звание национальной? - Все эти идеи могут сосуществовать и сохранять единство в обществе. Другое дело, что и национальные идеи могут быть как позитивными, так и негативными. Например, вопрос казахского языка может стать очень сильной национальной идеей. И эта идея, в зависимости от методов ее реализации, способна привести казахстанское общество и в одну, и в другую сторону. Если попытаться эту проблему решить разом, это приведет к обострению межнациональных отношений. Потому-то задача государственной идеологии – сглаживать острые углы и не давать негативным идеям вырваться из-под контроля. Собственно, в своих выводах авторы полностью поддерживают нынешнюю национальную и языковую политику государства. Но при этом в заключительных рекомендациях они говорят о том, что «любые идеи, которые могут вызвать расслоение общества и привести к обострению межнациональных отношений должны быть выведены из информационного пространства Казахстана». В том числе, речь ведется об идеях национализма. Вероятно, сами националисты к подобной идее отнесутся, мягко говоря, неодобрительно. Однако по результатам социологического исследования 40,7 процента опрошенных граждан страны олицетворяют свою этническую принадлежность с гражданством, считая себя казахстанцами. Еще 15 процентов считают себя космополитами, попросту говоря, человеками, жителями Земли. С собственной национальностью себя отождествляет тоже немалое количество граждан – 40,2 процента респондентов. Но в качестве основных составляющих национальной идеи, среди десятков предложенных вариантов большинство опрошенных выбрали экономическое благополучие, независимость и безопасность государства, светскость и сосуществование нескольких языков внутри страны. А главной ценностной ориентацией более половины опрошенных назвали взаимопонимание. Что же до национальной идеи, то, по мнению ученых, она не может быть статичной, она меняется в зависимости от нужд общества в определенный момент. Более того, как говорит Лайла Ахметова, единая идея возникает, как правило, перед лицом угрозы. Например, в июне 1941 года национальной идеей стала песенная строчка: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!», которая затем сменилась лозунгом «Все – для фронта!». И у Казахстана сильная национальная идея тоже была, в 1991-м, когда решалась судьба страны, когда независимости и безопасности государства могла угрожать опасность. Так стоит ли расстраиваться из-за того, что сейчас у нас нет единой национальной идеи? Достаточно и общих идей, претендующих на высокое звание…
|