Газета «Наш
Мир» "Хочешь ли быть здоров?” – такой странный вопрос Иисус задаёт в Евангелии одному больному человеку (Ин. 5, 6). Причём не обычному больному, а (представьте только!) тридцать восемь лет пролежавшему без сил. Разве может человек не хотеть стать здоровым? Однако не спешите называть вопрос Христа риторическим. Сплошь и рядом слышишь о том, что здоровье в жизни самое главное. Эти слова стали настолько привычными, что даже христианам не режут слух, и многие, поднимая рюмочку "за здоровье”, добавляют без доли сомнения: "Остальное купим”. Конечно, никому не хочется болеть, и, как гласит народная мудрость, "лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным”. Кажется, это вещи бесспорные и неопровержимые, но не зря апостол Павел писал, что "мудрость мира сего есть безумие пред Богом” (1 Кор. 3, 19). Если здоровье действительно – самое главное в человеческой жизни, то зачем Иисус Христос пошёл на распятие и смерть? Ради чего? Да и проповедь апостолов (одиннадцать из которых погибли) была ведь совсем не о здоровом образе жизни и сытом долголетии. Тем не менее, в Евангелии мы читаем, что Иисус во время своего земного служения постоянно исцелял больных и немощных, которые толпами следовали за ним, ожидая помощи. Так в чём же смысл наших болезней и зачем нам даётся здоровье?
Расплата за грехи Прежде всего необходимо сказать, что болезни – следствие грехопадения. До грехопадения их просто не было и не будет в Царствии Божием: "И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло” (Откр. 21, 4). Мы можем видеть косвенное подтверждение сказанному в том, что наши заболевания нередко являются следствием наших страстей. У пьяниц – свои болезни, у курильщиков – свои, у блудников – свои и т.д. Мы завидуем, психуем, недолюбливаем друг друга, объедаемся, злимся, обижаемся и после всего этого умудряемся сетовать, что "Бог здоровья не дал”. Мы сами годами уничтожаем свой организм, тысячелетиями – свою планету, немудрено, что при этом получаем в ответ соответствующие проблемы со здоровьем и экологией. Не случайно Иисус Христос после одного из исцелений сказал: "Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже” (Ин. 5, 14). Ещё в Ветхом Завете через пророка Иеремию было сказано: "Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились” (Иер. 30, 15). Поэтому, в какой-то мере, болезни – естественная расплата за грехи. Однако то зло, которое мы себе наносим, нередко обращается нам во благо. Особенно это касается наших болячек. Прежде всего, они ясно напоминают нам о том, что мы смертны. Болезни – лучшие из миссионеров в нашем мире, они привели к Богу больше людей, чем все проповедники Христианства вместе взятые. Именно поэтому в храмах всегда будет больше пожилых, чем молодёжи. Пока ты, как в рекламе, "свеж и полон сил”, редко что заставляет тебя задуматься о Боге и вечности. Кажется, молодость и здоровье будут с тобой всегда, и всё в твоих силах, всё по плечу. С годами этот розовый оптимизм, как правило, улетучивается. Человек лет после пятидесяти уже начинает понимать, что здоровье – это когда каждое утро чувствуешь боль в новом месте или, как гласит английское изречение: "Если вам за пятьдесят, вы только что проснулись, и у вас ничего не болит, значит, вы уже умерли”. Недуги и хвори не только заставляют помнить о смерти, они помогают нам и в жизни духовной.
Благодарность за... болезнь Одна из главных задач внутренней жизни – осознание своей немощи (духовной и телесной), умение возложить всю надежду на Бога, понимание того, что своими силами, без Господа ничего не получится ("без Бога ни до порога”). Человек, находящийся в серьёзной болезни, во многом справляется с этой сложной духовной задачей естественным путём, ведь собственный горький опыт – прекрасный учитель. Не меньшему могут нас научить и болезни близких. Один верующий рассказывал мне, что однажды попал в семью, где родители растили ребёнка, уже подростка, с синдромом Дауна. Когда же он попытался им посочувствовать, они сказали: "Батюшка, всё лучшее, что в нас есть, мы имеем благодаря этому ребёнку. Его болезнь научила нас всему: терпеть, сострадать, смиряться, забывать себя, ухаживать за другими. Благодаря этому ребёнку мы пришли к вере и научились молиться. Мы счастливы и не ищем сочувствия”. Сколько родителей пришли к вере потому, что заболели их дети или внуки, одному Богу известно!
Талант, за который будем в ответе К сожалению, часто у нас не хватает мудрости обратиться к Богу, пока всё хорошо. Порой медицинский диагноз убеждает сильнее, чем тысячи слов, что надо идти в храм, надо менять жизнь. Знаю лично несколько человек, которые серьёзно больны и при этом не просят у Бога исцеления: "Поститься не умею, молиться не умею, смиряться не умею, ничего в духовной жизни не получается, так хоть без ропота понесу свои немощи, может, хоть за это Господь помилует!” Как это непохоже на тех "христиан”, для которых "здоровье – самое важное в жизни”, на тех, кто готов ради здравия своего тела отвернуться от Бога и пойти к экстрасенсам, к магам, шаманам, бабкам, лечащим молитвами: "авось поможет”. Здоровье – бесценный дар, данный нам Богом, за который придётся давать ответ. Каждый из нас приходит в этот мир с определённым потенциалом талантов, способностей и здоровья, и если мы бездумно растрачиваем себя на то, что ниже нас, на то, что нас, по сути, убивает, то тяжко грешим перед Богом. Здоровье – те самые таланты из евангельской притчи (Мф. 25, 14-30), на которые нужно приобрести другие таланты, ведь телесная крепость даётся нам для доброделания. Поэтому если я прошу у Бога здравия для своего тела, то должен чётко представлять себе, что я изменю в своей жизни в случае выздоровления, ведь тогда жить по-прежнему будет уже нельзя!
|