Газета «Наш
Мир» Ничего неизвестно, кроме случая, о котором оставил сам художник в высшей степени выразительное свидетельство, разумеется, чисто живописное. Здесь тайна, и она светится в улыбке Моны Лизы.
Что говорить, число предположений и версий вокруг «Джоконды» множится, что менее всего связано непосредственно с созданием художника и с его моделью. Даже серьезные исследователи весьма странно интерпретируют немногие известные факты о картине Леонардо. Между тем нет никаких оснований не верить красноречивому свидетельству Вазари о работе Леонардо над портретом Лизы Герардини, жены флорентийского купца Франческо дель Джокондо. И писал портрет Моны Лизы Леонардо естественно во Флоренции, когда он вернулся туда в начале XVI века, до 1508 года, когда снова уехал в Милан. Мог Леонардо писать портрет Моны Лизы и позже в Риме, с 1513 по 1516 годы, до отъезда во Францию, по заказу Джулиано Медичи, если и семейство флорентийского купца Франческо дель Джокондо тоже находилось в Риме все эти годы. Но с именем Джулиано Медичи сам художник связывает явно другую свою работу - одну из своих Мадонн (изображение женщины со священными атрибутами Богоматери). Мона Лиза у Леонардо отнюдь не предстает придворной дамой или Мадонной, при этом столь обольстительной, как на картине, о которой упоминает Леонардо в связи с Джулиано Медичи. Об иных версиях здесь не имеет смысла говорить. Среди изображений мадонн и светских дам Леонардо мы видим лишь два портрета женщин из купеческой среды. Это «Портрет Джиневры Бенчи», одна из ранних работ художника, и «Портрет Моны Лизы». Между ними есть нечто общее, чисто человеческое и даже интимное восприятие модели, что лишь проглядывает в «Мадонне Бенуа» и в «Мадонне Литта» или в «Портрете девушки в профиль» - в восприимчивости к красоте. Мона Лиза для Леонардо - интимно близкий человек, случай для него исключительный, никто из светских дам не станет позировать день за днем в течение трех-четырех лет, тем более из дам, привлекших внимание Джулиано Медичи, здесь явно другая история, история любви художника на склоне лет, ему 52-56 (это до 1508 года), он все еще очень красив и полон сил, Моне Лизе около 30. Эту историю Леонардо разыгрывал всячески в течение четырех лет. (Это во Флоренции, а в Риме Джулиано Медичи вряд ли позволил, если у него было чувство к жене купца.) «Между прочим, - рассказывает Вазари, - Леонардо прибег к следующему приему: так как мадонна Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто ты созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иною». Слова «скорее божественное, нежели человеческое существо» - это относится к эстетике ренессансных художников, которые человека в его достоинстве пытались поднять до ангелов и даже Бога. В том же смысле далее у Вазари: «Благодаря совершенству произведений этого божественного мастера, слава его возросла...» Леонардо работал над портретом Моны Лизы четыре года, развлекая ее всячески, чтобы схватить ее улыбку, саму жизнь, чего ему не удавалось сделать в заказных портретах светских дам. Нет сомнения, молодая женщина приняла близко к сердцу усилия художника создать нечто совершенное. Однажды они расстались ненадолго, чтобы затем вновь сойтись у мольберта. Леонардо по возвращении из поездки узнал о смерти Моны Лизы, которая тоже уехала из Флоренции, с мужем, и в пути скончалась. В отличие от портретов знатных дам у Моны Лизы нет никаких украшений (у супруги купца они, конечно, были), волосы словно не убраны, - естественная красота молодой женщины, даже не из знати, как и природы за ее спиной, - вот что занимает художника в полном соответствии с эстетикой Ренессанса, в которой чисто человеческое предстает как нечто божественное. Это высота ренессансной классики. Это и есть, если угодно, постигнутый код да Винчи. И Микеланджело. И Рафаэля. Портрет после внезапной смерти жены должен был забрать муж, ведь заказ мог исходить только от него, но Леонардо не отдал портрета Моны Лизы и на то у него были веские причины, он оставил его у себя, взял с собой во Францию и уступил лишь французскому королю за весьма внушительную сумму (4000 золотых скуди). Это было лучшее его создание и место ему в королевской сокровищнице. (С заказом Джулиано Медичи художник не смел бы так поступить.) Впрочем, не столь уж важно, когда и где шла работа над портретом, по заказу Джокондо или Джулиано Медичи, самое удивительное в этой истории: Леонардо да Винчи прославил Мону Лизу, как Данте Беатриче или Петрарка Лауру, за ее доверие к нему и к живописи, за ее долготерпение, в чем проступала любовь, так и невысказанная ими, а может быть, высказанная, она-то и составляет тайну улыбки Джоконды.
|