Газета «Наш
Мир» Религия вновь усиливает влияние на жизнь немецкого общества. Большинство немцев /более 70 %/ считают себя верующими. Около 60 % из них исповедуют христианство, причем приблизительно одна половина из них заявила о своей приверженности к римско-католической церкви, а другая – протестантской. 4 % бюргеров исповедует ислам, 0,2 % – иудаизм. Таковы данные Фонда Бертельсмана, который провел социологический опрос в различных группах немецких граждан. При этом каждый пятый респондент считает себя глубоко верующим, а 28 % опрошенных назвали себя атеистами.
Современный религиозный ренессанс, возвращение христианской религии в жизнь общества – это феномен, распространенный во многих странах мира, отмечают исследователи из Фонда Бертельсмана. В мае 2007 года около 500 тыс человек участвовали в Днях евангелических церквей в Кельне. Ранее в ФРГ прошел крупнейший за последние десятилетия Всемирный слет католической молодежи.
Между тем католический теолог Ханс Кюнг считает, что сегодня быстрее всего растет число приверженцев ислама и буддизма, но не христианства. Причину этого он видит в том, что в восприятии многих жителей ФРГ свободный от догм и предписаний буддизм обращен внутрь человека. В то же время католицизм нередко вызывает раздражение из-за предполагаемой им концентрации власти. "Ведь истинным христианином Римско-Католическая Церковь считает лишь того, кто принимает Великого Папу, претендующего на звание духовного властителя мира", – говорит Кюнг. По его оценкам, 43 % немцев мирной религией считают буддизм, 41 % – христианство, 1 % – ислам. При этом европейцы закрывают глаза на крестовые походы, говорит Кюнг.
"Если ислам сильно влияет на молодежь, то христианство – заметно слабее", – огорчается известный преподаватель религии из баварского Вюрцбурга Ханс-Георг Циберц, который опросил 10 тыс молодых людей в ряде немецких городов. По его данным, лишь 23 проц молодых немцев выросли в религиозной семье и глубоко верят в Бога. Среди поляков глубоко верующих – 80 %, среди турков – 81 %. 97 % опрошенных турков и 96 % поляков сказали, что их родители настоятельно призывали детей перенять их ценности и вероисповедание. Среди немцев такое заявление сделал лишь каждый седьмой респондент.
С момента своего возникновения Европа тесно связана с христианством, отмечает представитель Центрального комитета немецких католиков Хуберт Тинтелотт. "Большинство европейцев верующие, – говорит он. – Несмотря на это, конституционный договор о ЕС не содержит упоминания о Христе. Мнение о том, что христианство не повлияло на европейскую культуру искажает историю". В преамбуле конституционного договора ЕС нет ни слова о том, что европейские ценности базируются на христианстве, нет ни слова о Боге. Упоминаются лишь такие слова, как "религиозное наследие" и гуманизм. "Исходя из культурного, религиозного и гуманистического наследия Европы, развились универсальные ценности, такие как неотъемлемые и неотчуждаемые права человека – свобода, демократия, равенство и правовое государство", – написано в преамбуле документа. Статистическое бюро ЕС Евростат никогда не проводило опросы европейцев по поводу их вероисповедания. Между тем другие организации свидетельствуют, что в Европе больше всего христиан, и что большинство людей верят в Бога, отмечает Тинтелотт.
Между тем отношение к религии в последние годы в ФРГ заметно изменилось, отмечают немецкие теологи. Религия становится модной. В среде немецкой молодежи в моду входят "вечеринки" с религиозным уклоном. Молодежь по-своему верит в Бога, для нее Бог – это некая абстрактная сила. Нередко на улицах можно видеть проповедников в прикиде рэпперов, которые говорят о Боге в стиле хип-хоп. Вера в глазах молодежи – это "круто". В местных СМИ нередко речь идет о "религиозных собраниях" молодежи как о "разновидности коллективного веллнесса /гармонии/ для души". Люди нередко ищут общения с себе подобными на базе общих культурных воззрений.
При этом пресса, отмечая "религиозное красноречие" президента США Барака Обамы, исламистов и немецких правых радикалов, высказывает опасения, что стремление людей вернуться к духовному началу может использоваться политиками в корыстных целях. В частности, неонацисты обращаются к христианским чувствам немцев, настраивая их против возведения мечетей в германских городах.
Германия является светским государством, которое разделено с Церковью. Согласно статье 4 Основного закона ФРГ, "свобода вероисповедания, свобода совести и свобода религиозных и мировоззренческих убеждений неприкосновенны. Гарантируется беспрепятственное исповедание религии". В ряде общественных мест, например, в здании суда, школе или университете, обязательно сохранение "нейтралитета" в вопросе религии. Иными словами, принадлежность к какому-либо религиозному направлению государственными служащими не допускается.
В большинстве земель страны введены запреты на ношение религиозных символов в государственных учреждениях, например, в школах. Однако в ряде мест такие запреты носят дискриминационный характер. Например, в берлинских школах отсутствуют символы принадлежности к любой религии. Тем временем в ряде других земель разрешены христианские и иудаистские символы, но запрещен "хиджаб" – мусульманский женский головной платок. Учитель может вести урок с киппой на голове или с крестом на шее, так как земельные законы не запрещают символы, являющиеся выражением христианско-западноевропейской традиции. А вот хиджаб запрещен как символ принадлежности к фундаменталистскому исламу и приверженности нормам, ущемляющим права женщин.
В ФРГ религия считается личным делом каждого. Вместе с тем немецкое государство сотрудничает с церквями в финансовом и идейном ключе, например, собирает для церкви налоги. Церкви здесь – самые большие после государства работодатели в социальной сфере.
Урок религии является обязательным школьным предметом, за который выставляют оценку в аттестат зрелости. Статья 7 Основного закона гласит: "Преподавание религии в публичных школах является обязательным, за исключением неконфессиональных школ. Религиозное обучение проводится в соответствии с принципами религиозных объединений, при сохранении права на надзор со стороны государства". |