Газета «Наш
Мир» Как сообщает корреспондент "Казах-Зерно", сегодня в Астане представители отечественных агровластей и хлебного бизнеса сверили часы со своими зарубежными коллегами на международном зерновом форуме. Традиционная ежегодная встреча нынче проходит на фоне неблагоприятных для отрасли факторов: внешние рынки сбыта сужаются, конкуренция на них обостряется, а пшеница – дешевеет. Поэтому эксперты обсудили дальнейшую экспортную судьбу казахстанской царицы полей.
Мировой зерновой рынок в этом году обещает побить рекорд. Впервые за последнюю десятилетку, как отметил вице-министр сельского хозяйства Арман Евниев, переходящие остатки пшеницы на нем могут составить 197 млн тонн. Собрав в минувшем году щедрый урожай, Казахстан, по его словам, готов в общей сложности экспортировать до 13 млн тонн излишков хлеба. Однако начиная с осени до середины марта нашим зерновикам удалось поставить за рубеж только 5,5 млн тонн. Таким образом, по расчетам вице-министра, объемы остающихся в амбарах злаков на 4,9 млн тонн больше прошлогодних.
– Ситуация остается сложной, – оценил сложившуюся обстановку Арман Евниев. – Многие элеваторы зерносеющих регионов остаются перегруженными, и на этом фоне усиливается тенденция снижения темпов экспорта из-за существенного падения мировых цен на пшеницу.
Государство подставило агробизнесу свое плечо, взяв на себя выплату компенсаций за доставку продукции на внешние рынки – по 20 долларов за каждую тонну. Поскольку дороговизна ее транспортировки ставит под вопрос конкурентность нашей пшеницы по цене по сравнению с зарубежной. Как сообщил вице-министр, только за последнее время в условиях ФОБ на Черноморских портах ее стоимость снизилась со 190 до 160 долларов за тонну. Поэтому сейчас агровласти предложили поднять ставку транспортных субсидий до 40 долларов. Это позволит, по оценкам г-на Евниева, до осени экспортировать еще 4 млн тонн зерна, тем самым стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке и поправить финансовое положение хлеборобов.
Вдобавок к этому, по словам президента зернового союза Казахстана Нурлана Тлеубаева, российская железная дорога с апреля гарантирует 20-долларовую скидку – поправочный коэффициент на переправку казахстанского урожая.
– Лед тронулся и в вопросе транзита и продаж в Китай – 10 тысяч тонн, которые туда уже отгружены, теперь ежемесячно будут нарастать, – поделился он прогнозами.
И, если перевозка продукции до Тихого океана через Поднебесную экспортерам обойдется в 63 доллара за тонну, то вместе с доставкой по Казахстану общая стоимость транспортировки составит 105-110 долларов за тонну. Это те же затраты, как заметил Тлеубаев, что и до Черного моря через Россию. Из чего он сделал предположение, что до следующего урожая можно ожидать резкого роста отгрузок. А с будущего года, по мнению главы зернового союза республики, проблемы с реализацией нивелирует новый железнодорожный маршрут Казахстан-Туркменистан-Иран.
В целом же руководитель зернового союза Казахстана настроен весьма оптимистично. Он считает, что по наш экспорт сдерживают лишь ограниченные логистические возможности страны. Но создаваемый инфраструктурный задел в скором будущем позволит дополнительно поставлять зарубежным покупателям 5-6 млн тонн пшеницы. По оценкам экспертов, наша царица полей всегда будет пользоваться спросом. Ведь именно из нее, как заметил Арман Евниев, получается лучшая паста и пышные буханки.
|