Газета «Наш
Мир» Американские военные с момента окончания «холодной войны» без дела не сидят. Вашингтон затеял конфликт с Сербией, Ираком (дважды) и Афганистаном. Вооруженные силы США оккупировали Гаити, Сомали и Балканы. Постоянно идут разговоры о возможности вторжения в Иран и Северную Корею. И даже: администрация Буша явно рассматривала возможность столкновения с российскими войсками во время военной Москвы против Грузии.
Оправданием для всех этих войн, вторжений и возможных военных действий почти всегда служило то, что они защищают интересы безопасности США. Когда же этот аргумент не работал с самого начала, как в Косово, или рассыпался на месте, как в Ираке, творцы политики США спешили разыграть карту гуманитарной помощи. Американские солдаты де несут смерть и разрушения во имя распространения высоких моральных идеалов.
К сожалению, война имеет мало общего с моралью. Она не была гуманной ни в Ираке, ни в Афганистане.
И на самом деле мы должны стыдиться того ужаса, который распространяют США во имя нашего благополучия. В Ираке, например, по оценкам, число погибших с 2003 года подобралось к сотне тысяч и продолжает расти. Число раненых и искалеченных, естественно, намного больше. Убийства, похищения, избиения и воровство приняли масштабы эпидемии.
Миллионы иракцев бежали из своих домов, а нередко и из страны. Местные христианские общины обескровлены. Разрушенные жизни, распавшиеся семьи становятся повседневным явлением. Воинствующим американским политикам не мешало бы трижды подумать, прежде чем трубить о своей богоугодной миссии в безопасной тиши своих вашингтонских кабинетов.
В Афганистане потери пока меньше, но они быстро растут. По оценкам экспертов, число погибших мирных жителей постепенно приближается к десятитысячному рубежу. Намного больше человек ранено; в обществе растёт неразбериха. Коалиционное командование и официальные лица Афганистана продолжают с механическим постоянством призывать к соблюдению максимальной осторожности при проведении военных действий с целью уменьшения потерь среди мирного населения.
Всё это не удивительно. Война отвратительна по своей сути. Самые искренние усилия по ограничению нанесения ущерба мирным жителям не в силах предупредить страдания невинных людей – при том, что военные США в этом отношении действительно делают большие усилия, в отличие от армий других стран, действовавших в прошлых войнах.
В этом нельзя упрекать самих американских солдат и их командиров. Государство послало их на войну, а это значит, они должны иметь право на самооборону – даже если при этом в перестрелке пострадают случайные люди.
Все связанные с войной потери, особенно среди тех, во имя кого мы вроде бы сражаемся, требуют ответа: да может ли существовать какое-то оправдание военному конфликту? Посмотрите на Афганистан, где напряжённая борьба за кресло президента закономерно ведёт ко всё новым жертвам среди населения.
Генерал Стэнли Маккристал (Stanley McChrystal), командующий американскими войсками в Афганистане, на удивление спокойно принимает неизбежность гибели мирных жителей, стыдливо именуемую «сопутствующими потерями». На встрече с личным составом американского контингента войск в Афганистане генерал Маккристал обсудил проблему применения огнестрельного оружия на контрольно-пропускных пунктах: «Отмечаются случаи применения оружия против слишком большого числа людей, многие из которых были убиты, без достаточных доказательств того, что они представляли реальную угрозу нашим военным формированиям». Он добавил, что не знает ни одного случая, когда бы «мы начали конфликт с применением силы и нанесли ущерб реальному террористу-смертнику, имеющего при себе бомбу или другое оружие».
Так что же мы делаем в Афганистане?
Да, Талибан – это плохая новость, как плохой новостью, в своё время, был Саддам Хусейн. Талибанские партизаны, как и иракские боевики, убивают мирных жителей, и жертвами террористов становятся представители обеих наций в равной степени. Но ведь именно вторжение США запустило этот порочный круг в Ираке и усугубило конфликт в Афганистане, где продолжающееся американское присутствие приводит к «применению оружия против слишком большого числа людей». И это не считая «сопутствующих потерь» от бомбардировок, применения управляемых снарядов и других военных действий.
Да, иногда война бывает необходимой, несмотря на все издержки. Преследование Талибана стало неизбежным после того, как правительство Кабула пригрело Усаму Бен-Ладена и группировку аль-Каиды, специально натренированную для нападения на американцев.
Но ведь этим жизненные интересы Америки в данном вопросе и ограничиваются. Попытка построить сильное централизованное государство, союзничающее с Западом, - вполне донкихотская затея, ценность которой будет незначительна, даже если её удастся реализовать. Для США нет никакой выгоды в продолжении этой войны, в убийстве партизан и мирных жителей, ради того, чтобы ключевые позиции в Афганистане занял Хамид Карзаи и сотрудничающие с ним полевые командиры, а не Талибан и соответственно другие полевые командиры.
Маловероятно, что мятежный Талибан еще раз приютит у себя террористскую организацию, чья деятельность способна вызвать гнев американских военных. К тому же антиамериканские террористы могут действовать отовсюду – не только с территории недееспособных государств, таких как Сомали, или слабых стран, как Пакистан и Йемен, но и из любой страны Западной Европы.
Сегодня безопасность США, что бы под ней ни подразумевалось, очень мало зависит от Афганистана. Если и есть какая-то угроза, связанная с Афганистаном, так только та, что этот конфликт подкрепляет в мышлении террористов стереотип Вашингтона как преследователя верных мусульман.
И, наконец, войну нельзя оправдать как форму гуманитарного воздействия. Вооруженный конфликт всегда отвратителен. Он останется отвратительным и без вмешательства США, поскольку война, по всей вероятности, будет продолжаться. Но она перестанет быть навязчивым кошмаром для самой Америки, в котором американские солдаты убивают мирных жителей и стреляют в «слишком большое количество людей», ни один из которых не представлял «доказанной реальной угрозы».
Администрация Обамы должна вывести войска США, а не расширять американское силовое присутствие в Афганистане. Думая о войне, официальные лица должны помнить о клятве Гиппократа: не навреди. В Афганистане нам не удалось остаться верными этому завету. |