Газета "Наш Мир" br>
Газета «Наш
Мир»
«Бритва Оккама» (Закон достаточного основания) – методологический
принцип, получивший название по имени английского монаха-францисканца,
философа-номиналиста Уильяма Оккама (Ockham, Ockam, Occam; ок. 1285 –
1349), в упрощенном виде гласящий: «Не следует множить сущее без
необходимости» (либо «Не следует привлекать новые сущности без самой
крайней на то необходимости»). Этот принцип формирует базис
методологического редукционизма, также называемый принципом
бережливости, или законом экономии.
В издании «Ockam. Philosophical Writings. A Selection Edited and
Translated by hilotheus Boehner» (New York, 1957) специалист по истории
средневековой философии Филотеус Бенер сообщает, что чаще всего «Бритва
Оккама» дается автором в такой формулировке: «Без необходимости не
следует утверждать многое» (лат. Pluralitas non est ponenda sine
necessitate). Более определенно Оккам выразился так: «…множественность
никогда не следует полагать без необходимости… [но] все, что может быть
объяснено из различия материй по ряду оснований, – это же может быть
объяснено одинаково хорошо или даже лучше с помощью одного основания».
Порой принцип выражается в словах «То, что можно объяснить посредством
меньшего, не следует выражать посредством большего» (лат. Frustra fit
per plura quod potest fieri per pauciora). При этом обычно приводимая
историками формулировка «сущности не следует умножать без необходимости»
(лат. Entia non sunt multiplicanda sine necessitate) в произведениях
Оккама не встречается.
Однако то, что называют «Бритвой Оккама», не было сформулировано
Оккамом, он всего лишь озвучил принцип, известный еще со времен
Аристотеля и в логике носящий название «закон достаточного основания».
Пример
• Когда ученики Платона попросили дать определение человека, величайший
философ сказал: «Человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев».
Услышав это, Диоген поймал петуха, ощипал его, и принеся в Академию,
объявил: «Вот платоновский человек!». После чего Платон вынужден был
добавить к своему определению: «И с широкими ногтями».
• Переформулированный на языке теории информации принцип «бритвы Оккама»
гласит, что самым точным сообщением является сообщение минимальной
длины.
Уильям Оккам
Уильям Оккам (ок. 1285 – 1349), английский философ и теолог,
францисканский монах. Во время обучения в Оксфорде вступил во
францисканский орден. После окончания обучения остается в Оксфорде
преподавать теологию и философию. Благодаря виртуозному владению
искусством диалектики он получил от учеников прозвище «Doctor
invincibilis» (непобедимый Учитель).
Как политический писатель Оккам выступал против абсолютизма церковной и
светской власти; отстаивал принцип «евангелической бедности»,
предвосхитив во многом идеи Реформации. В 1323 в связи с обвинением в
ереси (за высказывания о примате светской власти над властью папы) папой
Иоанном XXII был заточен в тюрьму в Авиньоне, где находился в течение
4-х лет. В 1328 ему удалось бежать в Германию к врагу папы, императору
Людовику IV Баварскому, которому, по преданию, сказал: «Защищай меня
мечом, а я буду защищать тебя пером!». Был отлучен от церкви.
Обосновавшись в Мюнхене, Оккам оставался там до самой смерти.
(По материалам «Большой Советской Энциклопедии» и «Большой
Энциклопедии Кирилла и Мефодия»)
Оккам придерживался мнения, что «простейшие объяснения – самые лучшие».
Упрощенно смысл «бритвы Оккама» иногда объясняют так: во всякой теории
(гипотезе, рассуждении) следует избегать создания новых понятий,
терминов, определений и т.п. сущностей, если без них можно обойтись.
Почему бритва? Потому что срезает лишнее!
Кроме философов, бритву Оккама иногда вспоминают поэты и писатели,
например, братья Стругацкие упоминают о ней в своих романах «Жук в
муравейнике» и «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема
этики». В романе Дэна Брауна «Точка обмана» дана такая трактовка «бритвы
Оккама» («закона экономии»): «В случае, если существует много
объяснений какой-то проблемы, правильным обычно оказывается простейшее».
Давайте не множить сущности без крайней необходимости
|