Газета «Наш
Мир» Требовать от католической церкви компенсации за прегрешения священников во многих стран Европы и США сейчас так же модно, как судиться с табачными компаниями. Тысячи жертв сластолюбивых иереев припоминают Ватикану случаи сексуальных домогательств, которые они пережили в детстве.
О Страстной неделе, начавшейся 28 марта, все ведущие светские газеты Европы и США писали в одном ключе – связывая ее с международным скандалом, который разгорелся вокруг католической церкви. В Вербное воскресенье папа римский Бенедикт XVI отслужил торжественную мессу на площади Святого Петра в Риме. Выступая перед десятками тысяч людей, он говорил, что c Божьей помощью христиане не дадут запугать себя пересудами толпы. Газеты охотно подхватили эти слова: многие писали, что Бенедикт XVI, говоря о пересудах, имел в виду многочисленные истории о сексуальных домогательствах католических священников в отношении детей. В сокрытии некоторых таких случаев, возможно, участвовал и сам глава католической церкви.
Обвинения в адрес понтифика касаются в основном тех периодов его жизни, когда он еще не был папой римским. С 1977 по 1982 год он возглавлял Мюнхенскую епархию в сане архиепископа, а с 1981 года и до восхождения на папский престол в 2005-м Бенедикт XVI руководил конгрегацией вероучения – учреждением, следящим за чистотой и моралью католической церкви. В те годы Йозефа Ратцингера знали как образованного и старательного служителя веры из Германии – страны, которая теперь стала для него источником головной боли.
Неприятные известия начали приходить из Германии еще в январе. Трех священников из элитарной иезуитской школы в Берлине обвинили в том, что в 1970-х и 1980-х годах они растлевали учеников. Затем похожие истории стали рассказывать по всей Германии – и не только в религиозных учебных заведениях. В начале февраля ректор средней школы в одном из престижных районов Бонна подал в отставку: свидетели показали, что он скрывал случаи непристойного поведения учителей.
Сейчас уже более 300 человек в Германии выступили с обвинениями в адрес светских и религиозных школ. 29 марта подало в отставку почти все руководство баварской школы Оденвальд: выяснилось, что с 1966 по 1991 год по меньшей мере 33 ученика этой школы подвергались домогательствам со стороны преподавателей и информация об этом утаивалась.
Куда больший резонанс, впрочем, вызвала история священника Питера Хюллермана, которая напрямую затронула репутацию папы римского. История началась в декабре 1979 года, когда родители троих детей, проходивших обучение в епархиальной школе города Эссен, пожаловались на домогательства со стороны Хюллермана. Было решено отправить его в Мюнхенскую епархию, которой как раз руководил Йозеф Ратцингер.
Окончательное решение о переводе священника должен был принимать совет епархии, собравшийся в Мюнхене 15 января 1980 года. Повестка дня тогда была обширной: помимо дела Хюллермана Ратцингер и другие члены совета обсуждали смерть пяти священников, приобретение художественного произведения и организацию служб на вьетнамском языке для недавно прибывших иммигрантов. По итогам совета Хюллерману выделили комнату в одном из мюнхенских соборов, а уже пять дней спустя в офис архиепископа Ратцингера пришла записка о том, что его заместитель предоставил приехавшему из Эссена священнику право вернуться к исполнению обязанностей.
Получилось, что Хюллерман продолжил служение в церкви практически с момента прибытия в Мюнхен. Через шесть лет, когда он оказался в другом баварском приходе, его опять поймали на растлении малолетних. Дело вышло за пределы церкви, и священника приговорили к штрафу и 18 месяцам тюрьмы условно. Две недели назад в адрес Хюллермана было выдвинуто еще два обвинения.
Судить о том, какую роль сыграл архиепископ Йозеф Ратцингер в выдаче Хюллерману разрешения на продолжение службы, непросто. Сам он комментариев не давал. Пресс-служба Ватикана настаивает на том, что за священником недосмотрел бывший тогда заместителем архиепископа Герхард Грюбер. Но судя по записке, попавшей на стол Ратцингера и рассекреченной только недавно, его держали в курсе дела. Одним из аргументов, которыми представители Мюнхенской епархии оправдывали решение дать Хюллерману второй шанс, якобы было заключение его личного психиатра. Однако сам врач признался 18 марта, что настаивал на обратном: "Я говорил: "Ради бога, держите его как можно дальше от детей"".
Еще одна история, поставившая Ватикан в неудобное положение, – скандал вокруг умершего в 1998 году американского священника Лоренса Мерфи, который, как считается, растлил две сотни детей. С 1950 года он служил в школе Святого Иоанна для детей с ограниченным слухом в городке Сент-Фрэнсис, штат Висконсин. В 1963 году его назначили на должность директора этой школы, хотя, как позже вспоминали коллеги Мерфи, некоторые учащиеся жаловались на то, что он к ним приставал: священник раздевал их в своем кабинете, в загородном особняке или в комнате отдыха. "Если бы он был по-настоящему плохим парнем, я бы держался от него подальше, – вспоминает Артур Будзински, который впервые столкнулся с домогательствами Мерфи в 1960 году в возрасте 12 лет. – Но он был добр и дружелюбен. Я знал, что он поступает плохо, но не мог в это поверить".
Судя по сообщениям газет того времени, Мерфи заинтересовались и правоохранительные органы, но никаких формальных обвинений против него выдвинуто не было, и кратковременное расследование завершилось ничем. Тем не менее в сентябре 1974 года проблемного священника отправили домой, на север штата Висконсин, назвав это временным отпуском по болезни. Вернуться в школу ему уже не позволили.
Между тем его бывшие ученики не оставили попыток добиться от церкви реакции на свои жалобы. В конце концов в 1993 году архиепископ епархии Милуоки Ремберт Уикленд пригласил психиатра побеседовать с Лоренсом Мерфи. После четырех дней обследования врач, специализировавшаяся на сексуальных отклонениях, написала в заключении, что ее пациент признался в 19 случаях растления детей, но, по всей видимости, в действительности его жертв было на порядок больше. Поэтому врач посоветовала епархии еще раз подумать о том, чтобы отправить священника на покой. Однако Мерфи позволили и дальше служить в новой епархии недалеко от дома, причем и там он продолжал работать с детьми.
В 1996 году архиепископ Уикленд, напуганный тем, что дело Мерфи может перерасти в громкий скандал, написал два письма в Ватикан с просьбой как можно быстрее дать ему разрешение на проведение внутреннего расследования в отношении священника. Одно из писем он направил в конгрегацию вероучения, которая занимается рассмотрением подобных дел. В то время ею как раз руководил Йозеф Ратцингер, и он оставил оба письма без ответа. Спустя несколько месяцев его заместитель все же дал добро на расследование. Однако оно было приостановлено после того, как в офис Ратцингера пришло послание от Мерфи с просьбой проявить снисхождение.
Поскольку Мерфи был стар и тяжело болен, его проступки 20-летней давности так и не стали расследовать. Хотя Уикленд около двух недель назад согласился, что свидетельства против Мерфи были "настолько полны и обширны, что этого священника следовало извергнуть из сана".
На волне всеобщего ажиотажа вокруг уязвленной репутации католической церкви жертвы священников-соблазнителей заявляют о себе не только в Германии и США, но и в Швейцарии, Италии, Испании и Нидерландах. Однако ни в одной из этих стран скандал не достиг таких масштабов, как в Ирландии. В прошлом году там было опубликовано два доклада, раскрывающих повсеместные случаи сексуальных преступлений в отношении детей, проходивших обучение в католических школах.
Один из докладов, подготовленный правительственной комиссией по расследованию растления малолетних, увидел свет в мае 2009 года. Его составители отчитались о результатах девятилетнего расследования, которое в основном коснулось деятельности 60 школ, управляемых католической церковью на деньги ирландского правительства. Более 2 тыс. учеников этих учреждений рассказали членам комиссии о том, как их подвергали физическому и сексуальному насилию. После публикации доклада лидеру католической церкви Ирландии кардиналу Шону Брэйди пришлось признать, что "доклад со всей ясностью демонстрирует, сколько вреда и боли было причинено детям".
Это, однако, не помогло погасить скандал. В декабре прошлого года появился еще один доклад, на этот раз посвященный исключительно Дублинской епархии. В нем разбирались обвинения против 46 священников. Один из них признался в растлении более 100 учеников, а другой сказал, что на протяжении всех 25 лет его пастырства он каждую ночь приставал к кому-нибудь из детей.
Публикация этого доклада заставила нескольких ирландских епископов оставить свои кафедры. Но и на этом история не закончилась. В середине марта выяснилось, что кардинал Шон Брэйди был замешан в одном из наиболее громких дел о педофилии. Ему пришлось признаться, что 35 лет назад, задолго до того, как стать епископом, он покрывал Брендана Смита, едва ли не самого одиозного католического священника Ирландии, растлившего несколько десятков детей. Двоих – мальчиков в возрасте 10 и 14 лет – заставили письменно дать обет молчания, и Брэйди, принимавший в этой церемонии участие, никогда не предавал ее огласке.
Пытаясь, видимо, смягчить недовольство ирландцев, многие из которых требовали отставки Брэйди, папа римский 20 марта написал открытое письмо, в котором принес извинения жертвам сексуального насилия в Ирландии. Он, однако, не признал ответственности Ватикана за скандал, хотя именно этого ждали от него многие из тех, к кому он обращался.
"Мы крайне разочарованы, поскольку (в письме Бенедикта XVI. – "Власть") не было ни слова о том, что политика укрывательства преступлений исходит напрямую из Ватикана", – сказала, например, Мэви Льюис, возглавляющая одно из ирландских обществ жертв насилия со стороны священников.
Письмо папы римского некоторые комментаторы осудили еще и за то, что в нем не обнаружилось никаких радикальных предложений по противодействию сексуальным преступлениям. Бенедикт XVI не стал призывать оказавшихся в центре скандала священников уйти на покой и не поставил под сомнение существующий в католицизме целибат (обет безбрачия). Последнее, впрочем, совершенно естественно: Ватикан отрицает всякую связь между воздержанием от половой жизни и сексуальными отклонениями.
Найти обоснование такой точке зрения сложно, учитывая, что сексуальное влечение рано или поздно находит проявление в любом замкнутом сообществе людей одного пола. И дело здесь не в конкретной религии. В китайском романе, написанном приблизительно в XVI веке, о служителях монастырей, обязанных соблюдать целибат, говорится: "Одним словом назовешь – монах, двумя – лукавый искуситель, тремя – голодный демон сладострастья". Но монастыри имеются в виду буддийские.
Стремление привлечь Ватикан к ответственности за правонарушения католических священнослужителей – явление не новое. В 2004 году трем американцам, в детстве пострадавшим от сексуальных домогательств священников, удалось добиться признания Ватикана единственным ответчиком по судебному делу. Пока им, правда, не удалось ничего отсудить – и, как считают юристы папского престола, вряд ли удастся. Но учитывая масштабы нынешнего кризиса, можно ожидать, что все больше людей попытаются адресовать свои претензии именно Ватикану. Ведь шансы получить от него серьезную денежную компенсацию намного выше, чем от небольших епархий. А расплатившись с жертвами сластолюбия своих священников, Святой престол не обеднеет. |