Газета «Наш
Мир» "Нет принуждения в религии!" Таков провозглашенный Кораном (2:256) принцип веротерпимости, идущий в русле его плюралистической установки, с которой мы познакомились в первой статье . Но средневековым богословам/факихам не суждено было постичь всю широту и глубину коранического гуманизма. Разработанная ими двумя–тремя столетиями позже возникновения ислама политико-правовая доктрина, значительно сохранившая свое влияние и в наше время, делит весь мир на две области – "территорию ислама” (дар аль-ислам) и "территорию войны” (дар аль-харб). Жителям второй области объявляется перманентная война, покуда они не обратятся в ислам или не подчинятся власти мусульман, выражением чего служит выплата джизьи (дани, подати). В определенной мере эта доктрина сообразуется с реалиями прошлых эпох, когда господствовало "право сильного” и война доминировала в международных отношениях. Но сегодня такая концепция все более становится анахронизмом, идя вразрез с идеалами и нормами современного международного права. Более того, и это самое главное, она никак не соответствует подлинному духу ни Священного Писания, ни пророческой традиции. Ибо, согласно этим первоисточникам, вооруженная борьба/джихад законна только в том случае, если она носит оборонительный характер. Война за распространение веры не только лишена святости, но даже богопротивна К истинному исповеданию, к строгому единобожию пророк Мухаммад был призван склонять не только мекканских и других аравийских язычников, но и все народы мира, включая "людей Писания” – последователей прежних богооткровенных религий, прежде всего иудаизма и христианства. И как в мекканский период своего служения (ок. 610–622 гг.), так и в мединский (622–632 гг.) Пророк неукоснительно следовал фундаментальной заповеди Корана:
Призывай на путь Господа
Мудростью, увещеванием добрым,
Веди с ними спор наиблагообразнейший…
(16:125)
Спорьте с людьми Писания Не иначе как наиблагообразнейше…
Говорите [им]:
Мы веруем в ниспосланное нам и в ниспосланное вам;
Бог наш и Бог ваш – един.
(29:46)
В случае глухоты и неприязни к новой вере от Пророка (а через него – и от мусульман) требовалось не просто терпеть и прощать, а благородно (джамиль) терпеть и прощать (15:85; 70:5; 73:10). Как явствует из суры 43, Пророк однажды жаловался на упорствующих в неверии мекканских язычников – "Господи, это люди, которые не уверуют!”, но Бог успокоил его: "Оставь их с миром!” (43:88-89). В другой раз Всевышний указал ему: Если тебе столь тягостно их отвращение,
Пройди, если сможешь, сквозь землю
Иль возведи лестницу на небо –
Принеси им [оттуда] знамение.
Была бы на то воля Божья,
Собрал бы Он всех их на стезе праведной, –
А ты не будь невеждой!
(6:35)
Толерантные наставления Корана сопровождали Пророка не только в Мекке, но и в Медине. В частности, после Ухудского сражения (в 3 х./625 г.), когда мусульмане потерпели поражение от войска мекканцев, из уст Пророка, самогo раненного в бою, вырвалось: "Разве спасется народ, окровавивший лицо своего пророка, который призывал их к Господу?!” И свыше ему было внушение:
[Богу], а не тебе, решать –
Смилуется ли Он над ними
Или покарает за нечестие.
Воистину, Богу принадлежит [все],
Что на небесах и на земле:
Он прощает, кого хочет,
И карает, кого хочет. Всепрощающ Он и всемилостив.
(3:128-129)
В свете таких заповедей Писания, как и его плюралистической установки вообще, уже трудно себе представить, чтобы коранический Бог одобрял насилие/войну в качестве метода обращения в веру. И в самом деле, еще пророк Ной, отвергнутый своим народом, вопрошал:
Неужели, сородичи, вы думаете,
Что если дарованное мне Господом [послание]… Останется не постижимым для вас,
Неужели мы станем навязывать его вам,
Раз оно вам ненавистно?!
(11:28)
А пророку Мухаммаду Всевышний в разных сурах напоминает:
Была бы на то воля Божья,
[Аравитяне] не были бы многобожниками, –
Мы не ставили тебя над ними надзирателем!
(6:107)
Если бы Господь того восхотел,
Все, кто на земле, уверовали бы;
Неужто станешь ты заставлять людей
Насильно обращаться в веру?!
(10:99)
Не ты выведешь на верный путь, кого хочешь, –
Один лишь Бог ведет, кого пожелает.
(28:56)
Как бы ты ни старался,
Большинство людей не уверует.
(12:103)
Десятки раз Писание подтверждает свободу религиозного выбора, осуждая любые попытки посягательства на нее. Долг основателя ислама, как и других пророков, состоит лишь в том, чтобы верно и ясно передать послание Божье (5:99; 16:35; 24:54; 29:18; 36:17). "Наставляй, но ты – [только] наставник, / А не властелин над ними”, – в очередной раз указывает Бог пророку Мухаммаду (88:21–22). А айат 2:256 предельно четко формулирует принцип ненасилия в вопросах вероисповедания:
Нет принуждения в религии,
[Ибо] уже ясно проступает
Отличие истинного пути от ложного. Айату 2:256 вторит следующий: Объяви им:
Вот она, исходящая от Бога истина;
Кто хочет - пусть уверует,
А кто не хочет – волен отказаться.
(18:29).
Руководствуясь наставлениями Всевышнего, Пророк обращался к мекканским многобожникам с такими словами: Я не поклоняюсь вашим кумирам,
А вы не поклоняетесь Богу моему;
И не стану я служить им,
А вы не хотите служить Ему;
И будет у вас своя вера,
У меня же – своя.
(109:1-6).
Подлинная вера исходит из внутреннего убеждения, и посему не может утвердиться посредством силы. И именно в этом смысле порой толкуются слова айата 2:256 – "Нет принуждения в религии!”. Разъяснив человеку истину, Бог предоставил ему свободу выбора, за который он и несет ответственность перед Ним:
Воистину наставили Мы его на [верную] стезю,
[А ему решать] –
Быть благодарным, [верующим],
Иль [в неверии] проявлять непризнательность.
(76:3)
Мы открыли пред ним [для выбора] Два пути – [добра и зла].
(90:10)
Кто пойдет верным путем, тот следует на пользу себе,
А кто уклоняется, тот уклоняется сам себе во вред.
(17:15).
Неприятие насилия в делах веры Писание обосновывает еще и тем, что религиозные споры людей Бог сам разрешит в Судный день:
Воистину, верующие [в Коран],
Иудеи, сабии, христиане, маджусы и многобожники,
Их в день Воскресения и рассудит Бог,
Свидетель всего. (22:17)
Как видим, коранический императив однозначен: религиозные расхождения надо оставить на предстоящий суд Божий. А до той поры следует соревноваться в добрых деяниях на общее благо (2:148; 5:48).
Поэтому Писание объявляет мир естественной нормой сосуществования народов и конфессий. "О верующие, влейтесь в мир все вместе!”, – призывает айат 2:208. Всякий раз, когда враг предлагает мир, следует принять его:
Если склоняются они к миру,
Склонись к нему и ты,
Возлагая на Бога упование свое.
(8:61) |