Газета "Наш Мир" br>
Газета «Наш
Мир»
Во Франции трудно найти более яркие символы «красивой
жизни», чем шампанское и фуа-гра, однако до сих пор никому не приходило
в голову назвать их еще и символами социальной интеграции.
Рекордные
продажи халяльных продуктов, в том числе безалкогольного «шампанского» и
паштета из гусиной печени, объясняются появлением среднего класса
мусульман, в основном это уверенно стоящие на ногах молодые люди второго
поколения иммигрантов.
Этот новый класс французских
потребителей и является «виновником» быстрого роста и высокой
прибыльности рынка халяльных продуктов питания и напитков.
Крупные
международные продовольственные компании теперь спешат удовлетворить
спрос мусульман моложе 40 лет, чья общая покупательная способность, по
данным института Solis, оценивается в 5,5 миллиардов евро в год.
33-летний
Янис Буарби (Yanis Bouarbi) – специалист в области информационных
технологий, который запустил веб-сайт paris-hallal.com, тоже считает,
что молодые мусульмане – главные участники этого мини-переворота на
рынке.
«Когда наши деды и родители приехали во Францию, они
стали заниматься в основном ручным трудом и заботились о том, как
прокормить семью», говорит он. Его самого родители привезли во Францию
из Алжира в возрасте 3 лет.
«Но второе и третье поколение
иммигрантов, как я, хотят учиться, иметь хорошую работу и деньги,
развлекаться, пользоваться преимуществами французской культуры, но при
этом не поступаться своими религиозными убеждениями. Нам теперь не
достаточно дешевых кебабов, нам нравится японская, тайская, французская
кухня, мы хотим быть такими же, как остальные французы».
Сейчас
спрос на халяльные продукты каждый год увеличивается в среднем на 15%,
что привлекло внимание таких продовольственных гигантов как сети
супермаркетов Casino, которая уже три года предлагает достаточно широкий
ассортимент халяла – в основном это мясные продукты.
Сеть
быстрого питания Quick открыла несколько халяльных ресторанов. Открытие
последнего месяц назад вызвало даже политический скандал накануне
региональных выборов, однако теперь шумиха улеглась.
Процветают и
мусульманские лавки, всегда торговавшие исключительно халялом – в том
числе копченой индюшачьей грудкой, сосисками без свинины, безалкогольным
шампанским Cham'Alal.
Халяльный паштет из гусиной печени –
фуа-гра – появился в сетях супермаркетов по всей Франции два года назад в
конце рамадана. Новинка быстро завоевала популярность. «Это один из
наших наиболее ходовых товаров, ежедневно мы продаем около 30 упаковок
фуа-гра», говорит менеджер сети Carrefour Сирил Малинэ.
Сотрудники
компании по производству халяльной птицы Bienfaits de France тоже
признались, что если раньше они боролись за каждую проданную единицу
товара, теперь за их продукция не залеживается на полках магазинов.
По
данным веб-сайта Бурби, в Париже и пригородах существует более 400
ресторанов, предлагающих халяльную кухню. Это свидетельствует о большом
спросе, а значит и потенциале рынка.
В одном из модных кварталов
Парижа находится ресторан Les Enfants Terribles, который возглавляют
браться Саиди. Здесь подают блюда «высокой» французской кухни в
халяльном варианте.
«Раньше мусульманам, которые хотели получить
халял, приходилось идти в лучшем случае в рыбный ресторан. Сейчас у них
есть выбор», говорит один из братьев, открывших свое заведение три года
назад.
«Мусульманская молодежь имеет деньги и хочет питаться не
хуже других, но в соответствии с предписаниями ислама. Эта еда не
отличается на вкус, у нас много клиентов-французов, которые даже не
знают, что мы подаем только халял. Для нас это и есть интеграция».
|