Газета «Наш
Мир» Легко ли жить на вулкане?! Киргизская трагедия.
Истории, как известно, свойственно повторяться. Вот только в наших реалиях все почти наоборот в сравнении с классической поговоркой. Повтор вышел кровавым и трагическим. Печально, что десятки молодых людей погибли не понятно во имя чего и зачем. Возможно, завтра их объявят мучениками революции. Но эти молодые жизни уже никогда не вернешь.
За окном весна, в нашем южном городе буйная и яркая. Ничто сегодня на тихой окраине города не напоминает о бурных событиях последних дней. Сюда долетают только отзвуки взрывов и выстрелов в центре города, да видны дымы пожаров. Впрочем, в нашем маленьком городе понятие «центр» и «окраина» весьма условны. Однако, это вовсе не значит, что события проходят незаметно и бесследно для нас. Легко ли жить на вулкане? Вопрос, разумеется, чисто риторический и тем не менее. Не удивлюсь, если поток эмигрантов из числа соотечественников после очередного витка киргизской революции заметно увеличится. Тот же Израиль готовится и готов к эвакуации еврейской общины. А к чему готовиться нам, русским?!
Что же происходит на нашей родной киргизской земле. И я говорю это без иронии. Это действительно уже наша Родина, вне зависимости от того решим ли мы уехать или останемся. Как можно оценить произошедшее? Однозначной оценки нет, и не может быть. Так же, как ее не было и при свержении Акаева. Русские Киргизии не принимали участия ни в свержении Акаева, ни в нынешних событиях, но, безусловно, внимательно следят за ситуацией. Лучший совет в такое время - это сидеть дома. Но сегодня народ потянулся закоулками к местам работы, проверить, не разграблена ли их собственность, уцелели ли места работы. Как и в первый раз, участие в акции принимала в основном титульная молодежь, в большинстве своем привезенная из провинции.
То, что режим Бакиева пришел к такому логическому концу особо не удивило. Удивило скорее то, с какой «легкостью» произошел переворот, ужаснули и многочисленные жертвы. По правде говоря, все или почти все были уверены, что Бакиев не уйдет просто так, что он будет защищать свою власть. Поэтому сам факт вооруженного противостояния не удивил. Удивило то, что народ не разбежался поле первых выстрелов и жертв. Бакиев не последовал примеру ни Акаева, ни Сальвадора Альенде.
Каковы первые итоги? До 100 убитых, несколько сотен раненых. Это цифры оппозиции, а других собственно уже и нет.
Днем шел дождь и по площади бежали ручьи красного цвета. Сложно описать впечатления, когда в твоем родном городе, где ты вырос, целыми группами несут на руках убитых и раненых.
На полках продовольственных магазинов продуктов нет. Или разграблены за ночь, или все было раскуплено в считанные часы вчера. Очереди были за всем, начиная с хлеба. Люди бросились к платежным терминалам. Постоянные звонки друзьям и родственникам, живы ли.
В очередной раз люди задаются вопросом, как быть и где.
Пострадали предприниматели, поднявшие после первой революции все заново. В городе повально шли грабежи и мародерство, грабили магазины и офисы. Сможет ли оппозиция восстановить порядок? Скорее всего - да, поскольку выступления произошли на базе родоплеменных отношений. И как раз земляки Бакиева с юга не поддержали президента в этот раз, пока, по крайней мере. По сути классика - три дня на разграбление города победителям. Больше расплатиться нечем. Думается, агашки быстро утихомирят сородичей, как только разделят власть.
Сложные впечатления от гражданской войны, а это реально гражданская война. Брат на брата! Уже ясно, что это не финал драмы, или скорее трагедии по-киргизски.
Антирусских лозунгов нет. До последнего были антироссийские заявления уже бывшего премьера. Куда пойдет Киргизия дальше? Куда повернут страну вожди новой революции? Пока вопросов больше, чем ответов. Ясно уже только одно, что вектор Центральной Азии готов склониться к южноамериканскому варианту решения всех вопросов.
|