Газета "Наш Мир" br>
Газета «Наш
Мир»
Когда
наш местный гастроном во Франции перестал работать, на его месте
появился фаст-фуд с дозволенной, согласно мусульманским требованиям,
жареной курицей. Когда закрылась наша местная кошерная мясная лавка, ее
сменила халяльная. И в местном супермаркете теперь есть хорошо
укомплектованная витрина с халялем. На прошлой неделе я также получил
рекламную листовку, предлагающую исламские банковские услуги. В общем,
вдруг оказалось, что халяль стал не только модой, но и крупным бизнесом.
Халяльный фаст-фуд определенно хорошо продается. Во-первых, во многих
частях Европы на ночь глядя любят перекусывать кебабом.
Немусульманам-тусовщикам, вываливающимся из клубов под утро, неважно,
халяль там или нет – им просто хочется мясного сэндвича.
Стоит, конечно, обратить внимание на тенденцию, стоящую за скромнягой
кебабом, – халяльная еда популярна как среди мусульман, так и среди
немусульман. Но основным рынком сбыта, очевидно, являются приверженцы
Ислама, стремящиеся питаться в соответствии со своими религиозными
убеждениями.
А это большой рынок. В мире есть 1,6 млрд. мусульман. В одной только
Европе проживает 18 млн. потребителей-мусульман, и величина рынка, по
данным «Halal Journal», оценивается в $2,63 млрд. ежегодно.
Это перспективный и растущий рынок, в который поспешили вложиться
транснациональные корпорации. «Nestle» была одной из первых, вызвавшихся
«освоить» этот потенциал.
Она начала продавать халяльную версию своих самых популярных продуктов,
таких как шоколад «Кит-Кат», еще в 80-е гг. Теперь халяль составляет 5%
годовых продаж «Nestle», т. е. 5,3 млрд. швейцарских франков. 85
предприятий «Nestle» имеют сертифицированные производственные
линии-халяль, из них 20 расположены в Европе.
Что еще более важно, это быстрорастущий и крайне прибыльный сектор. По
сообщениям самой «Nestle», ее недавняя маркетинговая акция по халяльным
продуктам привела к 50 % росту годовых продаж и двузначной цифре
рентабельности.
Некоторые сети фаст-фуда потихоньку также начали включать халяльную еду в
свои меню или использовать халяльное мясо и курицу. К примеру, «KFC»
использует курицу-халяль, особенно это не афишируя.
Другие сделали такой шаг открыто. В прошлом году была шумиха вокруг
новости о том, что «Dominoes Pizza» перепрофилировала один из своих
ресторанов в Бирмингеме в халяльный. В прошлом месяце во Франции даже
политики подняли переполох, когда бельгийско-французская сеть «Quick»
(аналог «McDonald´s») сделала восемь своих филиалов халяльными.
Они возмутились: «Это же дискриминация! Одно дело, продавать халяльную
еду, а другое – лишить немусульман свинины». Это не пустой аргумент.
Ясное дело, что местные жители, которые хотят видеть в своих бургерах
бекон, должны иметь такую возможность, так же как мусульмане должны
иметь возможность покупать бургеры с халяльной говядиной или индейкой,
вместо свинины.
Но добавление в меню пары халяльных блюд не сулит столько успеха,
сколько полное обращение в халяль. Первый вариант может привлечь
одного-двух покупателей, заинтересовавшихся индейкой в бургерах. Второй
же привлечет целый сегмент общества, когда его члены узнают, что вся
подающаяся еда соответствует их религиозным требованиям, не только в
плане отсутствия свинины, но и в плане всего остального – т. е. ресторан
внедрил у себя все процедуры для соответствия мусульманским нормам
гигиены и этики на производстве.
И это действительно работает. Ходят слухи, что сеть «Quick» получила 30 %
увеличение продаж в восьми ресторанах, обратившихся в халяль.
Основа здесь – сегментация. Для увеличения продаж целевая обработка
конкретного сектора рынка – классическая методика. Когда
потребители-мусульмане демонстрируют такую динамику, становясь все более
обеспеченными и культурно заметными на потребительском рынке, актуальна
реализация продуктов именно для них. Тогда как раньше это были просто
мелкие мясные дельцы-частники, теперь все достаточно развито и
прибыльно.
Что меня больше всего удивляет в халяльном бизнесе, так это то,
насколько он расширился за пределы очевидного мясного сектора. Теперь
есть халяльная косметика, халяльные витамины, халяльные финансовые
продукты, отели и курорты. Халяль стремительно становится брендом.
Вместо того, чтобы назвать отель «дружественным мусульманам» из-за
отсутствия алкоголя в нем, его именуют теперь халяльным – словом,
которое одно время применялось только по отношению к мясу и еде.
Халяльный бизнес становится все более изощренным и разнообразным. В
Малайзии есть халяльные парки, характеризуемые малазийской компанией
«Halal Industry Development» как «сообщества единиц бизнеса халяльной
ориентации, основанные на совместном имуществе, где предоставляется
соответствующая инфраструктура и сервисная поддержка».
Малайзия строит 20 таких парков. И в июне этого года Малайзия примет у
себя 5 Всемирный форум халяля в Куала-Лумпуре. Один из ключевых
вопросов, который будет там рассмотрен, – формирование международных
стандартов халяля.
Превращение в халяль – новейшая массовая тенденция, и она определенно
воодушевляет. Однако 90% мирового халяльного рынка контролируют
транснациональные корпорации вроде «Nestle», «KFC» или «Carrefour».
Халяльный «воз» движется очень быстро, но мусульмане им не управляют.
|