Газета «Наш
Мир» Исследование, проведенное социологами в 22 странах мира, показало, что каждый пятый опрошенный верит, будто на Земле скрытно живут инопланетные "агенты", выдающие себя за людей. В Индии и Китае в это верит более 40%. Меньше всего склонны допускать подобное жители Бельгии, Швеции и Нидерландов - там верующих в инопланетян всего по 8%.
Агентство Regions.ru обратилось к российским представителям различных религий с просьбой ответить на вопрос, чем объясняется такая популярность веры в инопланетных пришельцев и распространена ли она в России. Публикацию Комментариев агентство снабдило эпиграфом из сочинения Ивана Охлобыстина. Вот как что в нем говорится:
Очень боялся отец Савва прилета инопланетян, поскольку в приходских кругах бытовало устойчивое мнение, что их нет.
- Конечно, не дерзаю фантазировать на эту тему, - вздыхал он за чаепитием в монастырском саду. - Но представляется мне, что лукавый не творец и сам вряд ли иные миры замыслил.
- Как же так! - восклицал его извечный оппонент отец Георгий. - Совершенно очевидно, маленькие зеленные человечки суть бесы. Их надо просто осенить крестным знамением, и они немедленно испарятся.
- Дай бы Бог! - кивал отец Савва, но добавлял: А вдруг не испарятся? Что же мне тогда на старости лет, кроме латыни, еще и марсианский постигать!? (Свящ. Иоанн Охлобыстин)
Ответы священнослужителей
Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях протоиерей Борис Михайлов, подозревает, что и в нашей стране такие представления, к сожалению, не редкость
"Распространение подобных представлений связано во многом с всеобщей религиозной деградацией, возвращением к первобытным формам религиозного опыта. Ведь пришельцы из иных миров - не что иное, как духи подземного царства мертвых, если иметь в виду универсальную модель мироздания, т.н. Мирового Древа, возникшую еще на рубеже XII-XI тысячелетий до Р. Хр. Она, хотя и в искривленном виде (сейчас, в отличие от прошлых эпох, акцент ставится на исследовании именно "подземной" области) присутствует в сознании еще многих людей", - сказал священник.
"Эти первобытные религиозные представления находят выражение и в некоторых сторонах современной культуры и искусства: в целом ряде произведений авангардной живописи, кино и музыки (особенно в роке)", - добавил протоиерей.
Преподаватель Московской духовной семинарии Игумен Мелетий (Соколов), также полагает, что вера в инопланетян распространена и в России
"Вызвано это, естественно, духовной безграмотностью населения. Причем эту духовную безграмотность постоянно подпитывают СМИ - в частности, рассказами об инопланетянах, якобы посещающих Землю", - сказал он.
"Существует духовный мир. И Церковь знает, что в этом мире живут существа мыслящие, действующие и весьма активные. Это мир ангелов - светлых и падших, воздействующих на человека. И человек, находящийся в состоянии духовной безграмотности, может принимать любые фантазии, которые навязываются духами тьмы", - добавил отец игумен.
Клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове cвященник Андрей Алексеев, отметил, что, к сожалению, в наше время подобные представления получают все большее распространение
"И вызвано это в первую очередь духовной непросвещенностью людей, отсутствием элементарных знаний о духовном мире. Признавая наличие самого духовного мира, люди часто ограничивают свои познания о нем весьма поверхностными представлениями, увлекаясь образами, которые распространяют отнюдь не добрые силы", - сказал он.
"Если в прежние времена бесы смущали человека разнообразными драконами, то сегодня, в век технических достижений, - это представления о различных инопланетных цивилизациях, пришельцах и т.д.", - считает священник.
"Увы, в силу духовного невежества эта тема стала очень притягательной для многих людей. Многие СМИ спекулируют на этой теме. Все это говорит об очень низком уровне духовной культуры и элементарном незнании основ веры", - заключил он.
Зам. председателя отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества cвященник Георгий Рощин, винит в распространении суеверий о пришельцах кино- и телеиндустрию
"Вера в пришельцев, живущих на земле, сформирована, прежде всего, кинопродукцией. Поэтому судить о серьезности оснований такой веры сложно", - подчеркнул он.
"Я думаю, что в России приверженцы веры в инопланетные существа могут быть только среди неверующей, нецерковной публики. Церковь ясно выражает свою позицию, что земная цивилизация единственная в своем роде", - сказал Георгий Рощин.
"Некоторые богословы рассуждают на тему иных миров, исходя из определенных текстов Священного писания. В частности, есть такое место в Евангелии, где Спаситель говорит: "У Отца Моего обителей много суть", - что дает возможность предположить, что наш мир не является единственным. Но это, скорее всего, лежит в области теоретического богословского размышления и не связанно с теми суеверными представлениями о пришельцах, которые мы черпаем из телевизионных передач", - добавил священник.
"Здесь можно дать совет: меньше верить развлекательной индустрии и меньше засорять себе голову такими псевдоверованиями, а больше обращать внимание на собственную жизнь, на нравственное воспитание нашего внутреннего сердца, на выстраивание добрых отношений с нашими близкими", - подытожил он.
Клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, сотрудник миссионерского отдела Тверского епархиального управления РПЦ священник Георгий Белодуров, подозревает, что в народе любовь к пришельцам сродни любви к супергероям
"Эта вера - порождение научной фантастики. Таинственное и неизвестное всегда привлекало людей", - сказал он.
"Понятно, что в определенных социальных и культурных средах такие верования более распространены. Есть народы очень практичные, мало увлекающиеся подобной фантастикой. К ним, например, можно отнести немцев. Что же касается китайцев, то если мы посмотрим на их культуру, то все эти летающие киногерои, действительно, чем-то похожи на инопланетян", - отметил Георгий Белодуров .
Руководитель международного департамента Совета муфтиев России Рушан Аббясов, полагает, что возможность существования других миров нельзя исключать
"В исламе вера в приметы и прочие суеверия отсутствует. Человек, прежде всего, должен полагаться на Всевышнего", - сказал он.
"В Коране сказано, что Всевышний - Господь миров: мира ангелов, мира джинов, мира человека, мира животных и так далее. Может, есть мир и каких-то других существ - творений, нам неведомых. Придет время, и Всевышний раскроет людям знание о них. Но сегодня наука пока ничего не может сказать по этому поводу", - заключил Рушан Аббясов.
Руководитель пресс-службы совета муфтиев России Гульнур Газиева считает, что суеверные представления о пришельцах - это попытка уйти от проблем реальной жизни
"Сложно судить о причинах, повлекших такую статистику. Тут, безусловно, и влияние фильмов и телепередач, которые играют на струнах человеческого легковерия. Вера в инопланетян - это суеверие, когда все необычное пытаются объяснить вмешательством "агентов" других миров. Порой вообще кажется, что тема пришельцев усиленно педалируется именно в тех регионах, в которых есть ряд социальных проблем. А и Индия, и Китай, несмотря на чудеса экономического роста, имеют очевидные социальные проблемы. И такие проблемы иногда сознательно заглушаются подобной информацией", - подчеркнула она.
"Хочется верить, что подлинно верующие люди не будут идти на поводу у такого рода суеверий. Нам земная жизнь дана в реальности, мы не должны уходить в фантазии. А земная жизнь - это большая подготовка к жизни вечной. И к ней, как бы она ни была трудна, необходимо подходить реалистично", - подытожила Гульнур Газиева.
Глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин отметил антропоцентричность идеи сотворения мира Богом
"Иудаизм никогда не занимался исследованием внеземных цивилизаций: он учит, что весь этот мир был создан для человека. И существованием внеземных цивилизаций иудаизм попросту не интересуется", - подчеркнул он.
"А люди верят в "зеленых человечков" именно в силу того, что это нельзя доказать и проверить", - подытожил господин Горин.
|