Газета "Наш Мир" br>
Газета «Наш
Мир»
Исследователи из университета Тулузы и Швейцарского федерального
института технологий в Цюрихе создали первую реалистичную модель
динамики толпы, которая позволит улучшить организацию пешеходного
движения в городах. Работа ученых опубликована в журнале PloS ONE,
сообщает Cnews со ссылкой на PhysOrg.
Механизм движения
больших групп людей почти не изучен, так как имеются определенные
сложности при выработке количественных моделей движения толпы и при
постановке экспериментов. В то же время, чтобы создать пешеходам в
городе комфортные условия, необходимо изучить законы, которым
подчиняется толпа.
Обычно в ходе моделирования движения толпы
допускается, что пешеходы движутся независимо друг от друга и выбирают
траекторию таким образом, чтобы избежать столкновений. Французские и
швейцарские ученые, изучив видеозаписи движения в городской среде,
показали, что 50-70% пешеходов движутся не по одиночке, а небольшими
группами по 2-4 человека.
Результаты наблюдения за отдельными
группами показали, что пространственное распределение пешеходов
варьируется в зависимости от ситуации. Если движение достаточно
свободно, люди в группах движутся рядом, параллельно друг другу. Если же
плотность толпы увеличивается, ряд в группе «ломается»: пешеходы в
центре чуть отстают, а крайние приближаются друг к другу, формируя
вогнутую структуру. Группа из 3-х пешеходов преобразуется в V-структуру,
а из 4-х — в U-структуру.
При таких конфигурациях взаимодействие
между членами группы упрощается, а вот скорость движения группы падает.
Вогнутая структура затрудняет движение вперед, и пешеходы вынуждены
уходить в сторону и искать обходные маневры, что в целом меняет скорость
пешеходного потока и его пространственную организацию. Численное
моделирование показало, что присутствие групп пешеходов понижает
эффективность движения толпы на 17% по сравнению с моделью, в которой
все пешеходы движутся независимо.
|