Газета "Наш Мир" br>
Газета «Наш
Мир»
Представители китайской компании Geely, которая стала новым
владельцем шведского автогиганта, выразили уверенность, что компания
Volvo Cars станет прибыльной уже к концу 2010 года. На очереди Saab и
Opel. К ним примеряется еще одна фирма из Поднебесной – Beijing Auto.
Таким образом, можно констатировать: географический центр производства
автомобилей медленно, но уверенно смещается в развивающиеся страны…
Проблемы
Ford давно стали больной мозолью на теле американской экономики. В 2006
году, еще до наступления глобального кризиса, компания дошла до такого
критического состояния, что была вынуждена заложить все свои заводы (!) и
одолжить колоссальную сумму денег – $18 млрд. От банкротства ее спасли
запасы также и наличных от продажи авто – $23,6 млрд.
В прошлом
году таких средств не оказалось. А от государственной помощи,
предложенной тогдашним президентом Джорджем Бушем, концерн отказался по
политическим и экономическим мотивам. Во-первых, Ford поддерживал на
выборах нынешнего президента Барака Обаму. Во-вторых, когда стало ясно,
что речь может идти лишь о краткосрочных кредитах, он предпочел продать
Volvo, а не наращивать долг.
Шведский бренд давно был для
американцев чемоданом без ручки: его чистые убытки в 2009 году составили
$2 млрд. А продажи упали в странах Северной Америки и Европы на 40 и
50% соответственно.
В то же время Китай праздновал победу: в
прошлом году он вышел на первое место в мире по объемам внутренних
продаж автомобилей, обогнав США и ЕС вместе взятые. Была успешна и
компания Geely: у нее наблюдался рост продаж как внутренних, так и
экспортных. Тем не менее денег для покупки Volvo не хватало. И поэтому
процесс затянулся на несколько лишних месяцев.
Тем не менее
китайцы сумели «состричь купоны» на сделке еще задолго до ее завершения.
Во-первых, до недавнего времени о Geely Holding Group Co. в Европе и
Америке мало кто слышал, и покупка Volvo стала для компании самой
крупной пиар-акцией в ее истории. Это, как видно по показателям роста
экспорта, незамедлительно дало свои позитивные плоды.
Во-вторых,
Geely подняла свой престиж и на отечественном рынке, где ей приходится
конкурировать с другими китайскими автокомпаниями, например, с SAIC
Motor Corp., Chery Automobile Co., Great Wall Motor, Guangzhou
Automobile Group Co. и др.
В конце декабря центральный китайский
телеканал CCTV вручил председателю правления Geely Ли Шуфу «Оскар за
заслуги» в номинации «Индикатор быстрого экономического и социального
развития Китая». В качестве основной заслуги фигурировала именно покупка
марки Volvo, которая привлекла огромное внимание мировых СМИ. К тому
времени активные переговоры уже шли больше двух месяцев, и стороны почти
достигли согласия в вопросах цены и прав интеллектуальной собственности
на новые разработки Volvo.
Вскоре после Нового года Geely
заявила, что планирует увеличить выпуск Volvo до 1 млн. штук в год.
Европейские центры по разработке и заводы по производству автомобилей
продолжат свою работу. А в самом Китае через пару лет начнется выпуск
Volvo XC90 (линию по выпуску этих моделей построят в южнокитайской
провинции Гуандун) для насыщения местного рынка.
Это несколько
успокоило западную общественность, которая плохо представляла себе, как
«самый безопасный в мире автомобиль» будет сходить с китайского
конвейера и затем продаваться в Европе и Америке. Хотя не исключено, что
за этой схемой – большое будущее.
Дело в том, что Geely – одна
из самых амбициозных автомобильных компаний Китая. Она была основана 6
ноября 1986 года, в провинции Чжэцзян на востоке страны, и начинала с
производства холодильников. В 1992 году Geely стала выпускать
комплектующие для мотоциклов, а в 1994 году приступила к сборке
собственных моделей. И за два года стала лидером на этом рынке в своей
стране. В первый год цифра продаж скутеров достигла 60 тыс., а в
следующем выросла втрое, что составило более 200 тыс. штук.
Производство
автомобилей под маркой Geely началось в 1998 году. В 2003 году компания
вышла на мировые рынки, а еще через несколько лет пришла в Украину, с
довольно агрессивной маркетинговой технологией, где ставка делалась на
нарочитый ценовой демпинг. Именно Geely Automobile первой из китайских
автопроизводителей принимала участие в самых престижных автошоу: во
Франкфурте (сентябрь 2005) и в Детройте.
Впрочем, в своей тяге к
солидным западным брендам Geely не одинока. Еще один испытывающий
проблемы автогигант – General Motors – рассматривает возможность продажи
активов и производства шведского Saab китайскому автопроизводителю
Beijing Automotive Industry Holding.
Как сообщает Bloomberg со
ссылкой на осведомленные источники, на такой шаг GM подвигло сообщение,
что партнер Beijing Auto в сделке по приобретению Saab, шведский
производитель эксклюзивных суперкаров Koenigsegg Group, отказался от
своих планов окончательно.
Beijing Auto примеряется не только к
Saab, но и к… Opel. Правда, General Motors пока отказался уступать
немецкую марку китайцам. И предложил им удовлетвориться шведской. Если
же сделка не состоится, Saab как бренд рискует исчезнуть совсем.
В
общем, можно констатировать, что распродажа по частям структурного
подразделения под названием Premier Automotive Group, куда, помимо
Volvo, входили Land Rover и Jaguar, завершена. Напомним, что счастливым
обладателем последних двух марок еще в июне 2008 года стала индийская
Tata Motor.
«Китайцы начинают постепенно прибирать к рукам
высокие автомобильные технологии, – комментирует ситуацию в целом
независимый автомобильный эксперт Андрей Сидоренко. – Не следует
забывать, что одно из основных достоинств Volvo – достаточно серьезный
испытательный центр. Заполучив его, китайцы смогут испытывать свои
машины, работать в плане улучшения имиджа по части безопасности. Не
секрет, что именно к безопасности китайских автомобилей имеются основные
претензии после краш-тестов. А Volvo (и это все знают) основным козырем
всегда называла безопасность пассажиров.
Что касается
экономической стороны сделки, то Geely, по всей видимости, максимально
использует шанс, чтобы выйти на новые рынки. С покупкой Volvo китайцы
получают доступ к ее дилерской сети, и, полагаю, будут продавать через
нее свои машины. Сложно сказать, как переход к новому собственнику
отразится на Volvo: для ответа на этот вопрос, нужно точно знать, какие у
китайцев планы. Однако, в любом случае, выхода у шведской марки не
было. Ни один из европейских или японских автоконцернов не увидел смысла
в покупке Volvo. На мой взгляд, проблем в том, что у шведов было
слишком мало оригинальных разработок. Они работали с одними и теми же
агрегатами много лет. Аналогичная проблема – и у Saab. Для Ford данный
шаг – оптимальный: они так и не сумели придумать что-то, чтобы компания
приносила прибыль…».
|