Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Расширить и углубить наше понимание доисторической культуры
Месопотамии — вот цель раскопок, начатых археологами на севере Сирии.
Именно там появились условия для возникновения первых на планете городов
и государств.
На месте раскопок в Телль-Зейдане в верхнем
течении Евфрата американские и сирийские исследователи уже обнаружили
крайне любопытный набор предметов материальной культуры из крупного
поселения догородского периода. Люди жили на этом месте два тысячелетия,
до 4000 г. до н.э. — на малоизвестном, но судьбоносном этапе развития
человеческой культуры.
Специалисты по древней истории говорят,
что раскопки в Зейдане могут открыть новые сведения о жизни людей
убейдской культуры в период с 5500 по 4000 гг. до н.э. Этот период плохо
изучен, но именно в те времена получило широкое распространение
орошаемое земледелие, дальняя торговля приобрела большое социальное и
экономическое значение, могущественные политические лидеры стали играть
заметную роль, а сообщества постепенно разделились на социальные классы.
По
словам Гила Стайна, директора Восточного института Чикагского
университета, ведущего раскопки в Зейдане, северное расположение
поселения позволяет больше узнать о влиянии убейдской культуры вдали от
южного Междуречья — долины Тигра и Евфрата, где в конечном итоге
расцвели первые городские центры.
Антрополог Калифорнийского
университета в Сан-Диего и специалист по ранним городским культурам
Ближнего Востока Гиллермо Альгаце, не участвующий в раскопках, недавно
заявил, что Зейдан «может произвести революцию в современных
представлениях о появлении цивилизации на Ближнем Востоке».
Городище
состоит из трех больших курганов на восточном берегу реки Баликх.
Курганы, самый высокий из которых достигает 15 метров, окружают руины
города в низине.
Летом 2008 и 2009 годов доктор Стайн возглавил
топографическую съемку руин в Зейдане и проведение разведочных траншей.
По его словам, первые находки подтвердили, что в период убейдской
культуры здесь находилось «протогородское поселение», скорее всего —
храм.
Одной из самых важных находок стала каменная печать
размером 5 на 6 1/3 см с изображением оленя. Предполагается, что с ее
помощью на товары ставилось клеймо владельца. Археологи утверждают, что
рисунок на ней похож на печать, найденную на раскопках в поселении
Тепе-Гавра, которое находится в 300 километрах на восток.
По
словам археолога из Пенсильванского университета Ричарда Зеттлера, много
работавшего в Сирии, это означает, что «кто-то имел право ограничивать
доступ к вещам — закрывать и запечатывать кувшины, сумки, двери, а
значит, появление такой печати означает появление социальной
стратификации».
«Существование искусно выполненных печатей с
почти одинаковым рисунком в двух местах на таком большем расстоянии друг
от друга, — говорит доктор Стайн, — заставляет предположить, что в этот
период высокопоставленные элиты занимали роль лидеров в очень обширном
регионе».