Газета "Наш Мир" br>  
Газета «Наш
Мир»
 
 Я редко выступаю на форуме, но тут наболело. Столько выдвигается 
самых навороченных версий, а снимок со спутника для меня лично расставил
 все по местам. Я не знаю, есть ли там курсо-глиссадная система или 
только привода, а может, экипаж как-то использовал для захода 
спутниковую навигацию, - не важно. Самолет шел по глиссаде, РП 
контролировал порлет примерно до высоты принятия решения. 
  
 На
 ВПР капитан начал искать землю. Я не говорю о мотивах, побудивших его 
это делать, я говорю об элементарном непрофессионализме.И сомневаться в 
навыках капитана заставляет его малый налет вообще, а на Ту-154 - явно, 
вопиюще недостаточный. 
   Чтобы освоить пилотирование такого 
сложного самолета как Ту-154, требуется немалый налет. Я пришел на 
Ту-154 в возрасте 35 лет, с общим налетом 9000 часов на трех типах 
воздушных судов, на каждом из них летал капитаном, и все равно мне было 
первый год очень, очень трудно. Я налетал на Ту вторым пилотом 1500 
часов, и только после этого ввелся командиром воздушного судна. И все 
старые летчики в один голос твердили мне: бойся, бойся первой тысячи 
командирских часов на новом типе! Покажется, что ты знаешь этот самолет 
вдль и поперек, - не верь! Я потом убедился не раз в правоте этих 
предупреждений и потом сам так же предупреждал молодых. И это относится к
 любому новому для пилота типу самолета.
  Налет погибшего пилота 
был около 3500 часов (по словам его отца - 1930 часов), из них часть он 
налетал на Як-40, часть (если верить СМИ) в качестве штурмана(!) Ту-154,
 затем как-то стал командиром, и (если опять же верить СМИ) командирский
 налет на Ту у него был всего 200 часов. И этому недоучке (пусть 
талантливому) доверили возить президента! И этот военный летчик где-то 
набирался опыта полетов на сложнейшем в пилотировании лайнере, по 
несовершенным системам, подобным той, что установлена в Смоленске? И 
вообще - опыта полетов в сложных метеоусловиях? Я такой опыт набирал 
годами, в сотнях сложных заходов на разные аэродромы. Где и когда 
набирал их он? В результате он допустил самоуверенную, школьную, 
примитивную ошибку: искал землю ниже высоты принятия решения. И нашел 
ее.
  Как помогал командиру экипаж? Этот самолет в одиночку 
пилотировать невозможно. Данные по экипажу тоже наводят на сомнения. 
Штурман (если верить СМИ) выпускался из училища бортмехаником. Условия
 погоды были именно смертельными: я бы, при всем моем опыте, не рискнул 
заходить по приводам в тумане 400, а он ничтоже сумняшеся полез. Наземный
 контроль здесь ни при чем. Руководитель полетов дал экипажу заранее 
данные о плохой погоде, дал рекомендации по уходу на запасной. Он 
контролировал снижение и предупредил о полете ниже глиссады. Но летел-то
 пилот!
  Никогда не верьте словам: "пилот первого класса", "лучший
 среди лучших", "шеф-пилот президента". И там бывают всякие, и 
неисповедимы их пути к этому месту.
  А картина вырисовывается 
простая. При видимости около 400-500 м пилот увидел слева светлое пятно -
 перрон, который расположен ближе торца ВПП на 500 м и левее на 200. И 
он туда нырнул. Я сам так покупался, и не раз, и как раз в первый год
 полетов в качестве КВС. Я этому целую главу в своей книге посвятил. А
 через пару секунд высветилась и рулежка, уходящая от перрона вправо под
 углом (к торцу ВПП). Он мог в тумане не разобрать, рулежка это или ВПП.
 И надо было вылупив глаза доворачивать вправо, энергично! А потом, 
может, через секунду, стало ясно, что купился! Увидел хвосты самолетов 
на перроне, скорее всего. Тут же штурвал на себя и взлетный... а 
вертикальная-то около 10 м/сек. Поздно!
  Самарская катастрофа, 
один к одному.
  Соболезную родным и близким погибших. 
		
	  |