Газета "Наш Мир" br>
Газета «Наш
Мир»
Я редко выступаю на форуме, но тут наболело. Столько выдвигается
самых навороченных версий, а снимок со спутника для меня лично расставил
все по местам. Я не знаю, есть ли там курсо-глиссадная система или
только привода, а может, экипаж как-то использовал для захода
спутниковую навигацию, - не важно. Самолет шел по глиссаде, РП
контролировал порлет примерно до высоты принятия решения.
На
ВПР капитан начал искать землю. Я не говорю о мотивах, побудивших его
это делать, я говорю об элементарном непрофессионализме.И сомневаться в
навыках капитана заставляет его малый налет вообще, а на Ту-154 - явно,
вопиюще недостаточный.
Чтобы освоить пилотирование такого
сложного самолета как Ту-154, требуется немалый налет. Я пришел на
Ту-154 в возрасте 35 лет, с общим налетом 9000 часов на трех типах
воздушных судов, на каждом из них летал капитаном, и все равно мне было
первый год очень, очень трудно. Я налетал на Ту вторым пилотом 1500
часов, и только после этого ввелся командиром воздушного судна. И все
старые летчики в один голос твердили мне: бойся, бойся первой тысячи
командирских часов на новом типе! Покажется, что ты знаешь этот самолет
вдль и поперек, - не верь! Я потом убедился не раз в правоте этих
предупреждений и потом сам так же предупреждал молодых. И это относится к
любому новому для пилота типу самолета.
Налет погибшего пилота
был около 3500 часов (по словам его отца - 1930 часов), из них часть он
налетал на Як-40, часть (если верить СМИ) в качестве штурмана(!) Ту-154,
затем как-то стал командиром, и (если опять же верить СМИ) командирский
налет на Ту у него был всего 200 часов. И этому недоучке (пусть
талантливому) доверили возить президента! И этот военный летчик где-то
набирался опыта полетов на сложнейшем в пилотировании лайнере, по
несовершенным системам, подобным той, что установлена в Смоленске? И
вообще - опыта полетов в сложных метеоусловиях? Я такой опыт набирал
годами, в сотнях сложных заходов на разные аэродромы. Где и когда
набирал их он? В результате он допустил самоуверенную, школьную,
примитивную ошибку: искал землю ниже высоты принятия решения. И нашел
ее.
Как помогал командиру экипаж? Этот самолет в одиночку
пилотировать невозможно. Данные по экипажу тоже наводят на сомнения.
Штурман (если верить СМИ) выпускался из училища бортмехаником. Условия
погоды были именно смертельными: я бы, при всем моем опыте, не рискнул
заходить по приводам в тумане 400, а он ничтоже сумняшеся полез. Наземный
контроль здесь ни при чем. Руководитель полетов дал экипажу заранее
данные о плохой погоде, дал рекомендации по уходу на запасной. Он
контролировал снижение и предупредил о полете ниже глиссады. Но летел-то
пилот!
Никогда не верьте словам: "пилот первого класса", "лучший
среди лучших", "шеф-пилот президента". И там бывают всякие, и
неисповедимы их пути к этому месту.
А картина вырисовывается
простая. При видимости около 400-500 м пилот увидел слева светлое пятно -
перрон, который расположен ближе торца ВПП на 500 м и левее на 200. И
он туда нырнул. Я сам так покупался, и не раз, и как раз в первый год
полетов в качестве КВС. Я этому целую главу в своей книге посвятил. А
через пару секунд высветилась и рулежка, уходящая от перрона вправо под
углом (к торцу ВПП). Он мог в тумане не разобрать, рулежка это или ВПП.
И надо было вылупив глаза доворачивать вправо, энергично! А потом,
может, через секунду, стало ясно, что купился! Увидел хвосты самолетов
на перроне, скорее всего. Тут же штурвал на себя и взлетный... а
вертикальная-то около 10 м/сек. Поздно!
Самарская катастрофа,
один к одному.
Соболезную родным и близким погибших.
|