Газета «Наш
Мир» Политическая нестабильность вызывает межэтническую враждебность в Кыргызстане. 20 апреля некоторые бишкекские школы и магазины были закрыты после того, как накануне погром нарушил мир в пригороде столицы. Некоторые жители страны не кыргызской национальности говорят, что хотят уехать из страны.
После того, как в результате политического волнения бывший президент страны Курманбек Бакиев был вынужден сбежать из Бишкека 7 апреля, самозахватчики начали захватывать земли в окраине Бишкека. Эти события стали отражением событий, произошедших после так называемой «тюльпанной революции» 2005 года. За последние пять лет тысячи людей проживали в новостройках, или новых постройках без разрешения на собственность или прав на социальное обеспечение.
19 апреля сотни самозахватчиков напали на турков-месхетинцев, проживающих в соседних деревнях, чтобы захватить фермерские участки. В селе Маевка местные жители сказали «EurasiaNet», что 28 из 50 домов турков подверглись нападению, некоторые сгорели дотла. Полиция по охране общественного порядка, направившаяся в Маевку, арестовала 130 мародеров в этот же день, сообщили местные СМИ. В результате этого инцидента погибло как минимум 5 человек, 28 были ранены.
50-летний Бинали Дурсунов считает, что он стал мишенью только из-за своей этнической принадлежности. «Они бегали вокруг и кричали: «Турки, уезжайте, это наша земля»», - сказал он «EurasiaNet», стоя на месте, где раньше был его дом. «Они пошли разрушать дома турков, а на другой стороне деревни также пострадали дома русских. Дома кыргызов не были повреждены».
Хваля своих соседей, этнических кыргызов, соседка Дурсунова Соня Омурканова рассказала: «Наши кыргызские соседи выходили на улицу, вставали у ворот турецких домов и говорили, что это дома кыргызов; тогда толпа уходила прочь». Кыргызы также спрятали у себя нескольких турков.
Советский лидер Иосиф Сталин депортировал турков-месхетинцев из их родной земли в Грузии в Центральную Азию в 1944 году. Они проживают по всему региону, а в Кыргызстане, по подсчетам, их проживает 20-30 тыс. Другие этнические меньшинства в недавнем прошлом также столкнулись с насилием. В прошлом году в селе Петровка за чертой Бишкека возникли столкновения после того, как пошли слухи о том, что этнический курд изнасиловал девочку.
«Мы боимся. Люди говорят, что толпа собирается снова и что они хотят придти ночью», - сказал Дурсунов. «Мы готовы уехать в Турцию. Здесь мы не живем, а просто существуем. В Турции наша внешность не будет бросаться в глаза, никто не будет смотреть на нас с подозрением».
Все сообщество турков-месхетинцев очень взволновано. Этнические русские в Маевке сказали «EurasiaNet», что они собираются уезжать или, по крайней мере, отправляют своих детей в Бишкек в целях безопасности, тогда как сами остаются, чтобы защищать свои дома.
«Мы слышали, что в другой стороне деревни они убили одного русского парня», - сказала 30-летняя Ирина Количкина. «Сейчас, накормив скот, мы уезжаем. Мы загрузили в автомобиль вещи и все необходимое. Мы направляемся к своему другу в Бишкек, но не знаем, сколько мы там пробудем. Мой муж будет приезжать и кормить животных». Как рассказал один этнический русский, на него напала толпа. «Примерно 20 или 30 человек перепрыгнули через мой забор, и я сразу же понял, что меня собираются избить. Они побежали ко мне, рядом со мной был коллега-кыргыз. Они его не тронули», - сказал житель Маевки 60-летний Николай Аникеев. Он поблагодарил кыргызских женщин за его спасение, однако его мнение о Кыргызстане и кыргызах навсегда изменилось.
«Я думаю, что вскоре из Кыргызстана уедет много русских. Если русские не глупые, они уедут в Россию. Я планировал остаться здесь до конца жизни, но если бы у меня появился шанс, я бы тоже уехал в Россию», - сказал он. «Я не думаю, что здесь проблема заключается в земле, поскольку если сегодня они получат землю, завтра они захотят отобрать наши дома».
Дурсунов предупреждает о еще большем хаосе. «Они разграбили город и деревни, однако правительство все еще молчит. Не знаю, чего они ждут. Они хотят еще смертей?»
Отсутствие центральной власти способствует хаосу, говорит профессор социологии Американского университета Центральной Азии в Бишкеке Гульнара Ибраева. «Именно из-за отсутствия государственной власти появляются все соперничающие альтернативные власти, как криминал и другие группы», - сказала она. Она призвала к введению военного положения до тех пор, пока временное правительство не объединит власть. Повторив широко распространенное мнение, Ибраева сказала: «Я уверена, что кто-то организовал эту толпу. Они были хорошо организованы. Кто-то заплатил деньги за это».
Некоторые этнические кыргызы завидуют другим этническим группам, имеющим земли неподалеку от столицы. «Они говорят: «Я - кыргыз - не имею права на земельный участок неподалеку от Бишкека. Почему другой человек, приехавший неизвестно откуда, имеет эту землю? Это – моя родина». Такая логика очень распространена», - объясняет Ибраева.
Когда Дурсунов начал просить о милосердии, они сказали ему, что «им приказали это сделать. Не знаю, правда это или нет, но самое главное теперь, что у меня нет ничего», - сказал он. «Мы теперь как бездомные».
Председатель Коалиции за демократию и гражданское общество Динара Ошуракунова говорит, что напряженность усиливается также из-за бедности. «Сейчас в Бишкеке проживает огромное количество безработных людей ввиду внутренней миграции из других регионов Кыргызстана», - сказала она. «Многие присвоили земли в 2005 году, и тогда правительство позволило им сделать это. Теперь люди хотят снова воспользоваться ситуацией и захватить земли». Подобные захваты земель не происходят спонтанно, они «организованы и направлены на уже заселенные деревни», - добавил она. «Сегодня милиция деморализована. Правительство сегодня не сплоченное, у лидеров нет четких мер».
Помимо консолидации власти, государство должно быть готово противостоять опасным слухам, способствующим этнической напряженности, говорит Ибраева из Американского университета. «Слухи – это очень влиятельная сила. Если кто-то и из правительства не займется этими слухами, они могут стать правдой. Если народ воспримет эту ситуацию как подлинную, она будет иметь реальные последствия».
|