Газета
«Наш
Мир» Волна публикаций в западной прессе по поводу вопиющих фактов развращения детей католическими священниками, имевших место фактически по всему католическому миру, добралась и до самого Папы Римского. Американская «Нью-Йорк Таймс» недавно заявила, что в распоряжении редакции есть документы, из которых следует, что в 1990-е годы тогда еще кардинал Йозеф Ратцингер закрыл глаза на известные ему факты совращения малолетних в США.
Правда, спустя несколько дней официальная газета Ватикана «Оссерваторе Романо» опубликовала редакционную статью и с гневом назвала данную информацию «недостойной попыткой очернить Папу». Несмотря на это, некоторый осадок остался. Не столько по поводу понтифика, сколько по поводу самой проблемы священников-педофилов, поднятой во всей мировой прессе.
Так вот, по сообщениям СМИ, только за минувшее десятилетие количество деятелей католической церкви, связанных с этими постыдными и в миру подсудными фактами, достигло трех тысяч человек. В последние недели обвинения священников в изнасилованиях растут как снежный ком. После скандала в США о преступлениях служителей церкви заявили в Ирландии, Нидерландах, Австрии и Швейцарии.
Тем не менее фактически никто из них не только не был осужден, но даже не был изгнан из лона церкви. В худшем для священников случае они переводились, так сказать, на другую церковную работу, не связанную с воспитанием малолетних.
Характерно, что, по опросам американского Гэллапа, на начало апреля поддержка Папы Римского среди американских католиков упала с 81 до 61%, аналогичные опросы в Германии показывают, что только каждый третий немец склонен доверять в этом конфликте католической церкви. И именно в том, что церковники пытаются мягко бороться со злом, при этом не вынося сор из избы, по сути, и обвиняют сегодня Ватикан.
В печати упоминается скандал, возникший в 2001 году вокруг тайного эдикта, разосланного кардиналом Ратцингером, в то время возглавлявшим ватиканскую Конгрегацию доктрины веры, специальный орган, одна из функций которого – блюсти мораль в католическом мире. Согласно этому эдикту, разосланному во все епархии, руководству приходов под страхом отлучения от церкви настоятельно рекомендовалось не докладывать о непристойном поведении священников в полицию, уведомляя лишь Ватикан.
Правда, сторонники Папы объясняют появление данного документа иначе – мол, он обязывал епархии сообщать обо всех преступлениях в Рим, чего ранее никогда не делалось.
Сам Бенедикт ХVI обвинения в свой адрес никак не комментирует, но он вынужден был признать существующую проблему и написать 20 марта открытое письмо, в котором принес извинения жертвам сексуального насилия в Ирландии, где случаи совращения малолетних священниками-педофилами приобрели наиболее массовый характер.
Однако письмо вызвало в обществе неоднозначную реакцию. Некоторые западные комментаторы отметили, что в нем нет никаких радикальных предложений по противодействию сексуальным преступлениям. Понтифик не стал призывать оказавшихся в центре скандала священников уйти на покой и не поставил под сомнение основную, по мнению многих специалистов, да и некоторых священнослужителей, причину этих постыдных фактов – существование в католической церкви целибата (обета безбрачия). Впрочем, последнее как раз неудивительно: официальный Ватикан принципиально отрицает всякую связь между воздержанием от половой жизни и сексуальными отклонениями. Правда, как утверждают злые языки, причина категорического отказа святого престола даже обсуждать вопрос отмены обета безбрачия заключается не только в богословском осмыслении священнического служения, но и состоит в более меркантильных интересах – у католических священников нет наследников, а значит, их имущество после смерти переходит не женам и детям, а непосредственно церкви.
Стремление привлечь Ватикан к ответственности за правонарушения католических священнослужителей – явление не новое. Но, похоже, нынешний скандал, связанный с тем, что существовало в практике Римской католической церкви многие десятилетия, а возможно, и века, не случаен.
Западные аналитики считают, что это проявление борьбы элит в католической церкви. Папа Бенедикт XVI, несмотря на то что внешне производит впечатление замкнутого теоретика, на самом деле проводит тихую, но заметную реформу. И прежде всего – кадровую, которая нравится далеко не всем даже в его окружении, а также некоторым влиятельным силам в церковных кругах Латинской Америки и США.
Впрочем, как бы то ни было, вся эта неприглядная история не только наносит прямой удар по престижу Папы Римского, но и сильно бьет по авторитету всей католической церкви.
|