Газета "Наш Мир" br>
Газета «Наш
Мир»
Я
– политолог, и оттого сегодня я хотел бы поговорить с вами об Исламе,
как о политической идеологии и политической технологии. Я хотел бы
предложить вам не богословский диспут, не богословское наставление, а
попытку политического анализа — что такое Ислам с политической точки
зрения.
Я, как политолог, смотрю на Ислам как на политическую идеологию. Из
других политических идеологий вам известны либерализм, социализм,
национализм и многие другие. Под знаменами этих идеологий поднимали
революции, реализовывали масштабные политические проекты, создавали
государства.
В сегодняшнем мире политический тон задает идеология западного
либерализма, провозглашающего строительство свободного общества,
свободной экономики, ответственности власти перед народом, приоритета
индивидуальных прав. Но все эти идеологии, как показывает история,
приходят и уходят. Однажды возникнув, достигнув своего расцвета, они
неизменно уходят с политической арены. Век их недолог. Максимум 200-300
лет.
Почему? Потому что общество не стоит на месте. На смену одним формациям
приходят другие: рабовладение сменяется феодализмом, феодализм —
капитализмом, капитализм порождает целый ряд политических идеологий —
марксизм, фашизм, коммунизм, социализм, либерализм, национализм. Но все
они рано или поздно уходят, как морская пена. Как видите, нет ничего
вечного под Луной.
Политическое Единобожие
Но есть одна идеология, которая древнее всех иных политических идеологий
вместе взятых. Ее история равна по своей продолжительности всей истории
человечества. Это – идеология Единобожия. Идеология Единобожия, которая
по-разному называется на разных языках, на арабском языке более всего
известна под названием «Ислам», хотя, может называться иначе.
Почему я рассматриваю идеологию Единобожия как политическую? Потому что
эта идеология указывает людям, как выстраивать отношения между собой,
отношение людей к власть имущим, отношение власти к населению,
правителей и стран между собой. А все, что выстраивает и регулирует
общественно-политические отношения, имеет отношение к сфере политики.
Таким образом, Ислам, религия Единобожия, изначально является
политической идеологией.
И этого ни в коем случае не нужно бояться! На нас мусульман, навешано
огромное количество ярлыков, порождено огромное количество штампов. Что
Ислам и политика несовместимы, что любой, кто пытается совместить веру и
политику, кто пытается привнести ценности Ислама в политику, или
политические технологии в Ислам, является экстремистом, радикалом,
фанатиком и т. д. Давайте разбираться.
Естество – не экстремизм
Но поймите - нельзя быть экстремистом, исповедуя свою религию, исповедуя
Истину. Нельзя быть экстремистом, живя своей естественной жизнью.
Поскольку, жить по вере – это естественное состояние человека. Я дышу
каждый день, каждую минуту, но никто не может обвинить меня в том, что я
экстремист, или фанатик дыхания. Потому что, дышать – это естественно.
Я создал семью и живу своей семьей. Но значит ли это, что я семейный
экстремист? Конечно, нет! Поскольку, создавать семью и посвящать себя
детям – это естественное состояние человека.
Хотя крайние сторонники либеральной вседозволенности могут вполне
обоснованно предъявить мне: «Ты экстремист! Ты не видишь иных услад в
этом мире, кроме своей семьи. Ты зомбированный… У тебя стеклянный взгляд
при виде своих детей… Ты больше никого не видишь, кроме них». Но это
естественная природа человека – создать семью и воспитывать детей.
Таким образом, все, что естественно, уже никак не может быть
экстремизмом. А человеку по его естественной природе присуще верить в
Бога, выстраивать свои отношения с Богом, выстраивать отношения с
соседями на основе веры в Бога, следовать божественным призывам о том,
как жить в этом мире. И это желание мусульман управлять своим обществом,
согласно ценностям Ислама, никогда ни при каких условиях не может
именоваться экстремизмом.
Политические лидеры Ислама
Поэтому эта идеология появилась с возникновением человечества, с
сотворением Всевышним первого человека – Адама (мир ему) и его супруги.
Поскольку религией первого человека было именно чистое Единобожие. С
возникновением человечества и дарованием ему божественной политической
идеологии, ему были дарованы идеологические и политические лидеры в лице
пророков, посланников (мир им) и их наследников – ученых и
проповедников.
В чем была основная миссия пророков и посланников (мир им)? Они первым
же делом призывали свои народы к Единобожию, а потом начинали
выстраивать социальные отношения. То есть они начинали строить джамаат –
общину на основе принципов идеологии Единобожия.
Если вы считаете, что формированием джамаата единобожников, общины
последователей религии Единобожия был занят только Пророк Мухаммад (мир
ему), то вы заблуждаетесь. Это была миссия каждого пророка – Нуха,
Ибрахима, Мусы, Исы (мир им всем).
Джамааты Исы (мир ему)
Я вам советую почитать историю раннего Христианства. Хотя бы очень
захватывающую художественную книгу польского автора Генрика Сенкевича
«Quo vadis?», по-польски «Камо грядеши?», что переводится на русский
«Куда идешь?»
Это история джамаата первых единобожников Рима, последователей пророка
Исы (мир ему). Книга повествует о том, как уверовавшие в Единобожие
проповедовали, прятались в пещерах, тайно молились… Их преследовали,
обвиняли в том, что они подрывают устои римского государства, обвиняли в
том, что они являются врагами кесаря, обвиняли в том, что они состоят в
какой-то тайной секте, что они вербуют своих сторонников, что они -
экстремисты и фанатики, в конце концов.
Книга подробно и детально рассказывает о том, как преследовали этих
верующих, как их уничтожали, вешали на крестах, сжигали, травили львами
на аренах Колизея. Но самое главное, в этой книге не менее подробно
рассказывается о том, как первые последователи пророка Исы (мир ему)
строили свой джамаат, свою религиозно-политическую общину.
То есть религия, которую сегодня именуют Христианством, началась с
призыва к Единобожию и продолжилась строительством общины. И вот когда
верующий человек от призыва уже переходит к строительству общины,
строительству общественных отношений — это уже политика. Почему? Появление политики
Потому что уже появляется лидер, на которого люди ориентируются.
Появляется круг его последователей, которые на него смотрят, следуют
заповедям Всевышнего, уже выстраивается какая-то модель общества и
политических отношений. И это было всегда и будет всегда вплоть до
Судного Дня, вплоть до конца этого мира, потому что Всевышний предписал
этой религии быть идеологией обустройства человеческой жизни, идеологией
и практикой.
Несмотря на то, что исламская идеология, ее социальные, политические,
экономические аспекты сегодня не очень-то приветствуются правящими
режимами, это еще ничего не значит. Поскольку эта идеология не погибнет
вплоть до конца времен, чтобы с ней делали, как бы ее ни душили, ни
травили. Она сохранится, потому что Аллах Всевышний обещал сохранить ее
вплоть до Судного Дня.
Поэтому как бы того ни жаждали враги, недоброжелатели, сильные мира
сего, хозяева этого мира, которые рулят сегодня всеми процессами в мире,
эта идеология всегда будет жить. И всегда будет или в оппозиции к
радикальным, тоталитарным идеологиям, или она будет прорываться в лидеры
и обустраивать этот мир согласно собственным принципам.
Так уже было
Случалось ли подобное в истории человечества, когда последователи
идеологии Единобожия становились лидерами и обустраивали общество
согласно божественным принципам? Конечно. История знает, и Коран
сохранил нам примеры того, как пророки Дауд, Сулайман, Муса (мир им) в
своих общинах выстраивали общественные и политические отношения,
согласно заповедям Всевышнего. Но это были локальные политические
модели, локальные политические общины.
В мировом же масштабе впервые это произошло, когда призыв к Единобожию
охватил целые континенты от Испании до Индонезии. Первая глобальная
политическая модель Единобожия – это модель уммы Пророка Мухаммада (мир
ему). Эта община возникла, окрепла в конкурентной борьбе с враждебными
идеологиями и системами. Эта община достигла своего расцвета,
реализовала свой потенциал, а затем подошла к своему закату, к своему
упадку.
Значит ли это, что идеология Единобожия потерпела крах и никогда больше
не возродится? Из политологии, социологии мы знаем, что
общественно-политические, экономические процессы — циклические. За
взлетом идет падение, но за падением снова идет следующий взлет. Аллах
говорит в Коране: «Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение.
Посему, как только освободишься, будь деятелен и устремись к своему
Господу» (94:5-8).
На пороге нового мира
Эту общественную закономерность описали уже многие ученые. Причем
впервые это сделали не западные ученые, а именно исламские. Первым
человеком, который открыл и описал этот общественный закон, был не Огюст
Конт, не Макс Вебер, не Эмиль Дюркгейм, не Карл Маркс. Этим человеком
был мусульманин, величайший ученый по имени Ибн Хальдун, который,
фактически, является отцом-основателем социологии и политологии.
Эта закономерность означает, что если человеческое общество и
цивилизации развиваются циклически, то первый свой цикл исламская община
прошла. Она появилась, достигла своего расцвета, а затем пришла к
своему упадку. Но это же означает, что мы стоим на пороге начала нового
цикла взлета уммы. Это значит, что впереди как минимум 500-600 лет
восхождения Ислама.
Это уже происходит сегодня на наших глазах. Это происходит в муках,
где-то тяжело, где-то с кровью, где-то через конфликты. Но как некогда
сказал один из крупнейших сирийских ученых Ахмад Куфтару, «сегодняшние
конфликты по всему исламскому миру — это родовые муки возрождающейся
исламской цивилизации».
|