Газета
«Наш
Мир» Тридцать пять лет назад, в эту пятницу, бесславно завершилась последняя глава в американской порции Вьетнамской войны — даже несмотря на то, что американские вооружённые силы в значительной степени были выведены в конце 1971 года, все оставшиеся войска поддержки, лётные экипажи и военнопленные были дома в начале 1973 года.
В отличие от 7 декабря 1941 года (нападение Японии на Перл-Харбор — прим. пер.), или 6 июня 1944 года (высадка союзников в Нормандии — прим. пер.), или 15 августа 1945 (День победы над Японией), или любого другого знаменательного дня Второй мировой войны, 30 апреля 1975 года никогда не будут вспоминать в позитивном ключе ни те, кто достаточно стар, чтобы помнить его, ни те, кто слишком молод и чьё понимание было сформировано современными средствами массовой информации.
Для более чем трёх миллионов американских военнослужащих, которые честно служили в Юго-Восточной Азии в период между 1964 и 1973 годами, не было ни бурных парадов по возвращении на родину, ни победных торжеств на Таймс-сквер или какой-нибудь городской площади — ничего. Что касается остальных 200 миллионов американцев, живших в то время, но не побывавших во Вьетнаме, война была в основном чужой, неприятной и причиняющей неудобства. Если американцы могут вспомнить этот день в 1975 году — если они могут вспомнить его вообще, — они могут вызвать в памяти заполненные напряжённостью образы событий в посольстве США в Сайгоне, морских пехотинцев, пытающихся навести порядок среди хаоса, толп вьетнамцев, требующих предоставить им место на борту уже переполненного вертолёта, надеясь сбежать перед вторжением коммунистов — некоторые из этих вертолётов позже опрокинулись в воздухе, не достигнув кораблей ВМФ США, — все те пригодные к плаванью древние каботажные грузовые суда, забитые до планшира* несчастными беженцами, направляющиеся вслед за американской армадой. Вот таким негативным, как это всем казалось, таким плохим, столь напоминающим многим американцам страшный сон днём, вьетнамский «опыт» подошёл к концу. Пора двигаться дальше.
Для оставленных позади 17 миллионов граждан Республики Вьетнам, которая перестала существовать в тот момент, когда Седьмой флот ВМС США скрылся за восточным краем горизонта, воспоминания об этом дне сильно отличаются. Хотя 30 апреля 1975 года действительно ознаменовало завершение американского присутствия, всё, что изменилось для наших брошенных бывших союзников, — это методы борьбы и степень сложности. Там больше не будет продвижения. Новые коммунистические правители будут навязывать различные виды мира. Это будет мир с возмездием, мир с порабощением, мир без прощения и мир с максимумом боли.
Американские инвестиции во Вьетнам были значительными. Помимо десятков миллиардов долларов, потраченных на ведение военных действий, 58 000 мужчин заплатили наивысшую цену. В несколько раз больше этого количества были ранены, и каждый человек, который пережил борьбу, был навсегда отмечен этим опытом.
Хотя американцы щедро потратили и инвестировали огромное количество крови, пота и денег в защиту свободы во всём мире, всё ещё есть это солипсистское** ощущение, даже сегодня — возможно, особенно сегодня, — что свобода в некотором роде является американской концепцией, и не каждый готов пользоваться её благами. Недооценивается тот факт, что высокий процент людей, которые живут под тоталитарным правлением, если дать им удобный случай, будут рисковать всем, чтобы добиваться и получать свободы, которые большинство из нас так небрежно воспринимают, как само собой разумеющиеся.
Как Ричард Никсон отметил в речи, произнесённой через много времени после своей отставки: «Ни одно событие в истории США не было столь недооценённым, как война во Вьетнаме. Она неправильно освещалась тогда. Её неправильно вспоминают сейчас». Вероятно, наиболее неправильно освещённым и наиболее неправильно вспоминаемым является период войны после Тетского наступления*** 1968 года и трактовка в СМИ вьетнамских усилий борьбы в их собственных сражениях, в то время как продолжалось сокращение американских сил. Неправильно вспоминаются и освещаются факты, что наши вьетнамские союзники с помощью американских военно-воздушных сил в значительной степени одержали победу над северными захватчиками во время Пасхального наступления 1972 года. Вырванная из зубов победа, которую американские переговорщики уступили после упорных боёв ради приобретения пустых коммунистических обещаний, в то время, как Конгресс позже завернул гайки с финансированием для наших союзников, когда победа, или, по крайней мере, свобода от северного господства, могла бы быть их.
Южно-вьетнамцы заплатили особенно высокую цену за то, что были американскими болонками и лакеями, в чём они были обвинены многими средствами массовой информации, северными коммунистами и выступающими против войны американскими студентами колледжей. В войсках Республики Вьетнам более 220 000 человек были убиты в бою, и более миллиона были ранены. Гражданское население, конечно, заплатило ещё более высокую цену с более чем 1,5 миллионами убитых — самый высокий процент составили убитые коммунистами в ходе их финального вторжения в 1975 году. Число раненых и перемещённых гражданских лиц во много раз превышает количество погибших и не может быть точно оценено.
Там, где американские вложения крови и финансов во Вьетнам закончились 30 апреля 1975 года, для наших бывших союзников кошмар только начинался. Нет записей с подсчётами возмездия, которые стали бы достоянием общественности — хотя некоторые, возможно, и существуют, поскольку коммунисты, как известно, были привередливы с ведением отчётности, — но как только джинн свободы был жестоко загнан обратно в свою бутылку, воздаяние началось немедленно и всерьёз. Сотни и сотни тысяч вьетнамских граждан из миллионов уже перемещённых лиц, прежде чем у них появилась возможность побега, были заключены в сталинистских лагерях перевоспитания, где многие умерли ужасно болезненной, медленной, одинокой смертью. Те, кому удалось выжить, будут нести эти шрамы до самой могилы.
В 2000-летней культуре, ориентированной на деревню и почитание предков, невозможно количественно изменить или преувеличить боль северного завоевания. Начался второй крупнейший массовый исход вьетнамских граждан в рамках одного поколения. (В 1954 году, с расчленением Вьетнама на Север и Юг, более миллиона северян — около 6 процентов всего населения — двинулись на юг, чтобы уйти от коммунистов. Лишь немногие из самых закоренелых коммунистов переехали с Юга на Север). По приблизительным оценкам, между 1975 и 1990 годами более 3 млн. из оставшихся 17 миллионов южновьетнамцев — больше, чем каждый шестой гражданин — стали «лодочниками»**** в этом втором переселении. Из тех, кто рисковал в открытом море практически на всём, что могло плавать, стремясь получить свою свободу, как считается, погибло около 25 процентов. Среди тех, кто добрался до дружественных берегов, случаи изнасилований, убийств, грабежей и даже каннибализма совершались вездесущими пиратами настолько часто, что могли считаться едва ли не нормой.
Со всей болью и страданиями, вызванными войной во Вьетнаме, важно сосредоточить внимание на выгодах и пользе, которые там были. Усилия американцев и свободных вьетнамцев во Вьетнаме, хотя и провалившиеся в результате, выиграли время для остальных стран Азии, чтобы они могли вырасти без коммунистической угрозы. Костяшки домино были сохранены в вертикальном положении. Ли Куан Ю, основатель и премьер-министр Сингапура, был, возможно, наиболее резок в своих замечаниях по поводу окончания Вьетнамской войны: «Это американцы были теми, кто остановил китайских и вьетнамских коммунистов от распространения восстаний на Камбоджу и Таиланд... Вследствие того, что американцы были непоколебимы в борьбе против коммунистов и готовы противостоять им, Неру, Насер и Сукарно могли позволить себе быть неприсоединившимися».
Энергичные свободно-рыночные экономики по всей Азии сегодня, в частности, обязаны своими успехами Америке и инвестициям крови свободных вьетнамцев, которые были раздавлены, но которые, в противном случае, тогда могли иметь там неодолимый коммунистический джаггернаут*****. Инвесторы во всём мире, которые в настоящее время не задумываясь выгодно инвестируют миллиарды в развивающиеся рынки, могут задуматься, как могло бы выглядеть лицо Азии, если бы американцы не проявили силу в 1960-х годах, встав рядом с людьми, которые действительно надеялись жить вне коммунистического владычества.
Для вьетнамцев, проживающих в свободных странах и много заплативших за свою свободу, не существует способа, чтобы стереть ту боль, которую они перенесли. Хотя она никогда не будет прощена или забыта, небольшая положительная эмоция вложена в жалость к себе или жертвенность. Для сообщества американских вьетнамцев успех — это лучшая месть. Непредумышленное последствие вьетнамских потерь и их окончательная миграция стала приобретением ими новой страны. В Калифорнии, где проживает много вьетнамского населения, можно посетить любой из нескольких университетских кампусов и найти молодых вьетнамских мужчин и женщин, представленных во всех профессиональных школах и программах. Говорят, что два миллиона вьетнамцев в США имеют совокупный доход больше, чем тот, что производится по всём вьетнамском государстве.
На предстоящей 35-летней годовщине нашего окончания участия в этой войне мы должны оказать честь нашим погибшим — американским и южновьетнамским — и оставшимся среди нас — тем, кто служил благородно. Мы должны помнить, что свобода имеет огромную цену, которую почти всегда несут неравномерно и отмечают все, кто был согласен с нашими усилиями по продвижению их общего дела.
Подлинную историю, окончательную историю, историю войны во Вьетнаме без неверного вспоминания или неправильного освещения большинству ещё предстоит выяснить. Это победа, которая могла бы быть достигнута — урок, требующий дальнейшего и постоянного изучения. Слева мы услышали: «Больше нет Вьетнама». Справа мы должны отплатить той же монетой: «Больше нет Вьетнама».
Примечания переводчика:
* Деревянный брус или стальная продольная полка вдоль верхней кромки борта судна для придания жёсткости и прочности и для укрепления такелажа.
** Солипсизм — разновидность идеализма, крайний субъективизм и индивидуализм, признающий единственной реальностью личность познающего человека и рассматривающий всю объективную действительность лишь как продукт индивидуального представления, восприятия.
*** Тетское наступление — первое широкомасштабное наступление коммунистических сил во Вьетнамской войне, произошедшее в канун вьетнамского нового года (тет), 30-31 января 1968 года. Данное событие принято считать переломным моментом войны, после которого общественное мнение в США утратило веру в возможность победы во Вьетнаме.
**** Так сначала в средствах массовой информации, а потом повсеместно называли беженцев, приплывавших в страны Юго-Восточной Азии из Вьетнама, а затем беглецов с Кубы в США.
***** Искажённое имя Джаганнатх, одно из имён Кришны, восьмого воплощения бога Вишну, а также одна из его статуй, по преданию, содержащая кости Кришны и обладающая душой — в Индии её во время соответствующего праздника возили на огромной колеснице; у истово верующих был обычай кидаться под её колёса, чтобы расстаться с жизнью. В европейских языках используется для обозначения неумолимо надвигающейся грозной, неотвратимой силы.
|