Газета "Наш Мир" br> Газета
«Наш
Мир» Западные союзники, планируя интервенцию в Афганистан, основным
маршрутом военного обеспечения выбрали Хайберский (Khyberpass) перевал в
Пакистане. Около 75% грузов, необходимых для ведения военных действий,
сначала морским путём поступало в порт Карачи, а оттуда они уже
перевозились в Кабул сухопутным путём протяжённостью в 2000 км. Сегодня
извилистый Хайберский перевал – это самая удобная дорога, соединяющая
Пакистан с Афганистаном.
В то же время, хотя Пакистан
является союзником Запада в борьбе против Талибана, он слабо
контролирует приграничные с Афганистаном районы. Из-за частых диверсий
талибов военный транзит США и НАТО осуществлялся нерегулярно, а после
взрыва моста в районе Хайберского перевала в феврале 2009 г. он
прекратился на такой длительный период, что под угрозой оказалась
боеспособность западных военных подразделений. Правда существуют и
другие сухопутные пути транзита, но они ещё более опасны из-за
участившихся вылазок боевиков движения Талибан.
Конечно, в
крайнем случае союзники могли бы доставлять грузы на место по воздуху,
однако для ведения регулярных военных действий такой способ доставки
неэффективен. Исключив вариант военных перевозок воздушным путём,
единственной дорогой в Афганистан остаётся маршрут, пролегающий через
Центральную Азию (ЦА) и Россию, так как на западе Афганистан граничит с
враждебным по отношению к Западу Ираном, а транспортные возможности
Пакистаном уже практически исчерпаны. Поэтому дипломатическая активность
Запада в геостратегическом центрально-азиатском направлении, начиная с
2008 года, существенно усилилась.
В Центральной Азии с
Афганистаном граничат Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан. Из них,
наилучшими транспортными возможностями обладает Узбекистан: там
достаточно развита сеть железных дорог и аэропортов, а в вдобавок ко
всему в Термезе, у самой границы с Афганистаном, располагается немецкая
военная база. До 2005 г. своя база в Узбекистане была и у США, однако
американцам, остро критиковавшим правительство Узбекистана в связи с его
действиями, связанными с ущемлением прав человека, было приказано её
закрыть. Таким образом, одной из основных дипломатических задач для США в
поиске новых путей в Афганистан является нормализация отношений с
Узбекистаном.
В середине 2007 г. Д. Пурнелла (J. Purnell) на
посту посла США в Узбекистане сменил опытный дипломат Р. Норланд (R.
Norland). До переезда в Ташкент он работал в посольстве США в Кабуле, а
ещё раньше был представителем американской армии в афганском городе
Мазари-Шарифе.
Новому послу удалось наладить отношения. С начала
2008 г. в Узбекистане побывали многие высокопоставленные представители
американского военного руководства и Госдепартамента, а 5 мая 2009 г.
Узбекистан согласился открыть свою территорию и воздушное пространство
для транзита США и НАТО в Афганистан (правда это решение касается только
невоенных грузов).
Но договориться только с Узбекистаном
недостаточно. Дорога в Узбекистан лежит через Казахстан, Россию и
Украину. После развала Советского Союза в этом регионе возобновилась с
середины XVIII в. продолжающаяся геополитическая игра: любая победа
Запада в ЦА означает снижение там роли России, и наоборот. На протяжении
веков государства региона (Бухарское, Ташкентское, Кокандское и Хивское
ханства) учились балансировать влияние великих держав. Поэтому сегодня
Запад, пытаясь наладить свой транзит в Афганистан, вынужден искать такие
дипломатические решения, которые бы удовлетворяли страны ЦА и в то же
время не раздражали Россию. К счастью, в формировании в Афганистане
стабильного светского государства заинтересованы все стороны, начиная с
государств ЦА и Запада, и заканчивая Россией и Китаем. Поэтому за
относительно короткий промежуток времени с Россией и Украиной были
подписаны договора, разрешающие транзит натовских грузов по их
территории, а в конце января 2010 г. соответствующий договор подписал и
Казахстан.
Конечно, сегодня войну в Афганистане ведёт Запад, а не
Россия. Поэтому она не упустила возможность воспользоваться вопросом
транзита в качестве рычага на дипломатическом фронте, и стремится к
тому, чтобы влияние Запада в странах ЦА не усиливалось. В частности
Россия преследует цель закрытия Киргизией военной базы США в столичном
аэропорту Манас, которая очень важна для обеспечения военных действий в
Афганистане (и ей это почти удалось). Тем не менее геополитический
реализм и понимание того, что Афганистан находиться к России ближе, чем
любая западная страна, способствовали тому, что просторы Евразии в конце
концов открылись для западного военного транзита.
|