Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
«...Я мечтаю, чтобы вы, молодое подрастающее поколение, в
будущем оправдали надежды родителей, своей Родины, своего народа, выросли
образованными и знающими, здоровыми и способными в перспективе повести вперед
Казахстан к новым рубежам».
Нурсултан Назарбаев.
Прямой эфир с народом. 2009 год.
В 1938 году на своем
седьмом десятке английский писатель Сомерсет Моэм написал свое знаменитое
«Подводя итоги». Через двадцать лет в возрасте 84 года он поразил мир «Точкой
зрения». Все поняли, что «подводить итоги» в семьдесят лет великому Мастеру
было рано.
Возраст человека не
естьпредел его возможностей, истинные
возможности Личности определяются исключительно его Миссией, а Миссия
производна от Провидения.
Я задался простым вопросом: в чем же историческая миссия
пассионариев? Прометей добывает людям огонь, человек готовит на нем сам, Моисей
сорок лет водит евреев по пустыне, чтобы стереть в их памяти рабское сознание,
Тэмуджин дал кочевникам мечту о «последнем море», и монголы добрались к нему,
хотя уже без хана, Отцы-основатели США провозгласили Декларацию независимости и
Конституцию, руководствуясь которыми потомки устанавливают «справедливость в
мире».
Замечаю, что Герои, Пророки, Цари появляются в такое время,
когда необходимо решительно порвать со старым, чтобы перейти в новое, при этом
переход должен быть направляемым, причем направляемым по провиденциальному
вектору.
Можно возражать о роли личности в этом процессе.
Проблема роли личности в истории является достаточно
раскрытой, даже диалектический материализм, отводящий главенствующее место в
истории массам и «естественному ходу вещей», не мог не признавать в ней фактора
отдельных пассионариев, силой своей воли менявших ее вектор.
Современный Казахстан уникальное историческое явление,
имеющее богатую традицию, но в то же время мы, парадоксальным образом,
существуем в такой политической реальности, которая не связанна с исторической
традицией! Речь идет о чем - между нашей современной политической системой и
ближайщим прошлым, советскимполитическим режимом, да и с предшествовавшей колониальной эпохой,
преемственности нет. Это удивительный факт, но он остается фактом. Как правило,
у всех других наций существует некая «физическая» преемственность между
политическими традициями. У нас такой связи нет. Наши органы политической
власти не являются историческими преемниками прошлых институтов. Парламент
Казахстана не есть эволюционировавший Верховный Совет КазССР, а он в свою
очередь, не есть исторически трансформировавшийся орган кочевого народовластия
- совета биев и батыров.
У других народов, наций политические органы под давлением
исторических обстоятельств (реформы, революции, войны) из одного состояния
менялись в другое. В нашей новой истории существуют сплошные разрывы, нет
политической традиции, вот уже триста лет как политическая традиция местами
обрывается внезапно и появлюятся соверешенно новые институты. И только в момент
последнего разрыва мы перешли в качественно другую реальность самостоятельным
государством, не в составе протектората, не членом автономии, и не союзной
республикой!
Наша история показывает, что моменты такого исторического
разрыва заканчивались потерей независимости. Нам всегда приходилось платить
независимостью в период реальной угрозы исчезновения. В таких моментах
исторического безвременья фактор сильной Личности становится доминирующим, так
как только она в силу сознаваемой Миссии может определять вектор развития
общества, государства, нации.
Возможно этим объясняется наличие в нашей истории некой
пространственой эклектичности, невозможности применения каких-то системных
методов ее познания, потому что попадая в общую волну Истории
(статики-динамики), мы почему-то постоянно выбиваемся из ее ровного ряда,
выпадаем из «Проекта», и самым странным образом страдаем «цивилизационной
амнезией».
На самом деле это очень страшно. Потому что, мы то видим,
что «Проект» существует,мы не можем без
конца из него выпадать, в конце концов нам придется в нем оказаться.
Есть свидетели, и они на наших границах тяжело дышат, наши
соседи с историческими комплексами «не выполненной миссии»: разрушенная
«православная византия» на севере, поставленный в глобальное стойло языческий
«дракон» на востоке, лишенный надежды на будущее «халифат» на юге.
Казахи, физически
всегда находившиеся в орбите этих цивилизационных столкновений, в каждый важный
момент его витков, поразительным образом выходили на следующий уровень без
«психологического груза» предыдущего момента. При этом плата в виде огромных
человеческих жертв безпамятно теряется в прошедшем. Умираем в войнах с
джунгарами, в сопротивлении колонизаторам, внутреннем терроре, голоде,
репрессиях, в мировой войне, экологических катастрофах...и хоть бы что! Полная
амнезия!
Но так не может продолжаться бесконечно. Необходимо
восстанавливать память, вспомнить все!
Нам в очередной раз повезло. Двадцать лет назад в момент
катастрофического разрыва исторической материи, при развале СССР, во главе
страны, но еще не государства, оказался Нурсултан Назарбаев. Только
исключительный сплав характера и необъяснимое чувство ответственности за Миссию
могли сформировать такую Личность.
Сегодня, когда современный геополитический дискурс доступен
любому среднему выпускнику университета, не перестаешь удивляться смелости
Президента. Имея в своем зачете только опыт партийно-хозяйственный
деятельности, получить в возрасте 50-ти лет в управление страну с ядерным
арсеналом и богатыми запасами природных ресурсов и презентовать Казахстан Системе
Мирового порядка могла только Историческая Личность.
Последние события в братской Киргизии еще раз подтвердили
верность курса Лидера Нации. Высокая миссия по предотвращению гуманитарной
катастрофы, доверенная Казахстану, не только как на Председательствующему ОБСЕ,
но и как влиятельному региональному партнеру великих держав, есть признание ими
Назарбаева как влиятельного политика, а Казахстана как страны ответственной за
региональную безопасность.
Почему Казахстан? Ведь всем понятно, что с точки зрения
прямых интересов, в безопасности Киргизии больше заинтересованы Узбекистан и
Китай. Ответ кроется в другом. Вашингтон и Кремль прекрасно осознают комплекс
проблем не только Киргизии, но и региона в целом. Поэтому контроль над
ситуацией мог обеспечить только такой партнер, который гармонично балансировал
бы на интересах всех ведущих игроков.
Для киргизов Китай слишком экзотичен, а Каримов с
претензиями на влияние в Ферганской долине просто опасен. Перефразируя
иранского премьер-министра пятидесятых годов двадцатого столетия Кавама
ос-Салама можно утверждать, что сегодня для киргизов Казахстан это тот
дружественный сосед, у которого «можно попросить все и не дать ничего
взамен».И это понимают не только в
Бишкеке.
На фоне этих событий
нам сегодня следует кардинально переосмыслить свое место в современной истории,
придать вектор современной историографии абсолютно новое направление.
Наконец-то понять, что мы находимся в соверешенно новой исторической
действительности, которая не есть продолжение того, что было, а начало
совершенно новой реальности, где будет Одна нация с одним Лидером и под ОДНИМ
ТВОРЦОМ!