Газета "Наш Мир" br>Газета
«Наш
Мир»
Сразу оговорюсь: речь идет отнюдь не обо всех онлайн-играх, но лишь о
разнообразных бегалках-стрелялках, которые в последнее время буквально
заполонили пространство Рунета. «Убей монстра!» – призывают одни из них,
«Спаси цивилизацию!» – упрашивают другие, «Испытай необычайные
приключения!» – предлагают третьи. И все это совершенно бесплатно и
абсолютно доступно. Достаточно всего лишь наличия компьютера,
подключения к Интернету и желания играть – нажимаешь на кнопку,
загружаешь игру, и – вперед, на монстров!
Бесплатность,
разумеется, относительная. Даже самая бесплатная онлайн-игра – это
бизнес, в который кто-то вложил деньги и, конечно, хочет получить со
своего вложения дивиденды. Сейчас же речь о другом.
У
кольца нет конца
В основном все онлайн-игры подобного
типа отличаются от обычных компьютерных игр тем, что у них отсутствует
видимая глобальная цель. Любая компьютерная игра имеет «предысторию»:
злобная инопланетная цивилизация напала на Землю, и нужно освободить
родную планету; злой колдун собрал огромную армию плохишей, напал на
хороших, взял в плен множество людей, и нужно освободить пленников… и
так далее. В конце игры игрок получает вполне зримый результат:
пробившись через все препятствия и уничтожив множество монстров, он
наконец-то добирается до Самого Главного Врага, с уничтожением которого
игра заканчивается. Все. Finita. Полная победа добра над злом.
Онлайн-игры
не заканчиваются. Что не удивительно, ведь это бизнес. И чем дольше и
больше людей вовлечено в игру, тем большие дивиденды получают ее
владельцы. Для игроков отрицательный момент заключается в том, что все
бои, драки, убийства в виртуальном мире никуда не ведут (кроме повышения
игрового уровня). Не видно впереди Самого Главного Врага. Нет полной
победы. Добро никогда не торжествует над злом – всегда находится
очередное зло, более мощное, чем предыдущее.
Можно сказать, что
это – как в жизни. Да, ни одна война, особенно те, которые
декларировались как войны, которые положат конец любой агрессии в мире,
не была последней. Всегда появлялся новый враг, новая причина для войны.
Но игра – не жизнь, и у нее в идеале должны быть и определенные
воспитательные функции. А что откладывается в подсознании игрока,
который каждый день занят избиением разнообразных плохишей? Изо дня в
день… Только одно: зло неистребимо. От этой мысли буквально миллиметр до
другой: если зло неистребимо, то нет смысла с ним бороться, ведь победы
все равно не будет.
В чем сила, брат?
Кто
сильнее всех в онлайн-игре? Кто является наиболее успешным игроком?
Буквально иконой игрового мира – а в каждой игре есть свои иконы, свои
легендарные личности, свои игроки, которые служат примером всем
остальным.
В таких играх сильнее всех отнюдь не обладатели
интеллекта. Не вежливые, энциклопедически образованные «ботаники». А те,
кто смог добыть себе «крутой шмот»: броню, оружие, боевого
зверя-помощника. Причем, вся эта «круть» выдается отнюдь не за
доблестные усилия по спасению виртуального мира. За нее нужно платить.
Особо упорные игроки, не имеющие возможности вливать в игру реальные
деньги, осваивают игровые профессии. Те же, кому лень ловить
нарисованную рыбу, покупают нарисованную броню за вполне настоящие
купюры. И вот в наличии уже имеется очередная легендарная личность
очередного виртуального мира: весь по уши запакованный в лучшую
(нарисованную) броню и имеющий возможность вынести самого крутого
монстра игры, выйдя из боя без единой царапинки.
Мораль,
достающаяся детям, приобщающимся к такой онлайн-игре: мозги не нужны,
необходимо только иметь деньги, желательно – много денег, и тогда все
будет в шоколаде. Для того, чтобы тебе поставили памятник, совершенно не
нужно изобретать Периодическую систему или спасать детишек из горящего
дома. Нужно всего лишь заплатить.
Кто сильнее – тот и
прав
В основном все вопросы в игре решаются силовыми
методами. Монстр? С ним не договариваются, его убивают. Какой-то игрок
помешал собирать необходимые ресурсы? Если он слабее, то его проще
убить, чем тратить время на переговоры. Игра строится на противостоянии
двух цивилизаций? Никому и в голову не придет сесть за стол переговоров!
Убей иноземца, иноверца, того, у кого другой цвет кожи, и так далее.
И
чем выше игровой уровень игрока, чем более «крутая» у него броня, тем
легче ему убивать всех, кто мешает. Причем, помехи – это исключительно
по его мнению. Например, тот же сбор ресурсов для заработка игровых
денег. Естественно, существует конкуренция. Прямо как в жизни. Нужно
успеть схватить цветочек, рыбку, камушек, пока не схватил кто-то другой.
Многие игроки, уверившиеся в своей силе, поступают просто: убивают
всех, кто охотится за теми же ресурсами, ну а после устранения
конкурентов, спокойно собирают камушки-цветочки-рыбок.
Как в
жизни? Да ничего подобного! Вы попробуйте ввязаться в драку в жизни, к
примеру, на рынке из-за яблок. Тут же: синяки, милиция, уголовная
ответственность и прочие прелести, связанные с нарушением правопорядка. В
игре этого нет. А даже если вдруг любитель силовых методов наткнется на
игрока, способного дать отпор, так ведь виртуальные травмы не болят! А
если удача, так победителя приветствуют, он ведь оказался сильнее всех.
Что
откладывается в подсознании играющего? Убеждение в том, что своей цели
можно достигать любыми методами, причем, силовой путь предпочтительнее.
Кроме того, безнаказанность. Как уже было сказано – виртуальные синяки
не видны, с виртуальным сотрясением мозга не положат в больницу, а на
виртуальные переломы не накладывают гипс. Ну и, конечно, не придет
милиция, потрясая Уголовным Кодексом. В результате урок, получаемый
игроком, оказывается исключительно со знаком минус.
Опасности
и приключения
«Испытай необычайные приключения!»,
«Преодолей опасности!» – призывают почти все онлайн-игры плана «приходи и
убей». Но что это за приключения? Убийство нарисованного дракона?
Путешествие по нарисованным странам?
Отправьтесь в путешествие
автостопом по Европе, проедьте через Европу зимой на велосипеде (или
хотя бы по областным дорогам) – вот это будут приключения. А караулить
нарисованные торговые караваны в нарисованных пустынных песках – это,
простите, не приключения.
И о каких опасностях идет речь? Монстр
окажется сильнее? Нападет другой игрок и наставит синяков или переломает
руки и ноги? Так ведь не игроку, а нарисованному персонажу. А это – и
травмы, которые не болят, и кровь, которой не видно.
Но ощущение
безнаказанности крепнет. Ведь в нарисованном мире так легко преодолевать
препятствия (нарисованные!).
Если хочешь быть здоров…
Уже
выросло поколение «компьютерных детей». Практически все они бледные,
выглядят недокормленными, у них сутулость, сколиоз, проблемы со зрением.
Ничего удивительного, ведь большую часть своего времени они проводят
отнюдь не в реальном мире, где ветер и солнце, а в нарисованном. Где
солнце – нарисованное, снег – нарисованный. А вокруг – вполне реальное и
плохо проветриваемое помещение.
А попробуйте оторвать игрока от
полюбившейся игрушки. Попробуйте вытащить его в реальный мир. Да он
будет держаться за клавиатуру зубами, а в компьютерную мышь вцепится
так, что и с помощью монтировки не отнять. Чисто бультерьер.
К
тому же, у заядлых игроков в игре – множество друзей с разных концов
мира. Таких же игроков. У них – общие интересы, общие проблемы. Они
прекрасно общаются, и многим просто уже становится ненужным реальное
общение, все потребности в общении закрываются в виртуальном мире.
Но
жизнь в игре и жизнь с игрой – очень разные вещи.
Думайте
сами, решайте сами – иметь или не иметь
Взрослым,
пристрастившимся к онлайн-играм, гораздо проще. Они могут расставить
приоритеты, сказать себе в какой-то момент, что убийство нарисованного
дракона не стоит семейных проблем. Они могут отделить виртуальную
безнаказанность от реалий жизни. У них – определенного рода иммунитет
против всего того, что вкладывают в подсознание такие онлайн-игры.
Иммунитет, в основе которого лежит жизненный опыт. Правда, не всегда и
не у всех этот иммунитет срабатывает, но это уже другая история.
Детям
приходится тяжелее. У них нет жизненного опыта, они не сталкивались со
многими жизненными реалиями. У них не возникает семейных проблем из-за
пристрастия к онлайн-играм. Максимум – проблемы с учебой, но и тут не
всякий родитель способен увидеть взаимосвязь, а спишет неуспеваемость на
сложную школьную программу, в крайнем случае – на тупость собственного
ребенка.
Детям сложнее остановиться. И с каждым днем они все
больше втягиваются в виртуальный мир, обрастая там друзьями и знакомыми,
отворачиваясь от реальной жизни. Тем более, что в виртуальном мире так
просто стать лидером.
И весь негатив онлайн-игр выплескивается на
их неподготовленное сознание. И приживается там. Последствия уже
известны. Не одна и не две истории об убийствах и избиениях, совершенных
детьми, любителями различных онлайн-игр. Что не удивительно. Уже
неоднократно было сказано: травмы в игре не болят, а если даже и убили,
то легкое нажатие клавиши – и игрок воскрешен, готов к новым подвигам.
Когда смешиваются в сознании виртуал и реал, то со стиранием этой грани
стирается и многое другое. И виртуальная безнаказанность приводит к
беспределу в реальной жизни.
Так что родителям рекомендуется
внимательно наблюдать – а что именно увлекает ребенка, в какую игру он
играет, закрывшись в своей комнате наедине с компьютером. Желательно еще
и немного поиграть самому, чтобы точно знать – какие именно опасности
подстерегают неокрепшую психику и неразвитую мораль ребенка на
виртуальных дорогах.
И если выяснится, что данная игра является
для ребенка потенциально опасной, то нужно… Нет, не запретить. Запреты –
самый худший выход из положения. Запретный плод сладок. Но – предложить
альтернативу. Настоящие приключения. Хотя бы поход в лес с палатками –
дешево и сердито. Настоящую рыбалку – она куда увлекательнее ловли
нарисованной рыбы. Настоящих друзей.
|