Газета
«Наш
Мир» Время от времени японское правительство громко называет Южные Курилы «незаконно оккупированными территориями» и выступает со скандальными заявлениями. По сути, делается все, чтобы показать, что страну ничто не занимает так, как проблема принадлежности Южных Курил. Спекуляция на патриотических чувствах японцев обретает феерические формы – вплоть до трансляций запрещенных в стране милитаристских маршей 1930-1940-х годов. Между тем, о превышающей полувековой срок реальной оккупации Окинавы, имеющей куда более важное экономическое и геостратегическое значение, как бы никто не помнит.
Около 100 тысяч жителей японской префектуры Окинава выступили 25 апреля с требованиями к правительствам США и Японии отказаться от идеи переноса американской военной базы Футэма с одного места на другое на территории острова. Кроме того, митингующие выступили за вывод базы за пределы их страны.
В отличие от маршей и митингов с требованиям передать Японии Южные Курилы, где инициатива принадлежит властям и СМИ, протесты на Окинаве организует местное население. Жители острова требуют защитить национальную гордость страны и положить конец бесконечным унижениям со стороны американцев.
Разговоры о выводе американской военной базы с территории Японии ведутся уже давно. Но, как показывает практика, актуальны они бывают только в период предвыборной борьбы, а затем все затихает. Вот и нынешнее руководство пришло к власти с обещаниями закрыть базу американцев, но обещание это должно было быть реализовано еще в прошлом году и до сих пор осталось на уровне политической риторики.
Соединенные Штаты разместили базу на Окинаве в 1945 году, после того, как заняли остров в результате Второй мировой войны. Этот важный стратегический объект был, в частности, создан с целью контроля всех подходов к островному государству. Любопытно, что даже формально Окинава была возвращена под японскую юрисдикцию только в 1972 году (к тому времени официальный Токио уже много лет вел кампанию по возврату «северных территорий»).
Сейчас на острове находятся более 30 американских военных объектов и 50 тысяч военнослужащих. Пребывание огромного иностранного воинского контингента создает постоянные проблемы для коренного населения. Самые вопиющие факты, получившие широкую огласку, связаны, например, с изнасилованиями японских девушек. Так, в 1995 году трое солдат США похитили, избили и изнасиловали 12-летнюю школьницу. Этот случай спровоцировал массовые акции протеста по всей стране. Японцы потребовали от американцев уйти. Но этого не произошло – пиетет Японии перед Америкой в очередной раз победил оскорбленное чувство национального достоинства. Двое военнослужащих были приговорены к 7 годам тюрьмы. В 2003 году они вышли на свободу. А 2 года назад – новое громкое преступление. 38-летний американский морпех надругался над 14-школьницей из Окинавы.
После этого чиновники высших рангов были вынуждены реагировать на возмущенные протесты местных жителей. Глава МИД сказал, что инцидент неминуемо окажет воздействие на положение военных баз США в стране. «С этим наконец-то надо покончить, – заявил тогда министр. Но тут же добавил, что случившееся не должно нанести ущерба военному союзу двух стран. И эта последняя фраза – ключевая для понимания того, что никакие бесчинства иностранных военных не заставят японские власти отказаться от своего статуса американского вассала. А население при этом может протестовать сколько душе угодно, ведь демократия же! В стране, где замалчивается причастность США к бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки, дабы не испортить отношения с американскими друзьями (до такой степени, что непросвещенная молодежь думает, что во всем виноват был Советский Союз), на частные эпизоды с японскими девочками закрыть глаза проще простого.
Только по состоянию на 1997 год, с 1972 года американские военнослужащие на Окинаве совершили 4700 преступлений, в том числе 12 убийств и 110 изнасилований (потом статистику просто закрыли). Можно вспомнить примеры из того же ряда – в свое время в прессе много писали об издевательствах солдат и офицеров США над содержащимися в заключении, в том числе на Гуантанамо, иракцами. Все это логично: армия, чувствующая свою безнаказанность на оккупированной территории, ищет все новых и новых сильных ощущений, от чего страдает местное население. Хотя, конечно, криминальная составляющая пребывания американцев на острове не является единственной проблемой жителей Окинавы.
Вот как прокомментировал для телеканала Russia Today сложности японско-американских отношений Брайан Бекер из антивоенной организации «За окончание войны и борьбу с расизмом»: «В 2006 году предыдущее японское правительство, потерявшее потом власть, подписало сделку с Пентагоном. Однако в ходе своей предвыборной кампании премьер-министр Хатояма пообещал, что перенесет базу, что он освободит жителей Окинавы от этой базы. Теперь на него давят США, но люди в Окинаве и по всей Японии готовы свергнуть свое правительство, потому что они считают, что оно отказывается от своего обещания. Любая страна, на территории которой находятся американские военные базы, где бы это ни было, живет под американским военным давлением. Япония не является по-настоящему суверенным государством, пока американские военные базы оккупируют Окинаву или любую другую территорию Японии».
При всем том японским лидерам удобнее «переводить стрелки» на Россию, ежегодно отмечая 7 февраля День северных территорий (так в Японии называют Южные Курилы). Время от времени японское правительство громко называет Южные Курилы «незаконно оккупированными территориями» и выступает со скандальными заявлениями. По сути, делается все, чтобы показать, что страну ничто не занимает так, как проблема принадлежности Южных Курил. Спекуляция на патриотических чувствах японцев обретает феерические формы – вплоть до трансляций запрещенных в стране милитаристских маршей 1930-1940-х годов. Между тем, о превышающей полувековой срок реальной оккупации Окинавы, имеющей куда более важное экономическое и геостратегическое значение, как бы никто не помнит.
Впрочем, для наблюдателей очевидно, что борьба за «северные территории» – это во многом спектакль, поставленный властями, в то время как подлинное народное недовольство простых японцев касается происходящего на Окинаве.
|