Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4611
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
История работорговли
Газета "Наш Мир"

Газета «Наш Мир»

Но за всю свою длинную историю десятки миллионов человек обратили в рабов и вывезли с их мест проживания, за счет работорговли поддерживали свою экономику десятки государств. Некоторые из них занимались работорговлей, другие использовали рабов. Предлагаем вашему вниманию историю развития работорговли.


Черный треугольник

Рабство существовало практически всегда. Однако трансатлантическая работорговля является в истории рабства явлением исключительным в своем роде, по причине своей продолжительности (400 лет), масштабов (в рабство были обращены приблизительно 17 млн. человек, не считая тех, кто умер в пути) и легитимизации.



Трансатлантическая работорговля представляла собой крупнейший в истории акт депортации, иногда ее называют первым примером глобализации. Продолжавшаяся с 16 по 19 века, работорговля охватывала несколько регионов и континентов: Африку, Северную и Южную Америку, Европу и заключалась в продаже и эксплуатации европейцами миллионов африканцев. В начале 18 века белыми торговцами из Африки ежегодно вывозилось примерно 36 тыс. рабов, в конце 18 века - около 80 тыс. С учетом высокой смертности рабов во время перевозки, считается, что в Новом Свете оказалось примерно 9.6-10.8 млн. чернокожих.


Атлантическая работорговля представляла собой гигантский треугольник.

Корабли, груженые товарами: такими, как ружья, спиртные напитки, ткани, инструменты, лошади, отправлялись из европейских портов к берегам Западной Африки, где товары обменивались на обращенных в рабство африканцев. Рабами становились либо захваченные в плен члены враждебных племен, либо жертвы процветающего местного бизнеса, построенного на поимке и продаже рабов (доход некоторых королевств Западной Африки - например, Бенина, Ойо и Дагомеи - на 80-90% обеспечивала работорговля). Во многих племенных государствах Африки (например, в Сенегамбии, в государствах Ашанти, Йоруба и пр.) до трети населения составляли рабы.

Нагруженные африканскими рабами, суда отправлялись затем через Атлантический океан в американские и европейские колонии в Карибском море и Южной Америке. Для того, чтобы вместить как можно больше рабов, на судах нередко демонтировались даже те элементарные удобства, которыми пользовались пассажиры третьего класса. По оценкам историков, из-за тесноты и антисанитарных условий во время этого плавания умирал каждый шестой из рабов. На кораблях, где происходили вспышки болезней или восстание, потери могли достигать 50%. Выжившие рабы продавались, после чего корабли возвращались в Европу с грузом товаров, произведенными рабским трудом, такими, как сахар, табак, хлопок, ром и кофе.

Трансатлантическая работорговля представляла собой разветвленную и крупномасштабную экономическую систему. Основные страны, вовлеченные в работорговлю - Испания, Португалия, Нидерланды, Великобритания и Франция - имели возможность получать значительную прибыль на каждом отрезке "треугольного" торгового пути, многие европейские города процветали, благодаря доходам от сельскохозяйственного производства, построенного и поддерживавшегося африканскими рабами. Необходимо отметить, что до этого африканских рабов активно вывозили арабские работорговцы, однако в 16 веке Европа опередила арабов по масштабам этой торговли. Тем не менее, подсчитано, что арабские государства за период с 650 по 1900 год вывезли из черной Африки около 11.6 млн. рабов.

Практика рабовладения нередко оправдывалась соображениями филантропического или религиозного характера и даже была кодифицирована по закону - в печально известном Черном Кодексе 1685 года (его подписал "король-солнце" Людовик 14-й). Этим французским законом определялись права и обязанности рабов и их хозяев в колониях в двух частях Американского континента и, в частности, утверждалось: "Мы объявляем рабов движимым имуществом". Черный Кодекс устанавливал жесткую дисциплинарную систему, предусматривавшую телесные наказания и клеймение за малозначительные преступления, вместе с тем этот закон нередко изображался как благо для рабов и средство защиты от злоупотреблений со стороны хозяев. Законом предусматривались религиозные праздники, обязательное участие в католическом богослужении, терпимость к смешанным бракам и меры по защите семьи. Большинство исследователей сходятся в том, что обращение в рабов чернокожих было обусловлено, в первую очередь, не расовыми или религиозными, а экономическими причинами. Известно, например, что рабами часто становились и белые европейцы, которые лишались свободы по политическим причинам (бунтовщики), за долги или в качестве наказания за совершение преступления. Однако миф о превосходстве белой расы был весьма распространен: к примеру, великий гуманист Вольтер в "Метафизическом трактате" (опубликован в 1734 году) писал: "Белый превосходит негра так же, как негр - обезьяну, а обезьяна - устрицу".

К концу 18 века в США и Великобритании, а также в других странах Европы, усилилось моральное и политическое неприятие работорговли. Деятельность таких организаций, как квакеры в Северной Америке и "Общество за искоренение работорговли" в Великобритании, способствовала росту общественной осведомленности о работорговле посредством публичных петиций, кампаний бойкота и распространения материалов, описывающих, а порой и иллюстрирующих условия жизни рабов на борту торговых судов или во время работы на плантациях. Кроме того, прибыльность этого промысла заметно уменьшилась. Историк Уолтер МинчинтонWalter Minchinton проанализировал финансовые результаты вояжа одного из кораблей рабовладельцев - Africa, который совершил путешествие по "треугольнику" в 1774 году. Изучение судового журнала и финансовых отчетов британского акционерного общества John Chilcott & Co, которому принадлежал корабль, показало, что расходы на рейс составили 5 442 фунтов стерлингов, а доходы, полученные от продажи рабов на Карибском острове Сент-Висент - 5 128 фунтов. То есть, рейс был убыточным. Джеймс Поуп-ХеннессиKames Pope-Hennessy, автор книги "Грехи Отцов. Атлантическая Работорговля"Sins of Fathers. Atlantic Slave Trade 1441-1807, указывает, что пример с Africa - типичный для того периода истории.

Сами рабы также восставали против своих угнетателей. Наиболее известным из таких восстаний является революция на Гаити (1791-1804 годы) - Наполеон Бонапарт отправил в колонию Франции экспедиционный корпус, однако французские войска, на тот момент сильнейшие в Европе, потерпели поражение (главной причиной поражения были не пули восставших рабов, а эпидемии). Это событие ознаменовало собой важный переломный момент для всего института работорговли, поскольку колониальные державы начали осознавать опасность, которую несут подобные восстания в политическом и военном отношениях. Этот фактор, а также набирающие силу голоса сторонников аболиционистских движений и меняющиеся экономические условия, вследствие чего экономическое значение некоторых европейских колоний уменьшилось, обозначили собой начало конца трансатлантической работорговли. Британское движение за запрещение работорговли особенно усилилось после кровавого восстания рабов на Ямайке (1831-1832 годы).

В начале марта 1807 года президент США Томас ДжефферсонThomas Jefferson подписал закон, запрещавший работорговлю (де-факто, рабство в США просуществовало до 1861 года). Чуть позже, в том же месяце, парламент Великобритании запретил работорговлю на всей территории Британской Империи. В последующие годы другие европейские страны последовали примеру США и Великобритании и приняли законы, запрещавшие рабство. Нидерланды приняли подобный закон в 1814 году, Франция - в 1815-м, Португалия окончательно отказалась от этой практики в 1830-м году. Однако лишь после того, как Куба и Бразилия отменили рабство (соответственно, в 1886 и 1888 годы), с трансатлантической работорговлей было покончено окончательно. Однако в иных странах мира рабство существовало еще долгое время: так, в Иране оно было запрещено в 1928 году, в Эфиопии - в 1942-м, в Катаре - в 1952-м, в Саудовской Аравии - в 1962-м. Последний запрет на использование рабского труда был введен в 1981 году - в Мавритании. Однако во многих случаях бывшие рабы не смогли получить реальной свободы и, де-факто, по-прежнему принадлежат бывшим хозяевам. По оценкам ООН, в 2005 году в Нигере насчитывалось до 800 тыс. рабов.

Наследие трансатлантической работорговли является предметом многих дискуссий. Не может быть сомнений в том, что в результате работорговли была уничтожена значительная часть языков, культуры и религии миллионов порабощенных африканцев. Перемещение столь большого числа людей из Африки подорвало экономику черного континента и, как полагают некоторые ученые, поставило Африку в постоянно невыгодное положение, по сравнению с другими частями мира. Рабство способствовало формированию искаженного восприятия африканцев в мире, оставив после себя в качестве наследия расизм и стереотипное восприятие африканцев как неполноценных людей.

Тень прошлого. Коллекция фактов

В 1990 году африканские государства впервые приняли декларацию, в которой требовалось, чтобы государства Европы и Америки, а также компании, которые нажились на работорговле и колонизации, выплатили странам черного континента $777 трлн. в качестве репараций.

Первые упоминания о рабах отмечены в 18 веке до н.э. - в Китае. Первым мыслителем, выступившим против рабства, был Эврипид (в трагедии "Гекуба"). Первым монархом, запретившим рабство, был Кир Великий, основатель Персидского государства.

Большинство рабов, которые были предназначены на экспорт в Европу и Америку, оставались в Африке. До момента продажи они, в большинстве случаев, были свободными людьми - они попали в рабство в результате войн или долгов. Первыми их хозяевами были такие же африканцы, которые перепродавали их белым торговцам. С точки зрения рабовладельцев, раб был легитимным товаром, потому что он являлся рабом в момент приобретения - этот аргумент долгое время использовался противниками отмены рабства в Европе и Америке.

Примерно 56% рабов, отправленных в Южную и Северную Америку, были мужчинами, 30% - женщинами, 14% - детьми. В начале 19 века чернокожие невольники на плантациях сахарного тростника на Ямайке работали 4 тыс. часов в год - втрое больше, чем современный фабричный рабочий. Рабы на хлопковых полях работали 3 тыс. часов в год.

На долю США пришлось не более 10% рабов, вывезенных из Африки. 90% невольников были поставлены на острова Карибского моря и в Южную Америку. Страной, получившей наибольшее количество черных невольников, считается Бразилия, на долю которой пришлось примерно 38% от объемов трансатлантической работорговли. Показательно, что до примерно 1820 года в Новый Свет попадало больше чернокожих, чем белых. Различные источники указывают, что число черных "переселенцев" превосходило число белых в 2-5 раз.

Среди рабов на островах Карибского моря и в Южной Америке смертность была столь высокой, а уровень рождаемости столь низким, что недостачу рабочей силы приходилось восполнять, привозя новых невольников из Африки. Большинство новых рабов умирали в течение первых трех лет после продажи на плантации. В США смертность была столь же высокой, но рождаемость превышала уровень Карибского моря на 80%. В результате, в середине 19-го века большинство рабов на британских островах Карибского моря и в Бразилии были рождены в Африке, а большинство рабов в США были американцами, как минимум, во втором поколении. В 1860 году чернокожие составляли 13% населения США, 89% из них были рабами. В свою очередь, у трети свободных чернокожих были свои собственные рабы (часто в этой роли выступали члены их семей, не имевшие вольной).

Чернокожие рабы появились в США еще до образования первых английских колоний. Первое упоминание о рабах относится к 1519 году - их завезли во Флориду испанцы.

В 1852 году писательница Гарриет Бичер-Стоу Harriet Beecher Stowe опубликовала роман "Хижина дяди Тома" Uncle Tom′s Cabin, которая стала самым популярным (по размерам совокупного тиража) романом 19 века и заняла второе место в списке самых популярных книг столетия, уступив только Библии. Прототипом для образа дяди Тома был бывший раб Джосайя ХенсонJosiah Henson (он впоследствии опубликовал мемуары и выступал с лекциями). Считается - во всяком случае таким было мнение многих современников Бичер-Стоу - что эта книга стала одной из причин войны Севера и Юга США (1861-1865). В свою очередь, публикация романа в Великобритании так повлияла на общественное мнение англичан, что Британская Империя отказалась помогать южанам, что, во многом, повлияло на результаты войны. Тем не менее, роман мало соответствовал действительности: Бичер-Стоу никогда не была на юге и судила о ситуации на основе пропагандистских прокламаций аболиционистов и по рассказам беглых рабов. К примеру, описанные ею гигантские плантации, на которых трудились черные невольники, в США были редкостью. В 1850 году лишь на 125 плантациях было более 250-ти рабов. Половина белых фермеров и ремесленников имели не более 5-ти рабов, и их жизнь (в материальном плане) была немногим лучше, чем у их невольников. В свою очередь, претензии к писательнице высказывают и чернокожие: по их мнению в романе выведен искаженный образ дяди Тома (всепрощающего, крайне религиозного и искренне преданного хозяевам человека), мало соответствующий действительности.

Цены на рабов в США колебались в зависимости от рыночной конъюктуры - например, они повышались с ростом цен на хлопок. Обычно мужчины стоили на 10-20% дороже женщин, а дети были вдвое дешевле мужчин.

Рабская рабочая сила позволила создать в США сеть железных дорог. Так, к 1860 году рабами была построена треть железнодорожного полотна США, что превышало общую протяженность железных дорог Великобритании, Франции и Германии.

Подавляющее большинство рабов в США - 95% - жили и работали в южной части страны (до 1861 года, когда рабство было отменено на всей территории США), на Севере рабства не было. Результатом этого было большое расслоение между богатыми и бедными на Юге - на Севере разрыв в доходах был намного меньше. В 1860 году две трети американцев, обладавших состоянием $100 тыс. и более, жили в южных штатах. При этом, по уровню жизни, Юг (естественно, оценивался уровень жизни белого населения) занимал четвертое место в мире, Север - 9-е.

В 1821 году аболиционисты США создали Американское Колонизационное Общество American Colonization Society, которое поставило своей целью отправку чернокожих обратно в Африку. Местом возвращения стала территория, впоследствии ставшая республикой Либерия (образована в 1847 году). Афро-американцы составляли не более 3- 5% населения новорожденной республики, но никогда не смешивались с местными племенами. Афро-амеркианцы традиционно занимали ключевые посты в структурах государственной власти (эта практика стала одной из причин кровопролитной гражданской войны в 1990-е годы). Система государственной власти Либерии была скопирована с США. Столицей страны стала Монровия, названная в часть президента США Джеймса МонроJames Monroe. В период с 1943 по 1982 год доллар США был национальной валютой Либерии.

Как черные становились белыми

Борьба за равноправие черных и белых американцев имеет долгую историю. Мы предлагаем историю основных законов США, которые превратили бывших рабов в полноценных граждан страны.

1652 год. Штат Род-Айленд принял первый в Америке (Северной и Южной) закон, запрещающий рабовладение. Его инициатором был теолог Роджер Уильямс Roger Williams, который впервые сформулировал принцип отделения церкви от государства.

1807 год. Президент США Томас Джефферсон Thomas Jefferson подписал указ, запрещающий работорговлю. Де-факто, за всю последующую историю США к уголовной ответственности был привлечен лишь один капитан судна, перевозившего рабов. Ему не повезло. Работорговцы того времени использовали разные флаги - например, они поднимали британский флаг, если к ним приближался американский патрульный корабль. В данном случае, работорговец принял американское военное судно за английское. Он поднял флаг США, что позволило патрульным произвести осмотр судна и обнаружить около 120-ти рабов. Капитан был судим в Нью-Йорке и повешен.

1862 год. Во время Гражданской войны в США, президент Абрахам Линкольн Abrakham Lincoln подписал Прокламацию об Освобождении РабовEmancipation Proclamation, благодаря которой были освобождены 4 млн. человек. Любопытно, что в качестве экспертов, которые определяли размеры компенсации, которые должны были получить бывшие владельцы рабов, выступали работорговцы. Еще один парадокс того времени. Командующий армией Севера (боролась с рабством) генерал Улисс ГрантUlysses Grant владел четырьмя рабами, которых долго отказывался освободить, несмотря на закон. В свою очередь, его оппонент-южанин генерал Роберт ЛиRobert Lee был яростным противником рабовладения и еще в 1840-е годы дал свободу своим невольникам.

1865 год. Конгрессом СШАUS Congress принята 13-я поправка к Конституции, которая окончательно поставила рабство вне закона. В результате, были освобождены оставшиеся 40 тыс. рабов в штате Кентукки и 1 тыс. в Дэлавере (эти штаты не упоминались в Прокламации Линкольна).

1866 год. Принята 14-я поправка к Конституции, гарантирующая всем гражданам равную защиту со стороны закона.

1866 год. Принят Закон о Гражданских ПравахCivil Rights Act, который гарантирует каждому гражданину одинаковые права при заключении и исполнении трудового контракта.

1869 год. Конгресс принял 15-ю поправку к Конституции, которая запрещает расовую дискриминацию в использовании избирательного права.

1896 год. Верховный Суд СШАSupreme Court сформулировал доктрину "раздельного, но равного" сосуществования чернокожих и белых американцев, которая, фактически, узаконила расовую сегрегацию, существовавшую в южных штатах страны. В 1954 году Верховный Суд отменил свой прежний вердикт.

1941 год. Президент Франклин РузвельтFranklin D. Roosevelt подписал Исполнительный Указ № 8802Executive Order 8802, в котором отменялась сегрегационная политика при найме на работу на предприятиях оборонной промышленности, получавших государственный заказ. Указ был принят под нажимом профсоюзов, объединявших чернокожих рабочих.

Были предприняты шаги по снятию ограничений на доступ чернокожих американцев к образованию. В 1955 году лишь 4.9% студентов университетов были представителями чернокожего меньшинства. В результате гражданских выступлений за права чернокожих, за пять лет этот показатель увеличился до 6.5%, однако в следующие пять лет - к 1965 году - опять снизился до 4.9%. Только благодаря дальнейшему законодательному закреплению равных возможностей для расовых и этнических меньшинств, число чернокожих студентов в американских университетах начало расти в 1960-1970 годы.

1964 год. Принят Закон о Гражданских ПравахCivil Rights Act, который устанавливал, что ограничение права голосовать не может быть обосновано некими стандартами в одежде или дополнительными требованиями к уровню грамотности. Де-факто, закон защищал права чернокожих американцев, которые, как правило, обладали худшим образованием, чем белые.

1965 год. Впервые президентом Линдоном ДжонсономLyndon Johnson было использовано понятие "политика положительного действия" "affirmative action" в Исполнительном Указе № 11246Executive Order 11246, который требовал от федеральных подрядчиков, чтобы наем на работу и трудовые отношения не находились в зависимости от расовой принадлежности, вероисповедания, цвета кожи или национального происхождения наемных работников.

Принят Закон о Гражданских ПравахCivil Rights Act, который ограничивал власти штатов в праве решать, кто может принимать участие в выборах. Президент подтвердил, что каждый американский гражданин должен обладать правом голосовать, но в этой стране еще имеют место неприятные факты, когда мужчинам и женщинам отказывают в праве голосовать на основании того, что они чернокожие. Закон был принят обеими палатами Конгресса подавляющим большинством голосов. Также законодатели уполномочили федеральное правительство регистрировать в списках для голосования тех граждан, которым было отказано в этом на уровне штата.

Оба эти закона сняли законодательные ограничения прав чернокожих принимать участие в выборах и послужили поводом для жестокого, иногда сопровождавшегося насилием, противостояния между сторонниками и противниками этих законов на протяжении 1960-1970-х годов. До принятия этих законов в южных штатах существовали, например, налоги с избирателя, которые взимались с граждан в качестве платы за участие в голосовании. Многие чернокожие американцы из числа бедноты не могли себе этого позволить. В некоторых штатах существовало условие, что право голосовать имел лишь тот гражданин, чей дедушка уже обладал таким правом. Такое ограничение касалось тех пожилых афроамериканцев, чьи деды были рабами. Более того, поскольку глава семьи не имел права голосовать, часто на этом основании в таком праве отказывалось его собственным детям и внукам.

Категория: История | Просмотров: 2614 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 0.0 | |

Источник: http://kpk.org.ua

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Май 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Форма входа
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана