Газета "Наш Мир" br> Газета
«Наш
Мир» Лично для меня тема «рая» очень мало волнует. Конечно, в иудаизме
есть такое понятие «Рай», «Ган Эден», как и «Ад», «Гей Хинном». Конечно,
мы верим в то, что Он всегда платит выполняющим Его волю, и что, при
этом, основная часть вознаграждения — в Мире грядущем. Но лично я не
знаю, что такое рай и что такое ад. И уж точно я не представляю себе,
что выполняю Его волю, чтобы попасть в Рай и избежать Ада, представляя
Рай и Ад в деталях. Во всяком случае, в моей голове нет картины, хоть
малейшее детализированной, того, что это такое. (Когда писал этот текст,
пришло в голову, что ад — это хаос. То есть ад, он ведь противоположен
миру жизни. Жизнь же — это обуздание хаоса. Отрицание энтропии,
антиэнтропия. Смерть — есть возвращение в состояние энтропии).
То есть да, про это, Ад и Рай, написано, у меня на столе или рядом
сейчас лежат минимум три книги на эту тему. Но! Все, что мы можем понять
— как-то выводится из имеющегося у нас опыта. Понять то, что СОВСЕМ вне
его рамок — наш разум не в состоянии по определению. А весь наш опыт —
это опыт сосуществования души и тела, духовного, обличенного в
материальную форму. Вообразить, что такое духовность вне связи с
материальностью вообще — мы не можем по определению. Метафора
«физического поля» тут не подходит, потому что физическое поле, свет и
т.п. — это так же материя, просто иной структуры. Метафора «информации»
тоже не подходит, т.к. информация также неотделима от материальных
носителей. Хотя это более тонкая метафора и более точная. Видимо,
максимально точная в имеющемся в моем распоряжении семантическом ряду.
Но если меня спросят, почему, я считаю, надо стремиться выполнять
волю В-севышнего, я отвечу так: потому, что это Его воля. Он повелел, Он
хочет. А Его желание есть благо. Еще точнее, Его желание есть то, что
дОлжно выполнять сотворенным.
То есть, выполнять не потому, что ты получишь за это награду. А
потому, что это надо выполнять. Даже не «надо», а потому, что выполнять
Его волю — естественно и приятно. Как, например, когда любимый человек
просит тебя принести в жаркий день чашку холодной воды — ты выполняешь
эту просьбу не потому, что рассчитываешь получить в будущем от любимого
награду — такую же чашку или еще что-то — но потому, что выполнить эту
просьбу — естественно и радостно, трудно даже представить, как ее можно
не выполнить. Это просто часть твоего естества.
Так же должно быть и с выполнением воли В-севышнего
«Не будьте как рабы, служащие господину с условием получения платы;
но будьте как рабы, не ждущие награды; и да будет страх Б-жий на вас».»
(«Пиркей Авот» — «Поучения отцов», 1:3).
Нужно действовать и сражаться не из страха перед Адом или любви к
Раю, но из любви ко В-севышнему. Любовь к Раю — это тоже вид
идолопоклонства. Т.е. придания сути несущему (в смысле не являющемуся
сутью).
Закон Б-га — это закон свободы и любви. Любовь есть свобода. И Б-г
хочет, т.е. именно для этого Он нас посла в этот мир, чтобы мы выполняли
Его волю из любви. Чтобы мы выбрали это — выполнение Его воли, пошли по
Его пути — именно по собственному выбору, без принуждения.
Заметьте, когда говорят про любовь, то, в первую очередь, как
выражение архетипа любви, приводят пример именно любви мужчины и
женщины. Хотя есть и любовь между братьями, и любовь родителей и детей,
она более бескорыстная, сильная и устойчивая, есть еще любовь собаки к
хозяину — это самая бескорыстная и самая сильная из могущих быть
приведенными в качестве примера «видов любви». Но даже смешно подумать,
что ее можно привести как образец, пример любви.
Почему же мы, не задумываясь, выбираем в качестве «любви с
определенным артиклем» именно любовь между мужчиной и женщиной? Казалось
бы, это есть самая проблематичная и зыбкая из имеющихся Любовей (мать
ведь никогда не разлюбит сына). Но это — самая свободная любовь. В
смысле, что она именно и всецело результат свободного выбора двоих.
Человек отличается от мертвой материи и животных именно наличием
свободы выбора, т.е. воли. (Она еще называется разум). И это есть
главное качество человека. И, следовательно, Б-г создал человек именно
ради актуализации этого качества.
Ради того, чтобы мы соблюдали Его волю не из-за желания получить за
это награду — будь то в материальном мире или в мире будущем, в виде
Рая, а «просто так».
|