| Газета "Наш Мир" br>  Газета
 «Наш
Мир»
 Лично для меня тема «рая» очень мало волнует. Конечно, в иудаизме 
есть такое понятие «Рай», «Ган Эден», как и «Ад», «Гей Хинном». Конечно,
 мы верим в то, что Он всегда платит выполняющим Его волю, и что, при 
этом, основная часть вознаграждения — в Мире грядущем. Но лично я не 
знаю, что такое рай и что такое ад. И уж точно я не представляю себе, 
что выполняю Его волю, чтобы попасть в Рай и избежать Ада, представляя 
Рай и Ад в деталях. Во всяком случае, в моей голове нет картины, хоть 
малейшее детализированной, того, что это такое. (Когда писал этот текст,
 пришло в голову, что ад — это хаос. То есть ад, он ведь противоположен 
миру жизни. Жизнь же — это обуздание хаоса. Отрицание энтропии, 
антиэнтропия. Смерть — есть возвращение в состояние энтропии).  
То есть да, про это, Ад и Рай, написано, у меня на столе или рядом 
сейчас лежат минимум три книги на эту тему. Но! Все, что мы можем понять
 — как-то выводится из имеющегося у нас опыта. Понять то, что СОВСЕМ вне
 его рамок — наш разум не в состоянии по определению. А весь наш опыт — 
это опыт сосуществования души и тела, духовного, обличенного в 
материальную форму. Вообразить, что такое духовность вне связи с 
материальностью вообще — мы не можем по определению. Метафора 
«физического поля» тут не подходит, потому что физическое поле, свет и 
т.п. — это так же материя, просто иной структуры. Метафора «информации» 
тоже не подходит, т.к. информация также неотделима от материальных 
носителей. Хотя это более тонкая метафора и более точная. Видимо, 
максимально точная в имеющемся в моем распоряжении семантическом ряду. 
Но если меня спросят, почему, я считаю, надо стремиться выполнять 
волю В-севышнего, я отвечу так: потому, что это Его воля. Он повелел, Он
 хочет. А Его желание есть благо. Еще точнее, Его желание есть то, что 
дОлжно выполнять сотворенным.  
То есть, выполнять не потому, что ты получишь за это награду. А 
потому, что это надо выполнять. Даже не «надо», а потому, что выполнять 
Его волю — естественно и приятно. Как, например, когда любимый человек 
просит тебя принести в жаркий день чашку холодной воды — ты выполняешь 
эту просьбу не потому, что рассчитываешь получить в будущем от любимого 
награду — такую же чашку или еще что-то — но потому, что выполнить эту 
просьбу — естественно и радостно, трудно даже представить, как ее можно 
не выполнить. Это просто часть твоего естества.  
Так же должно быть и с выполнением воли В-севышнего 
«Не будьте как рабы, служащие господину с условием получения платы; 
но будьте как рабы, не ждущие награды; и да будет страх Б-жий на вас».» 
(«Пиркей Авот» — «Поучения отцов», 1:3).  
Нужно действовать и сражаться не из страха перед Адом или любви к 
Раю, но из любви ко В-севышнему. Любовь к Раю — это тоже вид 
идолопоклонства. Т.е. придания сути несущему (в смысле не являющемуся 
сутью). 
Закон Б-га — это закон свободы и любви. Любовь есть свобода. И Б-г 
хочет, т.е. именно для этого Он нас посла в этот мир, чтобы мы выполняли
 Его волю из любви. Чтобы мы выбрали это — выполнение Его воли, пошли по
 Его пути — именно по собственному выбору, без принуждения. 
Заметьте, когда говорят про любовь, то, в первую очередь, как 
выражение архетипа любви, приводят пример именно любви мужчины и 
женщины. Хотя есть и любовь между братьями, и любовь родителей и детей, 
она более бескорыстная, сильная и устойчивая, есть еще любовь собаки к 
хозяину — это самая бескорыстная и самая сильная из могущих быть 
приведенными в качестве примера «видов любви». Но даже смешно подумать, 
что ее можно привести как образец, пример любви. 
Почему же мы, не задумываясь, выбираем в качестве «любви с 
определенным артиклем» именно любовь между мужчиной и женщиной? Казалось
 бы, это есть самая проблематичная и зыбкая из имеющихся Любовей (мать 
ведь никогда не разлюбит сына). Но это — самая свободная любовь. В
 смысле, что она именно и всецело результат свободного выбора двоих.  
Человек отличается от мертвой материи и животных именно наличием 
свободы выбора, т.е. воли. (Она еще называется разум). И это есть 
главное качество человека. И, следовательно, Б-г создал человек именно 
ради актуализации этого качества. 
Ради того, чтобы мы соблюдали Его волю не из-за желания получить за 
это награду — будь то в материальном мире или в мире будущем, в виде 
Рая, а «просто так». 
		
	  |