Газета
«Наш
Мир» Человечество подошло к той стадии технологического развития, когда последствия техногенных катастроф по своему влиянию на жизнь людей и экономику вполне сравнимы с применением оружия массового поражения.
Экологическая катастрофа и ее последствия
Технологическая мощь человечества уже дошла до таких пределов, что одно государство или даже крупная компания могут устроить техногенную катастрофу мирового масштаба.
И это наглядно было продемонстрировано 20 апреля этого года во время взрыва платформы глубоководного бурения Deepwater Horizon в 64-х километрах от побережья штата Луизиана.
Краткая хроника событий.
Вечер 20 апреля – взрыв (по некоторым версиям несколько взрывов) на платформе Deepwater Horizon, которая вела бурение на глубине 1,5 км. Платформа принадлежала крупнейшей компании офшорного бурения Transocean и был нанята нефтедобывающей корпорацией British Petroleum до 2013 года.
22 апреля – платформа тонет.
Далее. Появляется оценки выброса нефти из пробуренной скважины – до 1 тыс. баррелей в сутки. (1 американский нефтяной баррель равен примерно 136 кг. нефти). ВР заявляет, что не может самостоятельно справиться с аварией и обращается за помощью к американскому правительству. В район аварии направляются десятки судов, самолетов и вертолетов, несколько тысяч гражданских и военных специалистов.
Вводится запрет на лов рыбы в Мексиканском заливе и чрезвычайное положение в штатах Луизиана, Флорида и Алабама.
29 апреля – оценка выброса нефти увеличивается до 5 тыс. баррелей в сутки.
2 мая. Президент США Барак Обама прибыл в Новый Орлеан, чтобы лично проследить за ходом работ по ликвидации последствий аварии. Выступая перед журналистами, он назвал утечку нефти «потенциально беспрецедентной экологической катастрофой».
3 мая. После обнаружения новых источников утечки специалисты увеличили оценку выброса нефти из скважин до 100 тыс. баррелей в сутки. Нефтяное пятно площадью более 1,5 тыс. кв. км уже достигло дельты Миссисипи. Вдоль побережья расставлено 500 тыс. боновых ограждений, производится контролируемый поджог нефти, применяются сепараторы и химические дисперсанты.
ВР предлагает локализовать выброс нефти с помощью металлического купола, на сооружение которого уйдет 6-8 дней. Но если это не сработает, то придется бурить дополнительную скважину и уже через нее перекрывать извергающийся поток. Весь вопрос только в том, что бурение еще одной скважины займет порядка трех месяцев, а в Мексиканском заливе зарождается Гольфстрим. Если быстро не остановить утечку, то загрязненные воды попадут в Атлантический океан, убивая все живое на своем пути.
И произошедшая авария совсем не единичный случай. Согласно данным службы управления минеральными ресурсами США с 2001 года на буровых платформах в Мексиканском заливе зарегистрировано 858 возгораний и взрывов – по одному в четыре дня. Так что факт глобальной катастрофы был всего лишь вопросом времени.
Анализ катастрофы
Давайте посмотрим на произошедшие события со стороны.
Transocean совершила технологический прорыв. Впервые в океане на глубине 1500 метров была пробурена скважина. И не просто какая-то рядовая скважина, а глубиной целых 10 километров. Именно на этой отметке было обнаружено гигантское нефтяное месторождение, получившее название «Тибр». Несомненно, инженеры Transocean вывели разведку ископаемых на совершенно иной уровень. Но почему-то никто не озадачился вопросом, а как ведет себя нефть на таких глубинах.
Начнем с того, что каждый километр внутрь Земли дает увеличение температуры примерно на 15 градусов. Значит, найденное черное золото было разогрето до 150 градусов Цельсия, и это не считая огромного давления, под которым оно находится.
Вполне возможно, что скважина резко изменив баланс давления, перевела нефть в аэрозольное состояние, за которым и последовал взрыв. Аварии при сверхглубоком бурении случаются постоянно, и сразу возникает вопрос – почему произошедшее предварительно не было смоделировано в лабораторных условиях?
Далее. Как выяснилось, Deepwater Horizon не была оснащена дистанционно-управляемым блокиратором, использование которого в ряде нефтедобывающих стран является обязательным, а противовыбросовый превентор, установленный на платформе, почему-то не сработал во время аварии. Более того, его никто не испытывал на такой глубине.
Получается, что отдельные государства или компании, руководствуясь своими коммерческими интересами и надеясь на классический «авось», ставят под угрозу жизнь огромного количества людей.
И дело даже не в компенсациях, которые, несомненно, будут выплачены. Аварии такого масштаба разрушают среду обитания миллионов человек и их влияние на здоровье может сказываться годами.
Что делать?
Возникает вопрос, как создать систему, предотвращающие подобные катастрофы в будущем. Приведенные выше цифры показывают, что существующее регулирование на уровне государств с этой задачей не справляется.
ООН с ее механизмом принятия резолюций и отсутствием системы жесткого принуждения к их исполнению, также не отвечает новым вызовам времени.
Остается чуть ли не единственный вариант – создание мирового Правительства, главной задачей которого будет анализ и предотвращение рисков, угрожающих жизни на Земле.
Такое Правительство должно обладать правом запрета использования технологий, если не разработаны средства предотвращения и локализации крупных аварий. Глубоководное бурение вполне могло оказаться предметом анализа такого международного органа. И если бы им были разработаны требования к унификации и дублированию аварийных систем, то разыгравшуюся экологическую катастрофу можно было бы вполне предотвратить.
Даже простое озвучивание целей таким Правительством, учитывая, насколько современные компании зависят от общественного мнения, могло бы благоприятно сказываться на снижении рисков. Например, если для жизни людей на Земле признается опасным сокращение площади лесов, то может быть поставлена задача снижения потребления бумаги и ускоренного перехода на электронный документооборот. Одного этого будет достаточно, чтобы крупные компании перераспределили свои исследовательские бюджеты в нужном направлении.
Человечество уже имеет положительный опыт объединения мировых усилий для борьбы с разрушением озонового слоя и выбросами углекислого газа в атмосферу. Пришла пора придать этому опыту системный характер. В противном случае, аварии, подобные случившейся в Мексиканском заливе, будут неизбежно повторяться.
|