Газета "Наш Мир" br>Газета
«Наш
Мир»
Сейчас происходит новое обострение давнего спора между Исламской
Республикой Иран и Объединенными Арабскими Эмиратами. Официальные
представители ОАЭ, заручившись поддержкой арабских соседей по региону,
сделали ряд громких заявлений с требованиями вернуть три спорных
острова, занимающих стратегически важное положение в Персидском заливе.
Это ведет к дальнейшему усилению напряженности в и так непростых
отношениях между Ираном и арабскими монархиями Персидского Залива.
Причины
спора
Спорными являются острова Абу Муса, Большой Томб и
Малый Томб, расположенные на выходе из Персидского залива в Ормузский
пролив. Такое их расположение издавна делало эти три острова
стратегически важными, но сейчас их значение особенно велико, так как
через этот район проходит до тридцати-сорока процентов всего мирового
экспорта нефти.
Как же возник этот территориальный спор? В
предыдущие несколько веков многие острова в Персидском заливе и
Ормузском проливе по несколько раз меняли хозяев, переходя под контроль
арабов, португальцев, персов и британцев. В конце XVIII - начале XX
века Персия (Иран) скатывалась к полному политическому и экономическому
упадку, и страна постепенно теряла территории и независимость,
превращаясь в полуколонию. В этих условиях она не смогла успешно
противодействовать Британской империи, находившейся в зените
могущества. Британцы смогли подчинить многие острова в Персидском
заливе, в том числе и эти три небольших острова, которые Персия считала
своими. Формально остров Абу Муса стал считаться частью эмирата
Шарджа, а Большой и Малый Томб частью эмирата Рас аль-Хайма, эти и
другие эмираты входили в состав так называемого «Договорного Омана»,
бывшего протекторатом Великобритании. В них были размещены британские
войска, и всеми вопросами внешней политики также заведовали англичане.
Но Персия все это время не отказывалась окончательно от своих претензий
на эти территории, хотя и не могла ничего сделать.
Все начало
меняться в 1968 году. Великобритания решила вывести до конца 1971 года
все свои войска из районов к востоку от Суэцкого канала и тем самым
прекратить протекторат над территориями в Персидском заливе.
Первоначально англичане рассчитывали создать единую Федерацию Арабских
Эмиратов из всех зависимых территорий в заливе, то есть, включая
нынешние Объединенные Арабские Эмираты, Катар и Бахрейн. Однако большой
проблемой были претензии Ирана на Бахрейн, который в течение долгого
времени тоже был иранской территорией и большую часть населения которого
составляют хотя и арабы, но шииты. Шахское правительство Ирана имело
хорошие отношения с США и Великобританией, и в Лондоне очень не хотели,
чтобы они испортились из-за этого спора. Начались переговоры, в ходе
которых по информации, что просачивалась тогда в прессу, Великобритания
предложила Ирану компенсацию за признание Бахрейна. Поэтому когда в
1969-70 гг. Иран начал официально настаивать на возвращении островов Абу
Муса, Большой и Малый Томб, одновременно отказавшись от притязаний на
Бахрейн, многие посчитали, что иранцы договорился о размене с
Великобританией и арабскими эмиратами. В качестве необходимого
обоснования своих претензий Тегеран предъявил различные исторические
документы и карты, в которых острова Абу Муса, Большой и Малый Томб
отмечались как персидские территории.
Возможно, так бы спокойно
все и прошло, но Федерация Арабских Эмиратов начала разваливаться
раньше, чем получила независимость. Противоречия между правителями
эмиратов привели к тому, что в 1971 году Бахрейн и Катар провозгласили
свою независимость, а еще шесть из оставшихся семи эмиратов создали
Объединенные Арабские Эмираты (эмират Рас аль-Хайма присоединился в
1972 году). Пока шли переговоры о создании ОАЭ иранцы предприняли
попытку договориться при помощи англичан непосредственно с эмиратами
Шарджа и Рас аль-Хайма, но полного успеха им добиться не удалось.
Эмират Шарджа в конце ноября 1971 года согласился подписать меморандум о
взаимопонимании, в соответствии с которым они передавали иранской
стороне часть острова Абу Муса, в обмен на финансовую помощь. Размер
этой помощи достигал полутора миллионов фунтов стерлингов в год и ее
Иран должен был выплачивать до тех пор, пока нефтегазовые доходы Шарджи
не достигнут 3 миллионов фунтов стерлингов в год. Было достигнуто
соглашение и о разделе доходов от добычи природных ресурсов на острове и
в экономической зоне. Однако попытки заключить соглашение с эмиратом
Рас аль-Хайма провалились. В этой ситуации Иран перешел к решительным
действиям. За два дня до официального объявления независимости ОАЭ, 30
ноября 1971 года по приказу шаха Мохаммеда Реза Пехлеви иранские войска
высадились на всех трех островах и заняли их, несмотря на
последовавшие протесты от многих арабских стран.
После этого, в
конце 1971 года была предпринята первая попытка дипломатического
наступления на Тегеран, со стороны арабских стран. Арабским эмиратам
удалось заручиться поддержкой таких стран, как Ирак, Алжир, Ливия,
Кувейт и многих других. С их помощью вопрос об этих островах был
вынесен на обсуждение Совета Безопасности ООН, но там арабским
дипломатам не удалось добиться своего. Совет Безопасности фактически не
стал вмешиваться в это сложное дело, посоветовав лишь всем сторонам
мирным путем добиваться решения спора.
Современное
положение дел
За прошедшие десятилетия Иран только
укрепил свой контроль над островами и этому не помешали революция и
многолетняя война с Ираком. С 1992 Иран расширил контроль уже на всю
территорию острова Абу Муса, а иностранцам для пребывания на этих
островах теперь требуется получение иранской визы. В свою очередь
федеральное правительство Объединенных Арабских Эмиратов сегодня
отказывается признавать даже меморандум, по которому Шарджа передала
часть острова Абу Муса Ирану, требуя от иранцев начать переговоры о
возвращении или передать в Международный суд в Гааге дело обо всех трех
островах.
Очевидно, что эти требования для Тегерана абсолютно
неприемлемы и невыполнимы. Тут можно процитировать одно из недавних
заявлений иранского Министерства иностранных дел, в котором было прямо
сказано: «Мы никогда не будем вести переговоры о принадлежности этих
островов, которые всегда находились в собственности Ирана, и будут
принадлежать ему вечно». Сейчас эти острова очень хорошо защищены и
являются частью иранской оборонительной стратегии в Персидском заливе и
Ормузском проливе. На островах расположены иранские гарнизоны,
военно-морские базы, с которых могут действовать ракетные, торпедные
катера и подводные лодки, там же находятся береговые батареи
противокорабельных ракет HY-2, Raad, Noor, 122мм гаубиц, реактивных
систем залпового огня. От воздушных атак эти объекты прикрываются ЗРК
Hawk, 23мм и 35мм зенитными стрелковыми установками и т.п. Кроме того,
на острове Абу Муса, который является самым крупным из этих трех
спорных островов, построен еще и аэродром. Таким образом, Иран с
помощью военных баз расположенных на этих трех и еще нескольких
соседних островах (Ормуз, Кешм и т.д.) фактически контролирует
судоходство в этом стратегически важном районе.
Несмотря на это
руководство Объединенных Арабских Эмиратов в последние месяцы
развернуло очередное дипломатическое наступление против Исламской
Республики Иран. Как это уже бывало ранее, ОАЭ заручились поддержкой
Лиги арабских государств (ЛАГ) на мартовском заседании этой организации
в ливийском городе Сирт. ЛАГ приняла заявление, в котором три спорных
острова были названы территорией ОАЭ. В ответ последовал протест Ирана,
назвавшего это вмешательством в их внутренние дела. В принципе, к
подобным заявлениям в Тегеране уже привыкли, так как они принимались
ранее как той же ЛАГ, так и некоторыми другими арабскими организациями,
вроде Совета сотрудничества арабских государств Залива. Но
последовавший за этим новый выпад министра иностранных дел ОАЭ явно
привел к обострению конфликта между странами.
Глава МИД ОАЭ в
своем заявлении в середине апреля заявил, что «любая оккупация арабских
земель остается оккупацией. Не существует никакой разницы между
израильской оккупацией Западного берега, Голанских высот, Южного
Ливана, Газы. Нет такой земли, которая для нас более дорога, чем
другая». Далее он же добавил: «Как гражданин Эмиратов, я более озабочен
оккупацией этих трех маленьких островов. Я никого не собираюсь дурить,
но общий принцип один – для нас дорога каждая пядь арабской земли».
Подобную позицию министр повторил и в другом своем выступлении через
неделю.
Такие сравнения и ранее иногда высказывались в арабских
странах, но никогда их не произносили открыто официальные представители
государств такого высокого ранга. Это естественно вызвало резкую
реакцию Тегерана, так представитель МИД Ирана назвал такие сравнения
«неправильными и необоснованными», а первый вице-спикер иранского
парламента предупредил, что если заявления не будут поправлены, это
может сильно навредить отношениям двух стран.
Двусторонние
отношения между этими странами сейчас переживают и так далеко не лучшие
времена, а кроме территориального спора есть и много других проблемы. В
Тегеране с большим подозрением смотрят на очень близкие связи ОАЭ с
США и Францией и на наличие там американской и французской военных баз.
Многомиллиардные закупки вооружений, что производят ОАЭ, тоже не могут
оставаться незамеченными, учитывая, что основные деньги идут на
усиление ВВС, ПВО и флота. Так за несколько последних лет они получили
по ранее заключенным контрактам более сотни новых истребителей F-16 и
Mirage 2000, заказали ЗРК Patriot и системы ПРО THAAD, начали строить
новые ракетные корветы и катера. В свою очередь правителей ОАЭ сильно
тревожит иранская ядерная программа и расширение иранского влияния на
Ближнем Востоке.
Надо заметить, что, несмотря на эти конфликтные
точки, ОАЭ, являются крупнейшим иранским торговым партнером среди стран
Персидского залива. Правда львиную долю тут составляет товарооборот
Ирана с эмиратом Дубаи, через который Иран зачастую получает товары,
которые не может получить напрямую из-за ограничений, накладываемых в
западных странах на торговлю с ним. Так товарооборот между Дубаи и
Ираном составляет 12 миллиардов долларов и это в основном реэкспорт в
Иран товаров, приобретенных в других странах. Там же проживают по
некоторым данным до 400 тысяч иранцев. Таким образом, в случае сильного
ухудшения отношений между странами основной удар придется именно по
эмирату Дубаи, а политические позиции последнего в федерации были очень
сильно подорваны финансовым кризисом. К тому же США и так убеждают
власти Эмиратов принять меры против обхода иранскими компаниями
вводимых американцами и европейцами санкций с помощью торговли через
эмират Дубаи.
Из-за всего этого нельзя исключать того, что в ОАЭ
могут воспользоваться тем сильнейшим международным прессингом, что
оказывается на Иран по поводу его ядерной программы и пойти по пути
параллельного усиления давления на Иран в вопросе территориального
спора. По крайней мере, сейчас не заметно признаков того, что
руководство Эмиратов готово смягчить последние высказывания своего
министра иностранных дел. Продолжение же такой политики со стороны ОАЭ и
арабских монархий Персидского залива может вызвать и ответные
действия. Так иранская сторона, например способна опять поднять вопрос
статуса Бахрейна. В любом случае это будет способствовать дальнейшей
эскалации напряженности в зоне Персидского Залива.
|