Газета "Наш Мир" br>Газета
«Наш
Мир»
С приходом в 2002 году к власти в Турции реформистской Партии
справедливости и развития (АКП - Аdalet ve kalkınma partisi), во внешней
и внутренней политике страны стали ощущаться перемены в истинном смысле
этого слова.
Хотя оппозиционные этой партии националистские и консервативные
исламистские силы не столь уж верили в успех АКП после "маленькой"
победы, ведущей к триумфу, оппозиционным силам пришлось смириться со
своей судьбой.
Своим укреплением во власти АКП привнесла новшество в полярное
турецкое общество. Конечно, предотвратить поляризацию не удалось, вместо
этого политические элиты страны поменялись местами - на этот раз статус
политической элиты получили либеральные исламисты.
Без сомнения, заслуги АКР в деле завоевания статуса политической
элиты беспримерны. Самыми же удачными действиями правящей партии стали
шаги, ознаменовавшие переворот во внутренней и внешней политике страны в
истинном смысле этого слова.
Если когда-то вопросы внутренней и внешней политики страны решались
армией, то АКП удалось устранить этот традицию. Однако несомненным
является наличие у всех без исключения властей в Турции османских
амбиций. То, что Турцией не проводилась более удачная внутренняя и
внешняя политика, в той или иной мере ограничивало эти амбиции.
Власть АКП прекрасно знала о слабых сторонах страны в тех или иных
вопросах и для еще большего усиления своего имиджа реформаторов должна
была предпринять кардинальные шаги. По меньшей мере потому, что, как и у
предшествующих властей, у АКП также имелись османские амбиции, и
правящая партия знала о том, в связи с какими проблемами простой народ
был недоволен прежними властями.
И именно по этой причине в целях усиления пришло время проведения
основательных реформ.
Несмотря на начало в 2004 году переговоров по вступлению Турции в
Евросоюз, этот процесс затянулся. Основные причины этого - курдская
проблема, невыполнение Турцией требования открыть границу с Арменией и
непризнание ею "армянского геноцида", совершенного Османской империей в
1915 году.
В действительности, АКП прекрасно знала, что двери Евросоюза для
Турции закрыты. Но, несмотря на это, она продолжала проводить в целях
вступления в ЕС реформы внутри страны. Многие эксперты считают, что
проведенные АКП реформы в действительности осуществлялись не с
вышеуказанной целью, а для того чтобы превратиться в самое демократичное
государство на Ближнем Востоке, супергосударство.
Наряду с осуществленными реформами, проведя ощутимые изменения также
во внешней политике, Турция превратилась в посредника в деле разрешения
проблем региона. Начало диалогов Сирия-Израиль, Израиль-Ливан,
Палестина-Израиль и Пакистан-Афганистан является итогом именно внешней
политики Анкары.
На деле шаги, предпринимаемые ради "членства" в ЕС, осуществлялись с
целью стать самыми сильными на Ближнем Востоке. Однако, наряду с
Турцией, на Ближнем Востоке стремятся к гегемонии также Саудовская
Аравия, Египет, Израиль и Иран.
В такой ситуации для Анкары, игравшей на первом этапе активную роль в
разрешении замороженных конфликтов в регионе и мире, пришло время
сказать свое слово. В регионе же имелись Палестина, которую Анкара
рассматривает в качестве потенциальной османской территории, которую
оставили арабские государства, и арабо-израильский конфликт.
Палестинская проблема и арабо-израильский конфликт приобрели уже такой
статус, что, "решив" эту проблему, можно было завоевать авторитет в
регионе и исламском мире.
Основываясь на исторических принципах, Турция, претендующая на
османское влияние, не могла нанести вред своим связям с арабскими
государствами, напротив, укрепление этих связей стало для Анкары одним
из приоритетов.
Проведение военных действий в 2008 году в секторе Газа Израилем
послужило причиной регресса в отношениях Анкара - Тель-Авив и начала
арабо-турецких отношений. Первым ответным шагом Анкары в знак протеста
против военных действий в Газе стала ликвидация турецки парламентом
турецко-израильской межпарламентской группы дружбы.
Премьер-министр Эрдоган в Давосе попросил у президента Израиля "одну
минуту", чтобы прокомментировать происходящее в Газе, и тем самым
повысил свой авторитет как внутри страны, так и в арабских и исламских
странах. Эрдоган вернулся на родину "покорителем Давоса ".
После того как турецко-израильские отношения отошли на задний план,
Анкара для увеличения своей мощи в регионе должна была предпринять
некоторые шаги. Именно по этой причине Анкара пересмотрела свои
отношения с Багдадом и Дамаском, отменила визовый режим с Сирией и
подписала за один день 48 документов с Ираком.
В угоду Ирану тоже необходимо было предпринять соответствующие шаги, и
Эрдоган, выступая на Генеральной ассамблее ООН, отметил, что в то время
как весь мир обсуждает ядерную программу Ирана, никто даже не
интересуется ядерной программой Израиля.
Позднее Анкара отказалась от проведения совместных военных учений США
- Израиль - Турция, и "покоритель Давоса" Эрдоган сказал, что сделано
это было по желанию турецкого народа.
На самом же деле, Турция - на фоне всех этих событий - в открытую
заявляет всему региону, что Анкара - единственная сила и мощь во всем
регионе.
Сможет ли Турция реализовать в регионе свои османские амбиции или же
нет, покажет время.
|