Газета "Наш Мир" br>Газета
«Наш
Мир»
Пока эксперты в России и за ее пределами продолжают спорить о том,
усиливает Россия свое влияние на постсоветском пространстве или,
напротив, теряет его, Россия продолжает это самое пространство
содержать. Финансово. Т. е. регулярно выделяет бывшим постсоветским
республикам деньги на карманные расходы. И не только на карманные. Тут
многое зависит от кармана, от его ширины, глубины и прозрачности. В
смысле наличия в нем дырок или отсутствия таковых. Не все, конечно,
постсоветские карманы Россия наполняет банкнотами, не все клювы питает,
но многие.
Последним примером такого денежного
вспомоществования стало принятое Москвой в конце апреля решение выделить
несколько десятков миллионов долларов молодой киргизской республике, в
которой как раз в апреле в очередной раз обновилась власть. $20 млн
Киргизия получит (точнее, уже получила) в виде гранта (т. е.
безвозмездно), еще $30 млн – в виде льготного кредита. Безвозмездные $20
млн, как сообщил министр финансов временного правительства Киргизии
Темир Сариев, пойдут на погашение задолженности государства перед
бюджетниками.
Глупо в этой ситуации спрашивать, почему долги
киргизского государства перед киргизскими же бюджетниками оплачивает
Россия. Нелепо уточнять, с какого именно числа российские бюджетники
зажили настолько комфортно и сытно, что у сердобольного российского
правительства появилась возможность позаботиться наконец об измученных
безденежьем гражданах других стран. Об этом так же глупо спрашивать, как
и о том, с какой стати России оплачивать ремонт разгромленного
молдавской оппозицией в апреле прошлого года здания молдавского же
парламента. В том случае, напомним, речь тоже шла о $20 млн. И тоже
безвозмездных. С какой стати, повторю, непонятно, но, видимо, пора уже в
российском бюджете вводить специальную статью – «Помощь жертвам
апрельского безумия на постсоветском пространстве». Что-то вроде этого.
Но
это только совсем уж простодушным людям непонятно, с чего вдруг Россия
спонсирует буйных соседей, которые крушат все, что под руку подвернется,
в своем собственном доме. Людям, мало-мальски искушенным в политике,
понятно, что московские гранты и кредиты – это т. н. «геополитические
деньги». Т. е. плата России за обеспечение своих геополитических
интересов в конкретной стране. Это – не российское изобретение, а
мировая практика – плата союзникам (или тем, кого считаешь союзниками)
за геополитические услуги и гарантии. Вопрос только: в чем в данной
ситуации заключается геополитический интерес России? За что она дает
деньги той же Киргизии? За лояльность тамошнего режима? Но можно ли
рассчитывать на долгосрочную и даже среднесрочную лояльность
правительства, которое само себя называет временным, которое не
контролирует полностью территорию и ситуацию в стране, в которой в любой
момент может случиться новая революция, а то и, не дай Бог, гражданская
война?
Понятно, что ни о каких твердых гарантиях и долгосрочных
обязательствах в таких условиях и речи не идет. Россия деньги дать
сможет и дает, а ей гарантий дать не смогут. Разве что на словах. В виде
обещаний и заверений. Такие обещания России регулярно дают ее соседи по
СНГ. Но они, как зачастую показывает практика, недорого стоят, эти
обещания. Не $20 млн безвозмездно плюс $30 млн льготного кредита.
Тогда
в чем геополитический интерес России в Киргизии? В закрытии
американской авиабазы «Манас» под Бишкеком? Низложенный ныне президент
Бакиев, помнится, обещал России ее закрыть. Даже подписал в феврале
прошлого года закон о денонсации соглашения с США о размещении
американской базы в Киргизии. Недрогнувшей рукой подписал. Не дрожали у
него руки от волнения в предвкушении российского кредита. Владел собой
Бакиев. В апреле 2009 года Россия выделила Киргизии $300 млн на льготных
условиях (опять апрель – и опять миллионы!). А «Манас» и ныне там.
Только сменил название – с авиабазы на Центр транзитных перевозок. Что
не делает хрен и редьку сладкими, а ожидания Москвы – сбывшимися.
Коварный
Бакиев сегодня партизанит в Белоруссии, а США, как было объявлено на
днях, выделят Киргизии $15 млн в счет арендной платы за переименованный
«Манас». И не надо быть прорицателем, чтобы предсказать, что Бишкек,
какая бы власть в нем ни дислоцировалась, будет и впредь дергать и за
российское, и за американское вымя, а «Манас» и впредь останется
предметом торга Киргизии со всеми заинтересованными сторонами. Как, надо
думать, и российская авиабаза «Кант».
Какой еще у России может
геополитический интерес? Интересы российских компаний в Киргизии? С
учетом не самых завораживающих темпов развития киргизской экономики
интересы эти представляются как минимум обоюдными. Потому что российские
интересы, государственные или частные, к киргизским предприятиям – это
инвестиции, это работа и деньги для киргизских граждан. Это свет,
наконец, – от Камбаратинской ГЭС-1, на строительство которой Россия, как
ожидают в Киргизии, даст деньги. Большие деньги.
Так в чем же
тогда конкретный, гарантированный геополитический интерес в Киргизии,
чего она должна добиваться в обмен на деньги? На мой взгляд, главный,
основополагающий геополитический интерес России – это безопасность всех
без исключения граждан России, находящихся на территории Киргизии, и
всех без исключения русских, проживающих там постоянно. Тех, кого в
бывших республиках СССР называют «русскоязычными». Тех, на кого в ходе
апрельских событий в Киргизии нападали под антирусскими лозунгами, тех,
чьи дома громили то ли мародеры, примкнувшие к восставшим, то ли
наоборот. Вот что должна требовать Россия от киргизских властей, новых
или сверхновых: обеспечения безопасности русских жителей, принятия всех
мер для недопущения повторения подобных нападений на них в будущем.
Россия
должна этого требовать и без всяких грантов-кредитов, и уж тем более –
при условии выделения таковых. Как флот в обмен на газ, так и деньги – в
обмен на гарантии безопасности. Понятно, что от погромщиков пострадали
не только русские жители Киргизии, но и представители других
национальностей, которых власти точно так же обязаны защищать. Но мы в
данном случае говорим о конкретных российских геополитических интересах.
Нельзя
не вспомнить хрестоматийный, набивший всем оскомину, но ни на йоту не
утративший своей актуальности пример с гражданами США, которых в любом
уголке мира нетрудно узнать не только по характерному говору, но и по
уверенному, зачастую сверхуверенному поведению. Они так уверенно себя
чувствуют потому, что знают: у них за спиной – американское посольство,
консульство, Госдепартамент, СМИ, ФБР, ЦРУ, вертолеты, авианосцы,
морская пехота и прочая, и прочая. В смысле случись что нехорошее с
гражданином США – и вся эта махина ринется на его защиту. Если
потребуется – вся разом ринется, можно не сомневаться. Либо, по крайней
мере, та ее часть, чье вмешательство в данном случае позволит
максимально быстро и эффективно решить проблему.
Вот когда любой
гражданин России – политик, бизнесмен, журналист, турист или русский
человек, отождествляющий себя с россиянами и надеющийся на Россию, –
будет так же уверенно и комфортно чувствовать себя в Киргизии или любой
другой стране на постсоветском пространстве, тогда можно будет абсолютно
определенно сказать: эта страна находится в сфере геополитического
влияния России. Когда преступники или вполне себе официальные лица
(чиновники, представители правоохранительных органов) тысячу раз
подумают, прежде чем осмелятся нарушить права россиян или русскоязычных,
не говоря уже о том, чтобы напасть на них, потому что будут знать, что
безнаказанными точно не останутся, тогда это будет означать, что страна
находится под сильнейшим геополитическим влиянием России. А не в том
случае, когда государственные деятели, широко улыбаясь и обещая России
вечную любовь и дружбу, показывают ей в кармане шиш. В набитом
российскими деньгами кармане. И тихо, а порой и громко ненавидят Россию,
как ненавидели СССР некоторые «дружественные» ему страны, режимы,
движения и партии, существовавшие на советские деньги.
Новые
киргизские власти я в данном случае не имею в виду: они еще толком и в
любви-то к России признаться не успели. Разве что в симпатии… Зато
успели получить 20 безвозмездных миллионов. И если уж гранты не
предусматривают возвратов и процентов (на то они и гранты), то гарантии
оправданности их предоставления они предусматривать должны. Как
российская финансовая помощь Киргизии (и любой другой стране на
территории бывшего СССР) должна предусматривать и оговаривать гарантии
безопасности россиян и русскоязычных жителей в Киргизии.
Если
Россия хочет соблюсти свои стратегические геополитические интересы в
этой стране, в этом случае она должна требовать подобных гарантий, в т.
ч. в ультимативной форме, если потребуется. И по-другому, увы, не
получается. Требовать, увязывая этот вопрос в т. ч. с присутствием
киргизских трудовых мигрантов в России. С квотой на их присутствие, о
чем на волне последних событий заговорили наконец и отдельные российские
политики (как говорится, пока погром не грянет…). А то и с самой
возможностью присутствия.
Мигранты, конечно, не виноваты в том,
что некоторые их соотечественники нападают на русских в Киргизии. Но
денежные суммы, которые мигранты отсылают домой, не то что сопоставимы, а
существенно превосходят российские кредиты и гранты Киргизии: речь, по
данным экспертов, идет о суммах до $500 млн ежегодно. Присутствие
киргизских трудовых мигрантов в России – геополитический и экономический
интерес Киргизии, а безопасность русского населения Киргизии, равно как
и российских граждан в Киргизии, – геополитический интерес России.
Должна быть таким интересом. Если мы говорим о геополитике и влиянии –
извне и внутри. А не о спонсировании и содержании.
|