Газета
«Наш
Мир» О сенсационной находке в стене Церковной лестницы Зимнего дворца Эрмитаж сообщил сразу после ее обнаружения. Мы обещали читателям рассказать подробно об обстоятельствах этого удивительного открытия.
В понедельник 26 апреля 2010 года на площадке второго этажа Церковной лестницы проводились работы по установке электрощита. Кирпичная кладка стены была вскрыта. Вынув два первых кирпича, электромонтажники Михаил Смирнов и Алексей Кукурудза неожиданно увидели руку. Луч фонарика высветил очертания статуи. Проникнув в проем, они обнаружили скульптурную группу из тонированного под бронзу гипса, изображающую мужчину и мальчика. Когда и кто замуровал скульптуру в стену? На эти вопросы ответы нашлись сразу. Рядом были найдены старый календарь и записка:
Скульптурная группа, оставленная в З. Д. музеем Революции и замурованная в дверн.проем, заделанный кладкой с двух сторон в восточной галерее З.дворца, февраль 1947.
На обороте календаря рабочие оставили свои подписи и дату - 22 февраля 1947 года.
В 1888 году выпускник Императорской Академии художеств Владимир Александрович Беклемишев (1861-1920) получил право на заграничную пенсионерскую поездку. Во время пребывания в Италии он создал несколько скульптур. Среди них - "Христианка первых веков" (1891, мрамор), "Как хороши, как свежи были розы" (1892, мрамор, бронза) и "Беглый раб" (1891, гипс тонированный). Вернувшись в 1892 году на родину, Беклемишев показал итальянские работы на выставке в Академии художеств и был удостоен за них звания академика. Это было начало плодотворной творческой биографии скульптура, оставившего заметный след в истории русского искусства и ставшего наставником целой плеяды талантливых мастеров, среди которых были С. Т. Коненков и А. С. Голубкина. Яркий представитель русской академической школы конца XIX столетия - Беклемишев, которого С. Т. Коненков назвал "воплощением старой Академии", был востребован своим временем и не забыт в XX веке. Работы В. А. Беклемешива хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже и в других музеях России.
В 2011 году исполнится 150 лет со дня рождения Владимира Александровича Беклемишева. В связи с юбилеем скульптора в Русском музее состоится персональная выставка мастера. Сотрудник Русского музея Наталья Викторовна Логдачева занялась поисками его пенсионерской работы "Беглый раб".
История этого произведения Беклемишева ясно прослеживалась до 1920-х годов. В 1893 году группа "Беглый раб" представляла русское искусство на "Всемирной Колумбовой Выставке" в Чикаго (США), приуроченной к 400-летию открытия Америки Колумбом. Известно, что долгое время скульптура оставалась собственностью автора, а в 1918 году он передал свое произведение в дар Академии художеств. В 1920-х годах скульптура попала в Музей революции, который в то время имел помещения в Зимнем дворце.
В каталоге "Скульптура и рисунки скульпторов конца XIX - начала XX века", выпущенной Третьяковской галереей в 1977 году, группа значится как несохранившаяся. Несмотря на это Наталья Викторовна активно продолжала поиски, обращалась она и к хранителю Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа - Лине Анатольевне Тарасовой. Поэтому, увидев найденную в стене скульптуру, Лина Анатольевна сразу поняла, что это за находка.
Удивительно, что произведение, долгие годы считавшееся утраченным, обнаружилось чудесным образом накануне юбилея скульптора. Пока остается неясным, почему "Беглый раб" был замурован в стенной проем Зимнего дворца. На этот вопрос еще предстоит найти ответ.
Мы будем следить за дальнейшей судьбой вновь обретенной работы профессора Академии художеств Владимира Александровича Беклемишева.
|